Ни для кого сегодня не секрет, что основу (правда, бывшей уже) промышленной мощи Самары времен СССР составляли эвакуированные в начале Великой Отечественной войны в Куйбышев заводы, но далеко не все, думается, в курсе, какие именно заводы составили известные в более поздние времена заводы куйбышевской авиационно-космической агломерации.
Поскольку основная тема моего блога - история. то и опираться я буду на исторические документы, а о размещении основных предприятий Куйбышева вам и вовсе расскажет немецкая аэрофотосъемка:
На аэрофотоснимке, сделанном немецким самолетом-разведчиком 10.04.1943, обозначены цифрами:
104438 – Flugplatz Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
21483 – Treibstofflager 6 - топливные склады
2243 – Sprengstofflager 1 – склады взрывчатых веществ
49108 – Rundfunksender 2 – радиотраслятор
50146 – Dampfkraftwerk - паровая электростанция
53110 - Kläranlage - очистные сооружения
7014 - Gießerei - литейный цех
7311 - Flugmotorenwerk Nr. 24 - завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе)
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные заводы №1 и №18
С = Wasserpumpwerk – водонапорная станция
О том, что из себя представляли куйбышевские номерные заводы НКАП, нам расскажет документ, датированный 07.03.1942 г.:
Справка
о заводах НКАП, перебазированных на Безымянскую промплощадку

Завод №1 им. Сталина (самолетостроение)
Завод №1 перебазирован из г. Москвы на площадку завода № 122.
Завод № 122, в свою очередь, комплектовался из следующих заводов:
Самолетных заводов:
№ 463, находившегося в т. Таллине,
№ 464, находившегося в г. Риге,
№ 465, находившегося в г. Каунасе,
№ 450, находившегося в г. Минске,
№ 35, находившегося в г. Смоленске
№ 8 Оргавиапрома (з-д приспособлений), находившегося в г. Днепропетровске:
Вся эта группа заводов располагала небольшим количеством оборудования и рабочей силы.
В общей сложности эти заводы привезли не более 400-500 единиц оборудования, а такие заводы, как № 450 в г. Минске и № 465 в г. Каунасе — оборудования совершенно не привезли.
Эвакуация всей этой группы заводов проходила в течении июля и августа месяцев 1941 года.
К моменту приезда завода № 1 им. Сталина, завод № 122 уже располагал: кадрами рабочих и инженерно-технического состава в количестве около 5.000 человек и оборудованием в количестве около 1000 единиц.
До прибытия завода № 1 им. Сталина, завод № 122 занимался подготовкой производства на самолет МИГ и производил сборку 5-10 самолетов МИГ из деталей завода №1.
Завод № 24 имени Фрунзе (моторостроение)
Завод № 24 перебазировался на площадке завода № 337.
Завод № 337 впитал в себя строившиеся моторные заводы № 459 в г. Могилеве и завод № 452 в г. Днепропетровске.
Частично был принят завод № 181 (торпедные вооружения) из г. Ленинграда.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 располагал уже около 1500 единицами оборудования и свыше 5000 рабочих и инженерно-технического состава.
До приезда завода № 24, завод № 337 занимался подготовкой производства на машину АМ-35 и постановкой производства клапанов.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 производство клапанов уже в основном освоил.

Завод № 18 им Ворошилова (самолетостроение)
Завод № 18 перебазировался из г.Воронежа и расположился на свободных площадках.
Из оборудования, находящегося в г. Куйбышеве, принадлежащего заводам №№ 122 и 337, заводу № 18 было передано порядка 200-250 единиц металлорежущих станков.
Завод № 454 (стрелковое и бомбардировочное вооружение)
Завод № 454 перебазировался из г. Киева в июле месяце 1941 года и расположился на территории бывш. Артельхода.
В течение месячного срока завод был восстановлен и начал выполнять заданную ему программу.
В ноябре-декабре месяцах на заводе 454 был перебазирован частично завод № 487 имени КПГ из г.Москвы.
Завод № 145 (химическое вооружение)
Завод № 145 прибыл из г. Москвы и расположился на территории бывшего завода № 455, пребывшего в июле месяце из г. Киева.
Частично в этот завод была влита часть завода № 261 из г. Москвы, который был занят производством химического вооружения.
Постоянные мои читатели наверняка помнят, что место размещения производства боевых ОВ в Куйбышеве мы уже искали - теперь мы с вами знаем и номерной индекс этого завода.
Завод № 35 (воздушные винты)
Завод № 35 прибыл в ноябре месяце 1941 года и расположился на территории завода № 18 в корпусе 128. Он представляет из себя винтовое производство Комбината № 150, находившегося ранее под Москвой (станция Ступино).
Завод № 305 (производство нормалей)
Завод № 305 перебазирован из г. Москвы на площадке складов завода № 1.
Завод №1 Оргавиапрома (производство лафетов, пневмо-инструмента и изделий М-13)
Перебазирован из г. Москвы в ноябре месяце 1941 гола на площадке гаражей заводов №№ 1 и 24.

Завод № 207 (броне-корпуса)
Завод № 207 представляет из себя часть Подольского завода, производящего в прошлом броне-корпуса. Эта часть завода была вначале из Подольска перебазирована в Свердловск, а затем, последующими решениями, была перебазирована на Безымянку, с расположением на территории бывшего механического завода УОС НКВД.
Завод № 207 - это будущее ПАО "Салют" на Мехзаводе.