Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Кемер, лейтенант Мустафа Эртугрул и потопленный "Paris II"

Про затопленный в Первую Мировую войну близ гавани  Кемера французский корабль я слышал еще во время нашего первого посещения Турции в 2003 году - к его затонувшему корпусу устраивались дайв-туры, но, поскольку корабль лежит довольно глубоко, для ныряния к нему требуется сертификат дайвера, которого у меня, увы, нет до сих пор.

Эта достопримечательность описывается почти всеми окрестными дайвинг-центрами:

Место крушения корабля "Париж II" в Кемере - одно из самых известных мест для дайвинга в этом регионе.
Место кораблекрушения находится на глубине 18-31 метр.

Французский корабль Paris II, который выглядит так, будто он парит на дне моря, был построен как рыбацкий корабль в 1913 году, а во время Первой мировой войны он был преобразован в линкор и предназначался для побережья Средиземного моря.

Он был потоплен артиллерийским огнем небольшого турецкого батальона на холме Коджа-Бурун под командованием лейтенанта Мустафы Эртугрула Акера в 1917 году.


После моего вояжа на гору Чалыш, о котором я уже рассказывал, у меня осталась фотография стенда с описанием туристической тропы, рассматривая которую, я недавно выяснил, что именно гора Чалыш связывается с именем капитана Мустафы Эртугрула, памятник которому, кстати, установлен в Кемере.

Этот факт меня заинтересовал, и я стал "копать" в данном направлении, для начала решив выяснить, какой из окрестных холмов носит название Коджа-Бурун, и где именно могла располагаться батарея Мустафы Эртугрула Акера в 1917 году.

Еще во время посещения горы Чалыш-Тепе я обратил внимание на то, что с нее открывается великолепный вид на все окрестности, поскольку именно эта высотка господствует над окрестностями:

ertugrul

С этой горы - весь Кемер как на ладони:



Но мне известно, что сам Кемер возник не так уж и давно, в конце XX века, на волне туристического бума, а до этого тут была глушь непролазная еще чуть ли не с античных времен.

Потому для начала взглянем на старые карты - увы, найти топокарту периода Великой войны на нужный регион мне не удалось, зато нашлась карта Оттоманской Империи 1899 года:



Как видим, ни о каком Кемере речи в то время не шло, а из всего побережья достойным упоминания картографы конца XIX века сочли лишь поселок Текирова и порт в нём (да и Анталья именовалась тогда Адалией).

На сайте библиотеки Университета штата Техас обнаружилась топографическая карта World 1:500,000 Series 1404, Great Britain War Office and Air Ministry, 1958:



Как видим, и на ней еще никакого Кемера не было - в то время на его месте стояла деревня Эскикёй - зато наша высотка Чалыш вполне узнаваема, ибо покрыта лесом (отметил её местоположение желтым).

Теперь вернёмся к истории потопления судна турецкой береговой артиллерией - вот что мне удалось выяснить из различных, в основном турецких, источников:

Турция принимала участие в 1-й мировой войне 1914 года в качестве союзника Германии.

Кемер в этот период представлял из себя маленькую деревушку Эскикёй, жители которой зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы.

Французский военный флот периодически получал задание обстреливать с моря турецкие населенные пункты, расположенные на берегу Средиземного моря. “PARIS II”, переоборудованный в военный корабль из грузового судна, вышел в море для нанесения артиллерийского удара по побережью.
“PARIS II” обстрелял из двух боевых орудий и деревушку Кемер, чем нанес ей большой ущерб.

В этих энторнетах бродит множество изображений судна  “PARIS II”, но аутентичным, по моему мнению, является вот это:

paris2 ww2wrecks

Именно этот корабль подписан как "Paris":



Офицер турецкой армии Mustafa Ertugrul решил прекратить разрушение деревни и приказал доставить в Кемер пушки из деревни Каш (расположенной на расстоянии около 150 км от Кемера на запад-юго-запад).

Орудия сослужили добрую службу жителям деревни Каш во время сражения за Дарданеллы (пролив в Турции между Мраморным и Эгейским морями, длина 65 км, самое узкое место шириной в 1,3 км у местечка Чанаккале).

