Завидую я современным велотуристам - велосипеды сейчас отличные, карт всяких на любой практически уголок мира - полно, всякие GPS'ы-ГЛОНАССы, навигационные приложения для смартфонов, кучи треков уже проехавших чуть ли не по любому мыслимому или немыслимому маршруту, гигабайты отчетов, описаний, фотографий - что еще нужно, что б спланировать и прокатиться на велике по любому маршруту?
То ли дело было в наше время - из навигационных "приложений" только компас, карандаш, линейка да курвиметр ;))
Даже карт нормальных не было - на велике ездили черт знает по каким, начиная от доставшейся по случаю карты полезных ископаемых Куйбышевской области, и заканчивая "Атласом автомобильных дорог СССР" ;).
Однажды мы с Мечиком спланировали маршрут и поехали вообще по пятидесятикилометровке из "Малого атласа мира" ;)
Не верите?
А зря!
Вот о том, как путешествуется по карте-пятидесятикилометровке, и будет моя сегодняшняя, как всегда, исключительно правдивая, байка ;)
Как-то летом 1990 года прихожу я к Витале в гости - а он сидит и "Малый атлас мира" 1947 года издания изучает ;).
- Смотри - говорит, - что я тут нашёл! - и пальцем в карту Урала тычет.
- Видишь, говорит - от станции Вязовая до Белорецка железная дорога нарисована?
- Вижу - говорю, прям через Уральский Хребет идёт...
А теперь смотри сюда - говорит Мечик и "Атлас автомобильных дорог СССР" ко мне пододвигает.
Никакой железной дороги тут между Вязовой и Белорецком нет!
Действительно - никакой дороги нет, разве что от Верхнеаршинского через Тирлянский к Белорецку грунтовка нарисована...
- А это значит что? - вопрошает Виталя патетически.
- Это значит, что железная дорога там когда-то была, а сейчас по какой-то причине её там нету - разобрали, наверное - предполагаю я.
- Точно! Но раз она там была, стало быть, должна остаться насыпь, даже если рельсы разобрали, а раз есть насыпь - то по ней наверняка можно проехать на велике! - заключает Мечик.
- Поехали? ;)
Идея, честно говоря, сильно отдавала авантюрой - но мне отчего-то понравилась ;))
Виталя развил план дальше - оказывается, он его вынашивал уже давно, и даже у кого-то из знакомых умудрился посмотреть на карту-десятикилометровку, на которой разглядел дорогу, идущую от Катав-Ивановска до Верх-Катава, и убедился, что от Верхнеаршинского до Тирлянского и дальше к Белорецку существует грунтовка.
Карту эту выпросить нам не удалось - но план таки был составлен такой:
- едем поездом до ст. Вязовая, высаживаемся, собираем велики, едем по известным дорогам до Верх-Катава - и уже в нём ищем остатки узкоколейки, которая, судя по атласу и десятикилометровке, шла вдоль реки Катав, по её правому берегу:
Мечик предложил проехать по насыпи бывшей "железки" (мы уже тогда предположили, что это была узкоколейка) на велосипедах от Катав-Ивановска до Верхнеаршинского, затем докатить своим ходом до Белорецка, а оттуда уже на автобусе или на попутках вернуться с велосипедами обратно на ст. Вязовая, откуда уже поездом мы доберемся до Куйбышева.
Мои робкие замечания о том, что, судя по карте, эта узкоколейка почти вся находится на территории Южно-Уральского заповедника, Виталя уверенно парировал тем, что он де имеет опыт работы в заповеднике в Карелии (ездил туда в составе экологического стройотряда пару лет), и сумеет договориться с егерями, буде таковые нам там попадутся, ссылаясь на свои знакомства с заповедными порядками.
Несмотря на весь откровенный авантюризм предложенного предприятия (или, наоборот, как раз именно поэтому ;)), план мне понравился, и вот мы мы с ним отпрашиваемся на неделю у жен, покупаем билеты до Вязовой в плацкартный вагон челябинского скорого поезда, и после более чем полусуток тряски в плацкарте, поздней ночью конца июля 1990 года мы с Виталей уже выгружали из поезда на станции Вязовая свои велосипеды и рюкзаки.
Второй час ночи, станция Вязовая, мы только что собрали свои велики, и, поскольку ночевать нам все равно было негде, решаем маленько отъехать от станции, и поставить палатку где-нибудь в красивом месте, как сказал Виталя ;)
Это вам не цифра - в такую темень сделать приличный снимок без штатива практически невозможно, но нас тогда такое качество устраивало, ибо атмосфера весьма туманных перспектив отлично передавалась ;)
Разумеется, из карт для ориентирования на маршруте у нас с собой были все те же "Малый атлас мира" и "Атлас автомобильных дорог СССР" ;), но в остальном мы были экипированы по тем временам на отлично ;)
У Витали - испытанный годами и тысячами километров дорог "Старт-шоссе", модернизированный им установкой колес от "Туриста", ибо родные "на трубках" для походов по грунтам не подходили вовсе.
