Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Мацепура - друг студента

Все заставшие СССР в сознательном возрасте наверняка слышали о советской традиции проведения "битвы за урожай" с привлечением в деревню городских жителей - сотрудников НИИ, работников предприятий, организаций, школьников и студентов.

Во всех практически ВУЗах и техникумах было принято как минимум на месяц перед началом занятий отправлять в колхозы и совхозы студентов (в основном трех младших курсов) для помощи в сборе урожая.
Называлось тогда это мероприятие у нас в Куйбышеве (да и, пожалуй, еще много где) отправкой "на картошку", хотя далеко не всегда это означало участие в уборке урожая именно картофеля - ездили мы тогда и на уборку сахарной свеклы, и на заготовку силоса, но по традиции называлось это именно поездкой "на картошку".

Конкретно на сборе картошки я оказался в сентябре 1980-го года зеленым первокурсником КуАИ (Куйбышевского авиационного института, ныне - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва), практически сразу после вступительных экзаменов.

Поселили нас в живописном доме отдыха одного из самарских оборонных заводов, расположенном среди огромных корабельных сосен на берегу реки Кондурчи, а работать возили автобусами на бескрайние картофельные поля совхоза "Красноярский".

Там то, на огромных просторах красноярских полей, я и услышал впервые это загадочное слово мацепура.



Фото - chronograph

Приехали мы в самый разгар начавшихся осенних дождей, и каждое утро, отправляя нас на поля копать картошку вилами, собирать их в ведра из-под масла и ссыпать затем урожай в остро и пряно пахнущие импортные джутовые мешки из-под какао-бобов с шоколадной фабрики, наши кураторы-преподаватели обещали - погодите, мол, дождь закончится, малость просохнет, в поле выйдет мацепура, и станет значительно легче...

Грязь, налипающая килограммами на кирзачи, вечно сырые бушлаты и ватники, промокшие и волглые от грязи перчатки быстро надоели всем хуже горькой редьки, и появления этой непонятной и загадочной мацепуры мы ждали, как манны небесной.

Но вот, наконец. погода дала передышку, дождик закончился, осенние ветры быстро подсушили жирные красноярские черноземы, и в поля наконец-то вышли долгожданные мацепуры.

Как оказалось, этим загадочным инопланетным словом обозначался диковинный и неказисто выглядящий прицепной агрегат, состоявший из кучи цепей, валов и сетчатых транспортерных лент, который по бескрайним картофельным полям таскал за собой трактор, оставляя после себя полосу взрыхленной земли, на поверхности которой в процессе уборки магическим образом оказывались картофельные клубни, собирать которые по следу этой мацепуры и надлежало нам, студентам-первокурсникам.

Весь цимес ситуации заключался в том, что за мацепурой на земле оставалось всего несколько процентов клубней, соскочивших с транспортерных лент или вывалившихся из бункера мацепуры в процессе механизированной уборки, что, конечно же, резко уменьшило наши трудозатраты и увеличило скорость уборки, а, значит, и семимильными шагами приближало её окончание и наше возвращение в город, к учебе.

Так что оказалось, что мацепура - лучший друг студента на картошке,  и мы почти физически ощущули боль, если вдруг одна из мацепур ломалась ;)
Впрочем, за мацепурами зорко следили бригады техников в совхозных летучках, и при помощи лома, кувалды, автогена и такой-то матери под умелыми и ничего не боящимися руками совхозных механиков мацепура оживала буквально через пару часов.

Инопланетно-загадочно звучащее слово мацепура и его происхождение меня тогда крайне заинтересовали, но расспросы ни преподвателей-кураторов, ни трактористов или механиков, ни даже совхозного бригадира ничего не дали - все отвечали примерно одно и то же - де, всю жизнь так зовём, мацепура она и есть мацепура, с тех самых пор, как появилась, так и зовется...

И только собравшись писать этот пост, я не без некоторого труда при помощи Всемирного Разума и его полномочного представителя Гугла смог выяснить, что, во-первых, мацепура - это не местечковый диалект, так называли во времена оно картофелеуборочные комбайны по многим городам и весям бывшего Советского Союза, а во-вторых, как это часто случается, название это - первоначально имя собственное, ставшее позднее нарицательным, и правильно пишется оно Мацепуро.



Мацепуро Михаил Ефремович (1908 — 1971) - видный ученый в области  механизации производственных процессов сельского хозяйства, академик АН БССР:

Михаил Ефремович родился 21 ноября 1908 г. в д. Барбаров Мозырского района Гомельской области. В 1927 г. по путевке Оршанского окружного отдела народного образования М. Е. Мацепуро направляется на учебу в Ленинград. В 1932 г. заканчивает факультет индустриального земледелия Ленинградского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

После окончания института М. Е. Мацепуро возвращается в Беларусь и работает старшим научным сотрудником, директором Белорусской научно-исследовательской станции механизации и электрификации сельского хозяйства. В течение нескольких лет он провел большую организационную работу по созданию и внедрению в производство тракторных картофелеуборочных машин, котлов-парообразователей, кормозапарников, опубликовал первые научные работы и защитил кандидатскую диссертацию.
...
М. Е. Мацепуро был инициатором создания Западной машинно-испытательной станции, которая первые годы была в составе института. В начале 50-х гг. ХХ в. был построен цех для изготовления экспериментальных машин, который впоследствии стал крупным экспериментальным заводом, выпускающим целый ряд машин, разработанных в институте.

Видимо, с самого начала появления этих диковинных картофелеуборочных комбайнов к ним и приклеилось имя изобретателя, а потом стало нарицательным и "ушло в народ", постепенно утеряв историю происхождения...

Мацепуры, как я узнал несколькими десятилетиями позже того, как увидел впервые, выпускали и на нашей самарской земле, на заводе "Салют" на Мехзаводе - об этом в своё время писал chronograph в своём посте об истории завода:

В 1953 году постановлением Совета министров СССР заводу было поручено освоить производство картофелеуборочных комбайнов,

с 1953 по 1955 годы на заводе было выпущено 14269 картофелеуборочных комбайнов ККР-2



Фото - chronograph

Вот такие они, мацепуры - друзья многих поколений советских студентов, появившиеся на свет благодаря академику Мацепуро, и, полагаю, не без гордости носящие его имя...

Tags: СССР, давайте разберемся, забытая история, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Загадки самарской набережной

    Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место? Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Загадки самарской набережной

    Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место? Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…