В 1966 году заводу удается наладить выпуск 20-ти сильного мотора под маркой "Вихрь", прототипом которого, как считается, был 20-ти сильный "König", к тому времени уже снятый с производства в Западной Германии.
В майском номере журнала "Техника - молодёжи" за 1966 год была опубликована статья "ВИХРЬ" ОЖИЛ!, рекламировавшая новый куйбышевский мотор:
Путешествие заканчивалось. Позади осталось почти 400 км. Три моторные лодки-«казанки» подходили к Ульяновску. На одной лодке — инженер Николай Петрович Поляков, на двух других — его друзья, заядлые туристы Сергей Кошкин и Семен Непомнящий. Все из Куйбышева. У всех летний отпуск. 250-километровый маршрут Куйбышев — Ульяновск показался им слишком коротким, и они удлинили его: сделали петлю, прошли по «кругосветке» — спустились по Волге нв сотню километров вниз, волоком перебрались не реку Усу, а уж по ней вышли в Куйбышевское море. Тут-то и началось! Налетел ветер, ударил шестибалльный шторм. Волны до двух с половиной метров высоты! Полчаса не могли пристать к крутым, обрывистым берегам. Но все обошлось. Выручили опыт и, конечно, двигатели. Надежные двигатели. Поляков ласково, словно ребенка, погладил кожух своего движка...
Пришлось, правда, четверо суток пережидать шторм на берегу.
Вот и Ульяновск. Ба! Какое сегодня число? Так и есть: День Военно-Морского Флота... На Волге праздник, парад, оживление. Какая-то лодчонка пыталась было обогнать «казанку» Полякова, но он дал газ, и та сразу отстала. Причалили. Подошла и отставшая лодчонка.
— Да, с вами трудно тягаться, — с завистью сказал Полякову ее хозяин. — Моя «Москва» против вашего «Меркурия» не тянет.
— Это не «Меркурий», — улыбнулся Поляков, — это наш куйбышевский мотор...
— Я не вижу!..
— Посмотрите внимательней.
На двигателе было четко выведено новое, непривычное имя «ВИХРЬ».
Надо жить на Волге, надо знать, как соревнуются в создании подвесных моторов для лодок Ульяновск и Куйбышев, чтобы представить себе оживление, которое сразу же началось вокруг гостей из Куйбышева. Сколько сил? Сколько весит? Сколько часов может работать без ремонта?
Поляков еле успевал отвечать на вопросы. Он не скрывал своей гордости. Было чем гордиться. Впервые в СССР появился отечественный двухцилиндровый мотор, который достаточно мощен (больше 20 л. е.), чтобы свободно буксировать, например, воднолыжников. Раньше для этой цели приходилось ставить на лодку два 10-сильных мотора «Москва».
Вес двигателя — 48 кг.
— Тяжеловат, — сказал кто-то из ульяновцев. — Заграничные легче...
Механик Сергей Кошкин чувствовал себя в эту минуту, как и Поляков, «полпредом» куйбышевцев.
— Давайте посчитаем, — предложил он. — Какой мотор, по-вашему, самый легкий? «Джонсон»? «Меркурий»?..
— А что? Это мировой класс...
— Верно: у «Джонсона» и «Меркурия» приходится 2 килограмме веса не лошадиную силу. У «Вихря» почти столько же — 2,1. Я уж молчу о 10-сильной «Москве». У нее на каждую лошадиную силу — 3,2 килограмма...
«Вихрь» говорит сам за себя. Ои вполне соответствует лучшим мировым стандартам. В час «Вихрь» расходует 9 кг топлива. Общий объем цилиндров — 422 см3. Это значит, литровая мощность его (52 л. с./литр) выше, чем у «Джонсона» (50 л. с./литр), и чуть уступает «Меркурию» (55 л. с./литр). Он удобен, надежен в эксплуатации, красиво оформлен И будет незаменим на водоемах глубже 800 см. А уж о больших реках и говорить ие приходится.
Я приехал в Куйбышев и попросил мотористов Алвксандра Борисова и Анатолия Алексеевича Тройникова взять меня с собой на Волгу, на ходовые испытания «Вихря». «Казанка» понеслась по реке со скоростью автомобиля. 47 км/час! Я увидал, как легко и красиво встали на водные лыжи, пошли за «Вихрем» парень и девушка. Залюбуешься...
— Это Вадим Морозов и Тамара, его жена, — сказали мне мотористы. — Он как раз собирает наши моторы. Инженер, а она — врач.
— С какой скоростью идут?
— 38—40 километров в час...
Я познакомился с инженерами П. А. Сидоровым, Н. В. Писаревым и с другими людьми, которым «Вихрь» обязан своим рождением, Как ни хорош новорожденный, в нынешнем виде детище их уже не устраивает. Они мечтают о большем. Дел много: надо предусмотреть диствнционное управление двигателем, надо, чтобы мотор давал ток для освещения лодки; надо создать спортивную модификацию мотора с мощностью до 30 л. с.; разработать винт грузового типа; для работы на море защитить мотор от коррозии, удлинить вал-дейдвуд; есть соблазн облегчить мотор килограммов на шесть: заменить чугунные гильзы цилиндров алюминиевыми — хромированными; наконец, «довести» мотор, чтобы он гарантированно работал без ремонта не 500 часов, как сейчас, а. 1000 часов. Этого предстоит добиться в 1967 году. А пока производственники начали массовый выпуск новых двигателей. Моторы уже поступают в продажу.
Я от души пожелал создателям «Вихря» удачи а их планах.
С. ГУЩЕВ. наш. спец. корр.
Куйбышев
Через три года, в сентябре 1969 года, "Техника - молодёжи" продолжила рассказ о более мощных моторах семейства "Вихрь" :

Газета "Волжская коммуна" за 24.01.1969 г писала:


В 1972 году "Вихрь" был снят с производства и заменен моделью "Вихрь М". Данный мотор внешне ничем не отличался от предка, но имел уже 25 л.с.
В 1977 году заводу удается наладить производство модели "Вихрь 30" мощностью 30 л.с. Принципиальных отличий от менее мощного собрата мотор не имел. Первые серийные моторы не отличались от предков внешним видом, однако довольно быстро был разработан и внедрен квадратный поддон и пластиковый колпак нового вида.
Источники:
forum.motorka.org
www.quincylooperracing.us
История моторов "Вихрь"
Журнал "Техника-Молодежи"
Газета "Волжская коммуна"
Die Aussenbordmotoren