Из дополнительного оборудования были установлены фара и задний фонарь, питавшиеся от "динамо" на переднем колесе, механический спидометр и самодельный багажник из алюминиевых трубок и 10-миллиметровой фанеры.
У меня был к тому времени прошедший уже огонь и воду "Турист", на котором были установлены штатный багажник, руль-"рога" от шоссейника, вторая эллиптическая звезда на системе, держатель для бутылки, механический спидометр и самолично пошитый на маминой швейной машинке велорюкзак-"штаны" собственной конструкции.
Мы неторопливо пилили в кромешной тьме по асфальту в сторону Юрюзани, Виталя светил себе фарой, а я ориентировался на свет его заднего габаритного огня ;))
Постепенно стало светать, на землю опустился густой туман, а красивое место для установки палатки всё никак не находилось - да и как его было найти, если сначала стояла темень, хоть глаз выколи, в которой еле угадывалась дорога, а затем стало светло, но из-за тумана видно было только правую обочину, вдоль которой мы и ехали ;))
Так мы проехали мимо Юрюзани (судя по промелькнувшему в тумане дорожному указателю ;), и практически подъехали к Катав-Ивановску, когда туман наконец-то стал понемногу рассеиваться, и мы таки смогли выбрать место для ночлега (хотя какой ночлег в седьмом часу утра? ;)).
Поставили в слегка рассеявшемся тумане палатку, привязали велики к ближайшему дереву, позавтракали наскоро, сварив рисовой кашки на сухой молочной смеси "Малышок" на примусе, и завалились поспать часа четыре ;)
После обеда выглянуло солнышко, разогнало туман и нагрело палатку так, что спать стало совершенно невозможно, и таки пришлось вставать, собираться и ехать дальше, навстречу приключениям.
Въехали в Катав-Ивановск, встретивший нас неласково - практически сразу после дорожного указателя "Катав-Ивановск" Виталя пробил колесо ;)
Наскоро поменяв камеру на живописном берегу пруда Катав-Ивановского завода, отправились дальше, в Верх-Катав, по пути заглянув в местный продмаг полюбоваться его пустыми полками ;).
Проехали Верх-Катав, и немного поплутав среди огородов местного населения, выехали наконец-то на бывшую узкоколейку - в этом месте выглядела она как обычная грунтовка, разве что по обочинам время от времени попадались то костыли, то накладки, а то и куски рельсов или обломки шпал, убеждая нас в том, что мы на верном пути...
Дорога была идеально укатана, и, если бы не кое-где попадающиеся лужи, была б вообще мечтой велосипедиста ;)
Катить по такой - сплошное удовольствие, тем более что гор, которые мы ожидали видеть на Урале, пока что не было видно ;)
Скоро, впрочем, на горизонте показались и горы...
Мы неуклонно приближались к границам Южно-Уральского заповедника, но пока о нём ничто не напоминало - разве что тот факт, что за всё время мы не встретили ни одной встречной или попутной машины...
Виталя умеет наслаждаться всем, что удаётся увидеть или попробовать - даже вафли и ключевая вода в канистрочке во время перекуса вызывают у него восторг настоящего гурмана ;)
Дорога портится - начинаются разбитые колёсами грузовиков лужи...
Спасает только то, что грязь здесь каменистая и не жирная, не то что наши родные самарские говнозёмы, так что застрять риска почти никакого, но вот извозюкаться с ног до головы - это запросто ;))
Затем мы и вовсе попадаем на заболоченный участок, через который когда-то давным-давно была положена строителями узкоколейки гать, от которой остались только полусгнившие измочаленные брёвна - здесь уже грязюка иного рода, и потому и рюкзак, и велосипед приходится тащить на себе по более или менее сухим обочинам и кочкам, попутно отбиваясь от налетевших на свежатинку кровососущих, и что-либо фотографировать не было ни времени, ни желания...
Наконец, заболоченный участок заканчивается так же внезапно, как и начался, и начинаются подъемы и спуски, в некоторые из которых было проще затолкать велосипед с рюкзаком пешком, чем заезжать своим ходом, пробуксовывая на мелкой щебенке ;)
Судя по нашей пятидесятикилометровке, вот уже совсем скоро должен был начаться заповедник.
Наконец, на дороге встретился щит, оповещающий о пересечении границы заповедника, и мы решили встать лагерем, дабы неожиданно не нарваться на пост егерей в сгущающихся сумерках...
Места вокруг - живописнейшие, тишина, нарушаемая только птичьим гомоном да жужжанием кровопивцев...
На берегу реки Катава нашли укромную полянку, которую не было видно с дороги, поставили палатку и решили подкрепиться икрой заморской кабачковой и компотом из абрикосов в трехлитровой банке, которые я вез в своём при необходимости становящимся безразмерным велорюкзаке аж из самого Катав-Ивановска ;)
Несмотря на вероятность быть обнаруженными егерями, таки рискнули запалить костёр, на котором сварили на ужин макароны с тушенкой ;)
Искупались в холодном и чистом Катаве, ревя как верблюды в холодном водопаде...
... и весь вечер перед сном обсуждали, что делать дальше - постараться тайком обнести сторожку егерей по каменистому берегу Катава, таща на себе скарб и велосипеды, или всё же рискнуть и поехать прямо через пост, уповая на Виталин опыт работы в заповеднике и талант красноречия ;)
Наутро решили таки ехать дальше прямо по дороге, ибо тащить на себе по камням всё своё добро несколько километров не улыбалось.
Наш путь ведет вон к тому перевалу через хребет Зигальга слева высится гора Большой Шелом...
Дальше начинается территория Южно-Уральского заповедника.
О происхождении этого заповедника у нас с Виталей уже тогда была своя теория заговора - мы связывали его внезапное появление в самом конце 1970-х с некими объектами, известными как "Белорецк-16" и "Ямантау", а также не исключали связи заповедника с возможным сокрытием каких-либо радиационных аварий на этих объектах - наподобие аварии на комбинате "Маяк" в 1957 году.
Проскочить пост тихо не удалось - нас еще за несколько сотен метров засекли три лайки сторожа ;).
Под их дружный лай и сопровождение с дружелюбным помахиванием хвостами и вежливыми оскалами мы и доехали до сторожки, перед которой справа в кустах я заметил валяющуюся то ли железнодорожную цистерну, то ли просто огромный металлический бак.
На шум и лай из сторожки вышел сторож, с которым мы вежливо поздоровались, и на которого Виталя тут же начал изливать потоки своего красноречия, живописуя наш велоопыт, любовь к природе и интерес к артефактам прошлого, к коим мы причислили заброшенную узкоколейку ;))
Сторож после Виталиных экзерсисов в красноречии принимать решение - пускать нас дальше или нет - не стал, ссылаясь на начальство - де, егерь в Верх-Катаве - большая шишка, голова у него большая, пусть она и думает, а мы - люди маленькие, нам сказали - не пущать, мы и не пущаем ;).
Решили, что Виталя налегке сгоняет на пустом велике обратно в Верх-Катав в контору к егерю за разрешением на проезд, а я посторожу вещи и приготовлю обед, разбив лагерь неподалеку от сторожки, возле щита с границей заповедника (куда лайки за нами не пошли ;)).
Дабы не смущать сторожа костром, готовил на примусе ;)
Разрешения на проезд через заповедник нам, разумеется, егерь не дал (сейчас даже понятно, почему ;)), и встал выбор, что делать дальше.
Путь по узкоколейке преграждал пост, а нам во что бы то ни стало хотелось попасть в Верхнеаршинский, который находился по другую сторону хребта Зигальга, и попасть именно по узкоколейке, и мы решили искать обходной путь.
Конечно, будь у нас тогда нормальная карта-километровка, или хотя бы даже пятикилометровка, мы могли бы убедиться, что иных путей у нас просто нет, либо увидели бы, что можно попробовать объехать Большой Шелом северо-восточнее, вернувшись в Верх-Катав - но по пятидесятикилометровке из атласа мира этого было не понять, и мы решили наугад разведать несколько вариантов объезда, прокатившись по окрестностям - все одно до обратного поезда было еще пятеро суток ;).
Альтернативной дороги через перевал мы так и не обнаружили - зато красот насмотрелись ;)
Несколько дней мы катались вдоль хребта Зигальга, пытаясь найти дорогу на перевал в обход егерского поста - но даже самые отлично укатанные дороги, казавшиеся перспективными, на поверку оказывались ответвлениями к лесосекам, а то и вовсе упирались в "зоны", издалека узнаваемые по глухим заборам, колючей проволоке и сторожевым вышкам ;)
Ночевать устраивались в красивейших местах, словно сошедших с полотен старых мастеров ;)...
Чертовски приятно было спать на душистом и мягком сене, которым мы подстилали дно палатки.
Думаете, "селфи" придумали с появлением смартфонов? ;))
Во время наших скитаний по окрестностям набрели на "чертов мост", по которому даже отчаянный Виталя не рискнул проехать в седле ;)
Красота!
На наше везенье, из представителей фауны попадались лишь представители класса насекомых, из которых радовал лишь отряд чешуекрылых ;))
Но время поджимало, и с идеей объехать хребет Зигальга и вернуться на узкоколейку пришлось проститься - возвращаемся на Вязовую, где нас ждёт очередной квест - посадка с рюкзаками и велосипедами в скорый поезд, останавливающийся в Вязовой всего на одну минуту ;)
И всё же по узкоколейке "рудник Верхнеаршинский - Катав-Ивановский завод" мы прокатились, и даже забрались на гору Большой Шелом - но случилось это уже через 9 лет, после нескольких безуспешных попыток, ибо мечта требовала осуществления ;).
Проехали мы по ней уже не на великах, а на машинах, на проезд на которых через Заповедник по узкоколейке нам тогда таки удалось приобрести разрешение.
С собой у нас тогда уже была карта - километровка, на которой была обозначена насыпь узкоколейки - я на ней даже отметил то место, до которого мы смогли добраться с Виталей ;))
Впрочем, это уже другая история, хоть и не менее эпичная ;)
Вот так вот мы и катались по пятидесятикилометровке - а вам слабО? ;)