Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Колесников овраг

Среди самарских топонимов довольно часто упоминаются овраги - это и всем известные Постников овраг (в советское время - овраг Подпольщиков), расположенный практически посреди города, и Силикатный овраг на бывшей окраине старой Самары, и овраги Студёный и Коптев, находящиеся ближе к окраинам современным, и множество давным-давно уже засыпанных безымянных или имевших собственные названия оврагов на территории исторического старого города.

Сегодня я хочу рассказать о Колесниковом овраге - в своё время одного из самых, наверное, крупных из ближайших к историческому центру города оврагов, следы которого заметны до сих пор.

Этот достаточно разветвленный в прошлом овраг попадает на планы Самары довольно поздно - к концу XIX - началу XX века, самое раннее достаточно подробное очертание его контуров я обнаружил только на планах первого десятилетия XX века:




Колесников овраг долгое время обозначал восточную окраину Самары, являясь естественной границей примыкающих к городу выгонных земель - как, например, на планы Самары издания Монастырского 1884 года или плане 1894 года:




На этом плане обозначен северный отрог оврага, уже более не встречающийся на более поздних планах (например, 1898 года) - по всей видимости, это ответвление оврага было засыпано к концу XIX века в связи с расширением города на восток:



Этот несохранившийся отвершек Колесникова оврага шел по линии современных улиц Мечникова и Карла Маркса, его верховья доходили почти до ул. Владимирской;



К.П. Головкин писал о Колесниковом овраге в своих краеведческих рукописях следующее:

Расположен на восток от города в местности, служащей границей города с каменоломнями. Овраг, имея направление с севера на юг, имеет длину от начала до впадения его в р. Самарку около 3-х верст. Вершина оврага находится на высоте 50-60 сажен на 0 уровнем р. Волги.

С давних пор овраг - средняя его часть - служит местом свалки нечистот со всего города, заражая зловонием окрестности. Представляя из себя всегда угрозу городу, как очаг заразы, он вызывает всегда беспокойство, заставляя думать о необходимости уничтожить эту клоаку.

Однажды даже было сделано предложение залить этот овраг нефтью и зажечь, но боязнь смрада, долгого горения навоза не дала возможности применить это средство.

Название своё Колесников овраг старожилами (П.Ф.Шишкин) объясняется тем, что когда-то местные колесники возили туда готовые колеса, там варили на кострах смолу и смолили их, т.к. в городе, во избежание пожаров, делать это было запрещено.

В верхней части оврага есть небольшое озеро, около которого расположен гончарно-изразцовый завод г. Бар, где имеется весьма хорошего качества зеленая глина для скульптурных работ.
За оврагом, на пригорке, расположены земляные погреба для хранения пороха.


В окрестностях Колесникова оврага в 1860-70-х, по свидетельству К.П. Головкина, существовал колокольный завод Козьмы Привалова:




Размещались в окрестностях Колесникова оврага и различные кладбища.
Как писал К.П. Головкин:

Старое и, надо думать, первое мусульманское кладбище находится возле железнодорожного полотна, рядом с нынешним холерным.

Расположение старого татарского кладбища по соседству с холерным видно на плане водостоков Самары 1907 года (правее центра фрагмента карты, карта повернута для удобства чтения легенды):



На плане 1907 года видно и новое татарское кладбище (левее и выше центра карты) - это мусульманское кладбище сохранилось и до нашего времени.

Интересен Колесников овраг и тем, что рядом с ним городские власти выделяли огромные участки для кирпичных заводов, причем таковых наделов по берегам оврага было два:



С кирпичными заводами соседствовали и ветряные мельницы, о которых я как-то писал.



Постепенно местность вокруг бывшей самарской клоаки максима застраивалась:



К середине 1960-х местность, занятая когда-то кирпичными заводами, была занята частным сектором, а на месте одного из старых кладбищ появилась картонажная фабрика:



К настоящему времени значительная часть бывшего Колесникова оврага засыпана, однако эколоческое состояние этой самой старой городской клоаки и до сих пор вызывает некоторые опасения.

По берегам бывшего оврага до сих пор находятся старое городское кладбище, снеговой полигон,



...городской морг, куча недостроев-заброшек по ул. Лунной,



...гаражи, частный сектор без всякой канализации...

В верховьях Колесникова оврага, занимая часть современного разворотного трамвайного кольца и частный сектор, в начале XX века был скотомогильник (скотское кладбище), а рядом - озеро предположительно карстового происхождения, носившее название Веденеевская (или Едина) Яма:



Озеро это, по свидетельству К.П. Головкина, находилось на высоте 40 сажен над уровнем Волги и служило самарцам для свалки нечистот:
Веденеевская Яма обыкновенно, ранее, считалась "бездонной", т.к. долгие годы поглощала всё, что в нее лили и валили, и только позднее, очевидно, засорилась, не стала впитывать в себя нечистоты.

На территории современного городского кладбища помещался гончарный завод г. Бар (коричневый прямоугольник) и рядом с ним - озеро (видимо, в бывшем глиняном карьере).
Остатки озера еще и теперь обнаруживаются посреди кладбища:



Устье Колесникова оврага и поныне выходит на Самарку и сейчас носит название Деповского оврага, по дну которого, как и сто, и двести лет назад, течет в Самарку вонючий ручей.
На моём снимке 2010 года устье оврага - в левой части снимка, за деревьями, а на горе высится церковь Архистратига Михаила:


Tags: Российская Империя, Самара, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, изследования, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments