Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Судьба "Красного Перекопа"

53.291874, 50.163531 - координаты места, где до осени 2008г (или лета 2010 г. по другим источникам) находились останки 2 колесных буксиров:




Есть мнение, что один из этих ныне несохранившихся колесных пароходов - паровой буксир (проекта 732 или 733), который водил плоты по Волге и Каме.
Назывался он колесный буксир "Красный Перекоп":

"Красный Перекоп" долгое время использовался в качестве дебаркадера на лодочной станции з-да Катэк на Советской Армии, затем в 1977-79 г.г. его перевезли в Грязный затон. Там он использовался в том же качестве (ребенком я иногда ночевал в нем, помню как обжигала ступни клепаная палуба)

После перестройки он был брошен на берегу затона и долгое время ржавел там.

В 2004-05 годах его местные энтузиасты разрезали и по льду утащили на металл. На месте его последнего пристанища до сих пор лежит асбестовая обмотка паровых труб, остатки теплообменников и пр.


Снимок 1971 года подтверждает, что в это время буксиров в Грязном затоне не было:



Впервые эти два буксира я увидел на этом месте то ли в 1979-м, то ли в 1980-м году, когда мой дядька прокатил меня с Красной Глинки в Грязный затон и обратно на своей "Казанке".
Потом я плавал к этим ржавым колесным буксирам на байдарке во второй половине 1980-х и даже высаживался на палубу одного из них летом 1992 года.
Уже тогда в крыше надстройки зияли огромные дыры - кому-то понадобились листы обшивки старого колесника, и они были варварски вырезаны газорезкой...

В 2011 году от колесников не осталось уже и следа - видимо, обломки корпусов утащили по льду на разделку:




Еще одно сообщение об этом буксире на речном форуме:
Какое-то время до 1978 года буксир стоял под НФС г.Самары.В 78 году переведён (перешёл?) в затон Грязный и использовался как дебаркадер лодочной станции завода КИНАП [автор ошибся, в следующем сообщении уточнил - завода КАТЭК].
Затонул тогда же по халатности сторожей станции.
Я рыбачил над ним лет 15, во вторник,23.10.2012 г.будет поднят сборщиками чермета и порезан на металл (убил бы,но это их хлеб).
Говорил с ними лично, если не врут, водоизмещение 120 тонн, длина 45 метров.


Название второго буксира, по-видимому - "Кожанов".

Но есть и иное мнение - что "Красный Перекоп" - это переименованный в 1929 году буксирный пароход "Татьяна":
Список паротеплоходов Волжского Госпароходства Подлежащих переименованию, согласно утверждению таковых Начальником Центрального Управления Внутренних Водных Путей от 18/I-1929 г. на основании приказа НКПС от 29/IX-1928 г. № 559.

№№ п/п / Старое название / № суд.св. п/приписке / Мощность в индик.силах / № свид. Регистра СССР / Вновь намеченное название

...
Буксирные пароходы:

...
13. "Татьяна" / 767 / 230 / 8521 / "Красный Перекоп"
...
Начальник Отдела Внутреннего Судоходства / Шестаков /



Получается, "Татьяна" мощностью 230 л.с. - это и есть "Красный Перекоп"?

Увы, выяснить это уже вряд ли возможно, в судьбе "Красного Перекопа" ясно лишь одно - он нашел свое последнее пристанище на берегу Грязного затона, простоял там почти три десятилетия, и был порезан на металлолом...

Tags: Самара, Самарская Лука, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments