Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

О заводах НКАП, перебазированных на Безымянскую промплощадку

Ни для кого сегодня не секрет, что основу (правда, бывшей уже) промышленной мощи Самары времен СССР составляли эвакуированные в начале Великой Отечественной войны в Куйбышев заводы, но далеко не все, думается, в курсе, какие именно заводы составили известные в более поздние времена заводы куйбышевской авиационно-космической агломерации.

Поскольку основная тема моего блога - история. то и опираться я буду на исторические документы, а о размещении основных предприятий Куйбышева вам и вовсе расскажет немецкая аэрофотосъемка:



На аэрофотоснимке, сделанном немецким самолетом-разведчиком 10.04.1943, обозначены цифрами:

101223 – Flugplatz Kuibyschew 2 – аэродром Куйбышев
104438 – Flugplatz Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
21483 – Treibstofflager 6 - топливные склады
2243 – Sprengstofflager 1 – склады взрывчатых веществ
49108 – Rundfunksender 2 – радиотраслятор
50146 – Dampfkraftwerk - паровая электростанция
53110 - Kläranlage - очистные сооружения
7014 - Gießerei - литейный цех
7311 - Flugmotorenwerk Nr. 24 - завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе)
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные заводы №1 и №18
С = Wasserpumpwerk – водонапорная станция

О том, что из себя представляли куйбышевские номерные заводы НКАП, нам расскажет документ, датированный 07.03.1942 г.:

Справка
о заводах НКАП, перебазированных на Безымянскую промплощадку




Завод №1 им. Сталина (самолетостроение)

Завод №1 перебазирован из г. Москвы на площадку завода № 122.
Завод № 122, в свою очередь, комплектовался из следующих заводов:
Самолетных заводов:
№ 463, находившегося в т. Таллине,
№ 464, находившегося в г. Риге,
№ 465, находившегося в г. Каунасе,
№ 450, находившегося в г. Минске,
№ 35, находившегося в г. Смоленске
№ 8 Оргавиапрома (з-д приспособлений), находившегося в г. Днепропетровске:
Вся эта группа заводов располагала небольшим количеством оборудования и рабочей силы.

В общей сложности эти заводы привезли не более 400-500 единиц оборудования, а такие заводы, как № 450 в г. Минске и № 465 в г. Каунасе — оборудования совершенно не привезли.

Эвакуация всей этой группы заводов проходила в течении июля и августа месяцев 1941 года.

К моменту приезда завода № 1 им. Сталина, завод № 122 уже располагал: кадрами рабочих и инженерно-технического состава в количестве около 5.000 человек и оборудованием в количестве около 1000 единиц.

До прибытия завода № 1 им. Сталина, завод № 122 занимался подготовкой производства на самолет МИГ и производил сборку 5-10 самолетов МИГ из деталей завода №1.

Завод № 24 имени Фрунзе (моторостроение)

Завод № 24 перебазировался на площадке завода № 337.
Завод № 337 впитал в себя строившиеся моторные заводы № 459 в г. Могилеве и завод № 452 в г. Днепропетровске.
Частично был принят завод № 181 (торпедные вооружения) из г. Ленинграда.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 располагал уже около 1500 единицами оборудования и свыше 5000 рабочих и инженерно-технического состава.
До приезда завода № 24, завод № 337 занимался подготовкой производства на машину АМ-35 и постановкой производства клапанов.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 производство клапанов уже в основном освоил.




Завод № 18 им Ворошилова (самолетостроение)

Завод № 18 перебазировался из г.Воронежа и расположился на свободных площадках.
Из оборудования, находящегося в г. Куйбышеве, принадлежащего заводам №№ 122 и 337, заводу № 18 было передано порядка 200-250 единиц металлорежущих станков.

Завод № 454 (стрелковое и бомбардировочное вооружение)

Завод № 454 перебазировался из г. Киева в июле месяце 1941 года и расположился на территории бывш. Артельхода.
В течение месячного срока завод был восстановлен и начал выполнять заданную ему программу.
В ноябре-декабре месяцах на заводе 454 был перебазирован частично завод № 487 имени КПГ из г.Москвы.

Завод № 145 (химическое вооружение)

Завод № 145 прибыл из г. Москвы и расположился на территории бывшего завода № 455, пребывшего в июле месяце из г. Киева.
Частично в этот завод была влита часть завода № 261 из г. Москвы, который был занят производством химического вооружения.


Постоянные мои читатели наверняка помнят, что место размещения производства боевых ОВ в Куйбышеве мы уже искали - теперь мы с вами знаем и номерной индекс этого завода.

Завод № 35 (воздушные винты)

Завод № 35 прибыл в ноябре месяце 1941 года и расположился на территории завода № 18 в корпусе 128. Он представляет из себя винтовое производство Комбината № 150, находившегося ранее под Москвой (станция Ступино).

Завод № 305 (производство нормалей)

Завод № 305 перебазирован из г. Москвы на площадке складов завода № 1.

Завод №1 Оргавиапрома (производство лафетов, пневмо-инструмента и изделий М-13)

Перебазирован из г. Москвы в ноябре месяце 1941 гола на площадке гаражей заводов №№ 1 и 24.




Завод № 207 (броне-корпуса)

Завод № 207 представляет из себя часть Подольского завода, производящего в прошлом броне-корпуса. Эта часть завода была вначале из Подольска перебазирована в Свердловск, а затем, последующими решениями, была перебазирована на Безымянку, с расположением на территории бывшего механического завода УОС НКВД.



Завод № 207 - это будущее ПАО "Салют" на Мехзаводе.



Tags: давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, топографические карты
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments