Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Как мы путешествовали по пятидесятикилометровке

Завидую я современным велотуристам - велосипеды сейчас отличные, карт всяких на любой практически уголок мира - полно, всякие GPS'ы-ГЛОНАССы, навигационные приложения для смартфонов, кучи треков уже проехавших чуть ли не по любому мыслимому или немыслимому маршруту, гигабайты отчетов, описаний, фотографий - что еще нужно, что б спланировать и прокатиться на велике по любому маршруту?

То ли дело было в наше время - из навигационных "приложений" только компас, карандаш, линейка да курвиметр ;))

Даже карт нормальных не было - на велике ездили черт знает по каким, начиная от доставшейся по случаю карты полезных ископаемых Куйбышевской области, и заканчивая "Атласом автомобильных дорог СССР" ;).



Однажды мы с Мечиком спланировали маршрут и поехали вообще по пятидесятикилометровке из "Малого атласа мира" ;)

Не верите?

А зря!
Вот о том, как путешествуется по карте-пятидесятикилометровке, и будет моя сегодняшняя, как всегда, исключительно правдивая, байка ;)


Как-то летом 1990 года прихожу я  к Витале в гости - а он сидит и "Малый атлас мира" 1947 года издания изучает ;).
- Смотри - говорит, - что я тут нашёл! - и пальцем в карту Урала тычет.
- Видишь, говорит - от станции Вязовая до Белорецка железная дорога нарисована?
- Вижу - говорю, прям через Уральский Хребет идёт...



А теперь смотри сюда - говорит Мечик и "Атлас автомобильных дорог СССР" ко мне пододвигает.
Никакой железной дороги тут между Вязовой и Белорецком нет!

Действительно - никакой дороги нет, разве что от Верхнеаршинского через Тирлянский к Белорецку грунтовка нарисована...



- А это значит что? - вопрошает Виталя патетически.
- Это значит, что железная дорога там когда-то была, а сейчас по какой-то причине её там нету - разобрали, наверное - предполагаю я.
- Точно! Но раз она там была, стало быть, должна остаться насыпь, даже если рельсы разобрали, а раз есть насыпь - то по ней наверняка можно проехать на велике! - заключает Мечик.
- Поехали? ;)

Идея, честно говоря, сильно отдавала авантюрой - но мне отчего-то понравилась ;))

Виталя развил план дальше - оказывается, он его вынашивал уже давно, и даже у кого-то из знакомых умудрился посмотреть на карту-десятикилометровку, на которой разглядел дорогу, идущую от Катав-Ивановска до Верх-Катава, и убедился, что от Верхнеаршинского до Тирлянского и дальше к Белорецку существует грунтовка.
Карту эту выпросить нам не удалось - но план таки был составлен такой:

- едем поездом до ст. Вязовая, высаживаемся, собираем велики, едем по известным дорогам до Верх-Катава - и уже в нём ищем остатки узкоколейки, которая, судя по атласу и десятикилометровке, шла вдоль реки Катав, по её правому берегу:


Мечик предложил проехать по насыпи бывшей "железки" (мы уже тогда предположили, что это была узкоколейка) на велосипедах от Катав-Ивановска до Верхнеаршинского, затем докатить своим ходом до Белорецка, а оттуда уже на автобусе или на попутках вернуться с велосипедами обратно на ст. Вязовая, откуда уже поездом мы доберемся до Куйбышева.

Мои робкие замечания о том, что, судя по карте, эта узкоколейка почти вся находится на территории Южно-Уральского заповедника, Виталя уверенно парировал тем, что он де имеет опыт работы в заповеднике в Карелии (ездил туда в составе экологического стройотряда пару лет), и сумеет договориться с егерями, буде таковые нам там попадутся, ссылаясь на свои знакомства с заповедными порядками.

Несмотря на весь откровенный авантюризм предложенного предприятия (или, наоборот, как раз именно поэтому ;)), план мне понравился, и вот мы мы с ним отпрашиваемся на неделю у жен, покупаем билеты до Вязовой в плацкартный вагон челябинского скорого поезда, и после более чем полусуток тряски в плацкарте, поздней ночью конца июля 1990 года мы с Виталей уже выгружали из поезда на станции Вязовая свои велосипеды и рюкзаки.

Второй час ночи, станция Вязовая, мы только что собрали свои велики, и, поскольку ночевать нам все равно было негде, решаем маленько отъехать от станции, и поставить палатку где-нибудь в красивом месте, как сказал Виталя ;)

Это вам не цифра - в такую темень сделать приличный снимок без штатива практически невозможно, но нас тогда такое качество устраивало, ибо атмосфера весьма туманных перспектив отлично передавалась ;)



Разумеется, из карт для ориентирования на маршруте у нас с собой были все те же "Малый атлас мира" и "Атлас автомобильных дорог СССР" ;), но в остальном мы были экипированы по тем временам на отлично ;)

У Витали - испытанный годами и тысячами километров дорог "Старт-шоссе", модернизированный им установкой колес от "Туриста", ибо родные "на трубках" для походов по грунтам не подходили вовсе.
Из дополнительного оборудования были установлены фара и задний фонарь, питавшиеся от "динамо" на переднем колесе,  механический спидометр и самодельный багажник из алюминиевых трубок и 10-миллиметровой фанеры.

У меня был к тому времени прошедший уже огонь и воду "Турист", на котором были установлены штатный багажник, руль-"рога" от шоссейника, вторая эллиптическая звезда на системе, держатель для бутылки, механический спидометр и самолично пошитый на маминой швейной машинке велорюкзак-"штаны" собственной конструкции.



Мы неторопливо пилили в кромешной тьме по асфальту в сторону Юрюзани, Виталя светил себе фарой, а я ориентировался на свет его заднего габаритного огня ;))

Постепенно стало светать, на землю опустился густой туман, а красивое место для установки палатки всё никак не находилось - да и как его было найти, если сначала стояла темень, хоть глаз выколи, в которой еле угадывалась дорога, а затем стало светло, но из-за тумана видно было только правую обочину, вдоль которой мы и ехали ;))

Так мы проехали мимо Юрюзани (судя по промелькнувшему в тумане дорожному указателю ;), и практически подъехали к Катав-Ивановску, когда туман наконец-то стал понемногу рассеиваться, и мы таки смогли выбрать место для ночлега (хотя какой ночлег в седьмом часу утра? ;)).

Поставили в слегка рассеявшемся тумане палатку, привязали велики к ближайшему дереву, позавтракали наскоро, сварив рисовой кашки на сухой молочной смеси "Малышок" на примусе, и завалились поспать часа четыре ;)




После обеда выглянуло солнышко, разогнало туман и нагрело палатку так, что спать стало совершенно невозможно, и таки пришлось вставать, собираться и ехать дальше, навстречу приключениям.
Въехали в Катав-Ивановск, встретивший нас неласково - практически сразу после дорожного указателя "Катав-Ивановск" Виталя пробил колесо ;)



Наскоро поменяв камеру на живописном берегу пруда Катав-Ивановского завода, отправились дальше, в Верх-Катав, по пути заглянув в местный продмаг полюбоваться его пустыми полками ;).



Проехали Верх-Катав, и немного поплутав среди огородов местного населения, выехали наконец-то на бывшую узкоколейку - в этом месте выглядела она как обычная грунтовка, разве что по обочинам время от времени попадались то костыли, то накладки, а то и куски рельсов или обломки шпал, убеждая нас в том, что мы на верном пути...



Дорога была идеально укатана, и, если бы не кое-где попадающиеся лужи, была б вообще мечтой велосипедиста ;)

Ural 0036

Катить по такой - сплошное удовольствие, тем более что гор, которые мы ожидали видеть на Урале, пока что не было видно ;)

Ural 0029

Скоро, впрочем, на горизонте показались и горы...

Ural 0019

Мы неуклонно приближались к границам Южно-Уральского заповедника, но пока о нём ничто не напоминало - разве что тот факт, что за всё время мы не встретили ни одной встречной или попутной машины...

Ural 0004

Виталя умеет наслаждаться всем, что удаётся увидеть или попробовать - даже вафли и ключевая вода в канистрочке во время перекуса вызывают у него восторг настоящего гурмана ;)

Ural 0032

Дорога портится - начинаются разбитые колёсами грузовиков лужи...
Спасает только то, что грязь здесь каменистая и не жирная, не то что наши родные самарские говнозёмы, так что застрять риска почти никакого, но вот извозюкаться с ног до головы - это запросто ;))



Затем мы и вовсе попадаем на заболоченный участок, через который когда-то давным-давно была положена строителями узкоколейки гать, от которой остались только полусгнившие измочаленные брёвна - здесь уже грязюка иного рода, и потому и рюкзак, и велосипед приходится тащить на себе по более или менее сухим обочинам и кочкам, попутно отбиваясь от налетевших на свежатинку кровососущих, и что-либо фотографировать не было ни времени, ни желания...

Наконец, заболоченный участок заканчивается так же внезапно, как и начался, и начинаются подъемы и спуски, в некоторые из которых было проще затолкать велосипед с рюкзаком пешком, чем заезжать своим ходом, пробуксовывая на мелкой щебенке ;)

Ural 0007

Судя по нашей пятидесятикилометровке, вот уже совсем скоро должен был начаться заповедник.
Наконец, на дороге встретился щит, оповещающий о пересечении границы заповедника, и мы решили встать лагерем, дабы неожиданно не нарваться на пост егерей в сгущающихся сумерках...

Ural 0016

Места вокруг - живописнейшие, тишина, нарушаемая только птичьим гомоном да жужжанием кровопивцев...

Ural 0028

На берегу реки Катава нашли укромную полянку, которую не было видно с дороги, поставили палатку и решили подкрепиться икрой заморской кабачковой и компотом из абрикосов в трехлитровой банке, которые я вез в своём при необходимости становящимся безразмерным велорюкзаке аж из самого Катав-Ивановска ;)



Несмотря на вероятность быть обнаруженными егерями, таки рискнули запалить костёр, на котором сварили на ужин макароны с тушенкой ;)

Ural 0042

Искупались в холодном и чистом Катаве, ревя как верблюды в холодном водопаде...

Ural 0033
 ... и весь вечер перед сном обсуждали, что делать дальше - постараться тайком обнести сторожку егерей по каменистому берегу Катава, таща на себе скарб и велосипеды, или всё же рискнуть и поехать прямо через пост, уповая на Виталин опыт работы в заповеднике и талант красноречия ;)

Наутро решили таки ехать дальше прямо по дороге, ибо тащить на себе по камням всё своё добро несколько километров не улыбалось.
Наш путь ведет вон к тому перевалу через хребет Зигальга слева высится гора Большой Шелом...



Дальше начинается территория Южно-Уральского заповедника.

О происхождении этого заповедника у нас с Виталей уже тогда была своя теория заговора - мы связывали его внезапное появление в самом конце 1970-х с некими объектами, известными как "Белорецк-16" и "Ямантау", а также не исключали связи заповедника с возможным сокрытием каких-либо радиационных аварий на этих объектах - наподобие аварии на комбинате "Маяк" в 1957 году.

Проскочить пост тихо не удалось - нас еще за несколько сотен метров засекли три лайки сторожа ;).
Под их дружный лай и сопровождение с дружелюбным помахиванием хвостами и вежливыми оскалами мы и доехали до сторожки, перед которой справа в кустах я заметил валяющуюся то ли железнодорожную цистерну, то ли просто огромный металлический бак.

