Во всех практически ВУЗах и техникумах было принято как минимум на месяц перед началом занятий отправлять в колхозы и совхозы студентов (в основном трех младших курсов) для помощи в сборе урожая.
Называлось тогда это мероприятие у нас в Куйбышеве (да и, пожалуй, еще много где) отправкой "на картошку", хотя далеко не всегда это означало участие в уборке урожая именно картофеля - ездили мы тогда и на уборку сахарной свеклы, и на заготовку силоса, но по традиции называлось это именно поездкой "на картошку".
Конкретно на сборе картошки я оказался в сентябре 1980-го года зеленым первокурсником КуАИ (Куйбышевского авиационного института, ныне - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва), практически сразу после вступительных экзаменов.
Поселили нас в живописном доме отдыха одного из самарских оборонных заводов, расположенном среди огромных корабельных сосен на берегу реки Кондурчи, а работать возили автобусами на бескрайние картофельные поля совхоза "Красноярский".
Там то, на огромных просторах красноярских полей, я и услышал впервые это загадочное слово мацепура.
Фото - chronograph
Приехали мы в самый разгар начавшихся осенних дождей, и каждое утро, отправляя нас на поля копать картошку вилами, собирать их в ведра из-под масла и ссыпать затем урожай в остро и пряно пахнущие импортные джутовые мешки из-под какао-бобов с шоколадной фабрики, наши кураторы-преподаватели обещали - погодите, мол, дождь закончится, малость просохнет, в поле выйдет мацепура, и станет значительно легче...
Грязь, налипающая килограммами на кирзачи, вечно сырые бушлаты и ватники, промокшие и волглые от грязи перчатки быстро надоели всем хуже горькой редьки, и появления этой непонятной и загадочной мацепуры мы ждали, как манны небесной.
Но вот, наконец. погода дала передышку, дождик закончился, осенние ветры быстро подсушили жирные красноярские черноземы, и в поля наконец-то вышли долгожданные мацепуры.
Как оказалось, этим загадочным инопланетным словом обозначался диковинный и неказисто выглядящий прицепной агрегат, состоявший из кучи цепей, валов и сетчатых транспортерных лент, который по бескрайним картофельным полям таскал за собой трактор, оставляя после себя полосу взрыхленной земли, на поверхности которой в процессе уборки магическим образом оказывались картофельные клубни, собирать которые по следу этой мацепуры и надлежало нам, студентам-первокурсникам.
Весь цимес ситуации заключался в том, что за мацепурой на земле оставалось всего несколько процентов клубней, соскочивших с транспортерных лент или вывалившихся из бункера мацепуры в процессе механизированной уборки, что, конечно же, резко уменьшило наши трудозатраты и увеличило скорость уборки, а, значит, и семимильными шагами приближало её окончание и наше возвращение в город, к учебе.
Так что оказалось, что мацепура - лучший друг студента на картошке, и мы почти физически ощущули боль, если вдруг одна из мацепур ломалась ;)
Впрочем, за мацепурами зорко следили бригады техников в совхозных летучках, и при помощи лома, кувалды, автогена и такой-то матери под умелыми и ничего не боящимися руками совхозных механиков мацепура оживала буквально через пару часов.
Инопланетно-загадочно звучащее слово мацепура и его происхождение меня тогда крайне заинтересовали, но расспросы ни преподвателей-кураторов, ни трактористов или механиков, ни даже совхозного бригадира ничего не дали - все отвечали примерно одно и то же - де, всю жизнь так зовём, мацепура она и есть мацепура, с тех самых пор, как появилась, так и зовется...
И только собравшись писать этот пост, я не без некоторого труда при помощи Всемирного Разума и его полномочного представителя Гугла смог выяснить, что, во-первых, мацепура - это не местечковый диалект, так называли во времена оно картофелеуборочные комбайны по многим городам и весям бывшего Советского Союза, а во-вторых, как это часто случается, название это - первоначально имя собственное, ставшее позднее нарицательным, и правильно пишется оно Мацепуро.
Мацепуро Михаил Ефремович (1908 — 1971) - видный ученый в области механизации производственных процессов сельского хозяйства, академик АН БССР:
Михаил Ефремович родился 21 ноября 1908 г. в д. Барбаров Мозырского района Гомельской области. В 1927 г. по путевке Оршанского окружного отдела народного образования М. Е. Мацепуро направляется на учебу в Ленинград. В 1932 г. заканчивает факультет индустриального земледелия Ленинградского института механизации и электрификации сельского хозяйства.
После окончания института М. Е. Мацепуро возвращается в Беларусь и работает старшим научным сотрудником, директором Белорусской научно-исследовательской станции механизации и электрификации сельского хозяйства. В течение нескольких лет он провел большую организационную работу по созданию и внедрению в производство тракторных картофелеуборочных машин, котлов-парообразователей, кормозапарников, опубликовал первые научные работы и защитил кандидатскую диссертацию.
...
М. Е. Мацепуро был инициатором создания Западной машинно-испытательной станции, которая первые годы была в составе института. В начале 50-х гг. ХХ в. был построен цех для изготовления экспериментальных машин, который впоследствии стал крупным экспериментальным заводом, выпускающим целый ряд машин, разработанных в институте.
Мацепуры, как я узнал несколькими десятилетиями позже того, как увидел впервые, выпускали и на нашей самарской земле, на заводе "Салют" на Мехзаводе - об этом в своё время писал chronograph в своём посте об истории завода:
В 1953 году постановлением Совета министров СССР заводу было поручено освоить производство картофелеуборочных комбайнов,
с 1953 по 1955 годы на заводе было выпущено 14269 картофелеуборочных комбайнов ККР-2
Фото - chronograph
Вот такие они, мацепуры - друзья многих поколений советских студентов, появившиеся на свет благодаря академику Мацепуро, и, полагаю, не без гордости носящие его имя...