Categories:

Заброшенная стартовая позиция ЗРК C-125

Недавно я рассказывал о множестве заброшенных позиций ЗРК С-75, располагавшихся в окрестностях Куйбышева для обеспечения противовоздушной обороны объектов куйбышевского промышленного узла.

В подавляющем большинстве своём эти заброшенные стартовые позиции дошли до наших дней в значительно разрушенном виде, и отчетливо читаются в основном только на космических снимках, на земле же от них мало что осталось, как, например, от 8-го ЗРДН комплекса С-75 в окрестностях пос. Усть-Кинельский.

Однако среди артефактов прошлого, неплохо сохранившихся и поныне, встречаются и заброшенные позиции ЗРК более позднего советского периода.

На современном спутниковом снимке видно, что на местности сохранились обваловки пусковых установок и центральная насыпь, на которой помещалась станция наведения:




Эту заброшенную стартовую позицию зенитно-ракетного комплекса С-125 я обнаружил на спутниковом снимке лет 10 назад, и затем пару раз выезжал на местность - на велосипеде летом 2011 года и на машине в 2015-м.

Пипичная стартовая позиция комплекса С-125 выглядит вот так - обваловки прикрывают пусковые установки:



Вот что пишут об оборудовании позиций С-125 в литературе:
Пусковые установки на подготовленной позиции располагались в полукольцевых обваловках с выносом относительно антенного поста СНР в сторону сектора ответственности дивизиона.

Для уверенного выхода в намеченную точку использовал GPS-навигатор, в котором отметил координаты объекта. снятые со спутникового снимка:

Изображение

Спустя известное время кручения педалей в горку впереди замаячила цель - на горизонте стала заметна обваловка позиций:

Изображение

С дороги видна лишь одна из многих насыпанных на бугре обваловок:

Изображение

Но вот, наконец, поворот налево от лесопосадки, вдоль которой шла грунтовка, еще пара сотен метров - и   впереди появляются траншеи то ли разрушенного, то ли недостроенного фундамента неких сооружений:



Изображение

Казармы или караулка тут были - непонятно, да и степень завершенности объекта тоже не очевидна:

Изображение

Радует почти полное отсутствие следов "цивилизации" - несколько консервных банок разных эпох и различного сохрана - не в счёт ;)

А вот и они - обваловки пусковых установок:

Изображение

Не ожидал, что они такие огромные - метров по 6 в высоту!

Чуть в стороне расположена еще одна обваловка - то ли для аппаратной кабины командного пункта, то ли для дизель-электростанции:



Сооружение достаточно масштаное:



Вокруг обваловок сохранились следы подъездных дорог :



Земляные насыпи обваловок успели густо зарасти травой, между обваловками успели вырасти даже деревья:


Изображение

Склоны - достаточно крутые и отлично сохранившиеся



Изображение







Изображение


Даже гребни не размыты дождями - впрочем, грунт тут достаточно каменистый



Изображение

Размеры впечатляют

Изображение

Открывающиеся с валов виды на окрестности - тоже

Изображение

Летом тут весьма живописно:



Изображение



Изображение

Масштаб сооружения может приблизительно передать только панорама:



Изображение

Закатываю велик на центральную горку - раньше там должна была находиться станция наведения:

Изображение

Горка продолговатая и с двух сторон имеет аппарели, так что заехать на неё можно довольно легко, и не только на велосипеде:

Изображение

В 2015-м по я легко заезжал на место станции наведения ракет на машине:



Сооружение было заброшено как минимум пару-тройку десятков лет назад, судя по выросшим внутри обваловок деревьям

Изображение



Изображение

К разрывам в обваловках были подведены дороги - что ясно видно даже сегодня по прекрасно сохранившимся кюветам:

Изображение

Местность вокруг настолько живописна, что стоит потраченных на поездку усилий:

Изображение



Изображение



Изображение



Изображение



Изображение

Вдали виден пос. Пчёлка и антенны непонятного назначения:

Изображение

Вот и одинокий капонир - что интересно, с окружающих полей виден только он один, остальные скрываются склоном вершинки:

Изображение

Что интересно - в сентябре 1971 года. когда американским спутником-шпионом был сделан этот снимок, никаких объектов на месте этой позиции еще не существовало, несмотря на то, что первая модификация С-125 была принята на вооружение в 1961 году:



Весьма вероятно, что описываемая позиция была либо недостроена, либо по какой-то иной причине (например, по причине перехода на С-300) была снята с дежурства приблизительно еще до развала Союза...