Одно из орудий разместили на мысе «Нос Кемер», на него возлагалась главная надежда в случае повторного появления корабля “PARIS II” у побережья. Как только “PARIS II” приблизился к мысу для нанесения очередного удара по деревушке, турки открыли по нему огонь со скалы.

Французы насчитали более 60 прямых попаданий в корпус корабля, после чего он утонул. Мелкие отверстия от попадания снарядов видны и сейчас во время погружения к кораблю.

По данным мемуаров Dr. Burhanettin Onat (Antalya), который вспоминает о том времени, судно PARIS было потоплено после обстрела под руководством турецкого командующего Мустафы Эртергрула.



На борту корабля находился так же племянник французского поэта Пьера Лоти, который написал статью о гибели грузового судна для французской газеты. В статье говорится о том, что команда не ожидала нападения в этой области вообще, но они были обстреляны скрытой батареей.
Обстрел велся сначала по грузовому отсеку, а потом и по машинному отделению, где погибло несколько моряков.



PARIS начал стрелять со своей стороны, но это было безуспешно. Расстояние было небольшим, турки были хорошими стрелками и вскоре корабль PARIS был поврежден в нескольких местах. Когда была потеряна последняя надежда на спасение, был подан сигнал оставить корабль.

Команда корабля PARIS не имела иной возможности спастись, кроме как плыть по направлению к берегу. Когда плывущие французы были на удалении 40-50 метров от берега, турецкие солдаты вошли в воду. При этом опасение относительно боя в воде исчезло, турецкие солдаты выносили французов из воды, спасая их, что бы положить их на песок. Они разрывали рубашки и перевязывали раны иностранцам. Племянник Пьера Лоти не мог поверить своим глазам, заплакал, когда израненные французские матросы получали воду и напиток похожий на чай с изюмом.

Позже турецкие солдаты были представлены к наградам.

Второй потопленный корабль "Александр" не был найден.

Один из турецких источников указывает местоположение береговой турецкой батареи во время потопления "Александра" в марте 1918 года вот тут:

33 big

Считается, что в этом же месте стояла батарея и ранее, во время потопления "Paris II" 13 декабря 1917 года:



Лично у меня вызывает сомнение возможность обстрела с этой позиции места потопления "Paris II", ибо мешает скала, закрывающая сектор обстрела акватории близ портовой гавани, возможность же затащить пушку на саму эту скалу кажется мне маловероятной.



Примерно в этом месте, у поворота моего трека на восток,  я видел полузаросшие остатки каменной кладки, которые я принял то ли за фундаменты построек, то ли за остатки подпорных стен агротехнических террас:

Вполне вероятно, что это могли быть и остатки орудийных позиций - при этом упомянутая скала остаётся слева и не мешает обстрелу. но только не прямой наводкой, поскольку с этого места акватория порта и прилегающие к ней участки не видны.

Даже площадка под огромным раскидистым деревом, на maps.me обозначенная как "2 тента", подозрительно подходит для размещения артиллерийской позиции:

Однако и с этой позиции на коротких дистанциях прямого выстрела было б удобно обстреливать разве что море к востоку от позиции, как это и показано на схеме боя с "Александром" в марте 1918 года:



Затонувший  же корабль “ PARIS” расположен примерно в 500 метрах от порта Кемера, недалеко от берега.
Глубина моря здесь составляет 30-32 метра.

На песчаном дне накренившись лежит “PARIS”. Нос корабля находится на глубине примерно 19 метров от поверхности. Корма с хорошо сохранившимся винтом находится в самой нижней точке на глубине 31 метр.

Paris II

Местоположение "Paris II" отлично известно:

Место затопления Paris II

Но всё дело в том, что место гибели корабля не видно с той точки, которая показана на схеме боя с "Александром" (судно, напомню, не найдено до сих пор) и на схеме боя с "Paris II".

Причина проста - между предполагаемой позицией и местом гибели "Paris II" находится довольно высокая скала:



Разумеется, я прекрасно осведомлён о возможности артиллерийской стрельбы с закрытых позиций - но дистанция между погибшим кораблём "Paris II" и предполагаемой позицией слишком мала, всё же у турков были не миномёты и даже не гаубицы.