На шум и лай из сторожки вышел сторож, с которым мы вежливо поздоровались, и на которого Виталя тут же начал изливать потоки своего красноречия, живописуя наш велоопыт, любовь к природе и интерес к артефактам прошлого, к коим мы причислили заброшенную узкоколейку ;))

Сторож после Виталиных экзерсисов в красноречии принимать решение - пускать нас дальше или нет - не стал, ссылаясь на начальство - де, егерь в  Верх-Катаве - большая шишка, голова у него большая, пусть она и думает, а мы - люди маленькие, нам сказали - не пущать, мы и не пущаем ;).

Решили, что Виталя налегке сгоняет на пустом велике обратно в Верх-Катав в контору к егерю за разрешением на проезд, а я посторожу вещи и приготовлю обед, разбив лагерь неподалеку от сторожки, возле щита с границей заповедника (куда лайки за нами не пошли ;)).

Дабы не смущать сторожа костром, готовил на примусе ;)

Ural 0040

Разрешения на проезд через заповедник нам, разумеется, егерь не дал (сейчас даже понятно, почему ;)), и встал выбор, что делать дальше.

Путь по узкоколейке преграждал пост, а нам во что бы то ни стало хотелось попасть в Верхнеаршинский, который находился по другую сторону хребта Зигальга, и попасть именно по узкоколейке, и мы решили искать обходной путь.

Ural 0034

Конечно, будь у нас тогда нормальная карта-километровка, или хотя бы даже пятикилометровка, мы могли бы убедиться, что иных путей у нас просто нет, либо увидели бы, что можно попробовать объехать Большой Шелом северо-восточнее, вернувшись в Верх-Катав - но по пятидесятикилометровке из атласа мира этого было не понять, и мы решили наугад разведать несколько вариантов объезда, прокатившись по окрестностям - все одно до обратного поезда было еще пятеро суток ;).



Альтернативной дороги через перевал мы так и не обнаружили - зато красот насмотрелись ;)

Ural 0030

Несколько дней мы катались вдоль хребта Зигальга, пытаясь найти дорогу на перевал в обход егерского поста - но даже самые отлиично укатанные дороги, казавшиеся перспективными, на поверку оказывались ответвлениями к лесосекам, а то и вовсе упирались в "зоны", издалека узнаваемые по глужим заборам, колючей проволоке и сторожевым вышкам ;)

Ural 0031

Ночевать устраивались в красивейших местах, словно сошедших с полотен старых мастеров ;)...
Чертовски приятно было спать на душистом и мягком сене, которым мы подстилали дно палатки.



Думаете, "селфи" придумали с появлением смартфонов? ;))

Ural 0035

Во время наших скитаний по окрестностям набрели на "чертов мост", по которому даже отчаянный Виталя не рискнул проехать в седле ;)

Ural 0037

Крастота!



На наше везенье, из представителей фауны попадались лишь представители класса насекомых, из которых радовал лишь отряд чешуекрылых ;))

Ural 0041

Но время поджимало, и с идеей объехать хребет Зигальга и вернуться на узкоколейку пришлось проститься - возвращаемся на Вязовую, где нас ждёт очередной квест - посадка с рюкзаками и велосипедами в скорый поезд, останавливающийся в Вязовой всего на одну минуту ;)

Ural 0044

И всё же по узкоколейке "рудник Верхнеаршинский - Катав-Ивановский завод" мы прокатились, и даже забрались на гору Большой Шелом - но случилось это уже через 9 лет, после нескольких безуспешных попыток, ибо мечта требовала осуществления ;).

Проехали мы по ней уже не на великах, а на машинах, на проезд на которых через Заповедник по узкоколейке нам тогда таки удалось приобрести разрешение.
С собой у нас тогда уже была карта - километровка, на которой была обозначена насыпь узкоколейки - я на ней даже отметил то место, до которого мы смогли добраться с Виталей ;))



Впрочем, это уже другая история, хоть и не менее эпичная ;)

Вот так вот мы и катались по пятидесятикилометровке - а вам слабО? ;)

Tags: байки, география живьём, карты, путешествия, сделано в СССР, случай из жизни, топографические карты, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “байки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

Posts from This Journal “байки” Tag