У Мустафы Эргурула было 4 немецких 7,7-сантиметровых горных пушки Erhard (нем. 7.7 cm FK 96 n.A. от нем. 7.7 cm Feldkanone 96 neuer Art):



Угол возвышения от -12°56' до +15°8' как бы не оставляет особенных вариантов ведения навесного огня, зато позволяет обстреливать с вершин объекты внизу на практических дальностях до 5 км.

Не уверен я и относительно того, что отрицательного угла возвышения в 13 градусов хватило бы для обстрела корабля, идущего в 300-600 метрах от позиции, расположенной на высоте 100-120 метров над уровнем моря.

Посему я решил проверить, мог ли быть обстрелян "Paris II" с позиций, расположенных, например, на развалинах крепости Чалыш-Тепе, поскольку именно эта высота господствует над местностью, и к ней еще в античные времена должна была пролегать подъездная тропа или дорога.

Для начала я измерил дистанцию между этими двумя точками:

Position and direction to Paris II

Между местом гибели "Paris II" и смотровой площадкой на горе Чалыш по прямой всего около двух километров, кроме того, эта точка прекрасно просматривается в вершины и может быть обстреляна из любых орудий прямой наводкой:

Вид с батареи Гугл

Место гибели корабля я отметил и на фрагменте панорамы, снятой мной с вершины горы Чалыш-Тепе:

Вид с батареи айфон

Вид на мыс, на котором размещалась турецкая батарея, со стороны Кемера также наводит на мысль, что разместить орудия на месте старой крепости, к которой обязательно вела тропа или дорога, гораздо проще, чем затащить их на самый мыс или к площадке над пиратской пещерой:




С позиции на Чалыш-Тепе вполне можно было осуществить всё то, что приписывается Мустафе Эртугрулу:

...13 декабря 1917 года, в чине лейтенанта Мустафа Эртугрул потопил артиллерийским огнем в гавани Кемера  французское судно «Париж II».
Кроме того, 8 марта 1918 года он, применив блестящую тактику, потопил вражеский военный корабль «Александра» у берегов Антальи / Кемера.


Капитан Мустафа Эртугрул писал в своих мемуарах:

«Разрешите мне отправиться в залив Агва (ныне Анталия-Кемер), сделав вид, что я иду в другом направлении, и поставлю свои батареи в точках с видом на гавань. С помощью парусника, отданного мне в распоряжение, я могу потопить вражеские корабли в этой бухте ».

13 декабря 1917 года он послал парусник, который, как он был уверен, сыграет роль приманки будет преследоваться французами. Французы отправляют в погоню за парусником два боевых корабля - «Париж II» и «Александра».
Вход вражеских кораблей в залив Агва и вход парусника в безопасную зону совпали, и батарея турок открыла огонь. Всего за 18 минут Париж II был потоплен, Александра сбежала, 110 орудий выстрелили 145 раз в этой атаке.

Капитан Мустафа Эртугрул описывает это событие в своих воспоминаниях:

«Среди пленных были офицер ВМФ лейтенант войны Ролен, один из самых известных бойцов во Франции, и его любимая собака Мастик.
Все солдаты, вышедшие на пляж, были измотаны, но 13 человек также получили ранения. Раненых тщательно перевязали и доставили в село.
Удивленные максимальным состраданием и милосердием, эти бедняги странно смотрели на лица турецких солдат и жителей. Они не могли поверить в ту горячую ситуацию, в которой оказались.
У нас не хватало бинтов или пакетов, чтобы прикрыть их раны.
Чтобы залечить раны, некоторые Герои в моей батарее сняли свои майки, как будто их учили, и разорвали их на части, залечивая их раны. Перед лицом этого благородного поведения великих турецких солдат пленные плакали и обнимали наших солдат, целуя их лица и глаза».


Позже капитан Мустафа Эртугрул извинился перед капитаном корабля за то, что один из выпущенных им снарядов попал под французский флаг на корабле и продемонстрировал еще одно благородное поведение, отражающее сущность турецкой нации. Французы снова испытают значение флага для турок в войне Гази-Антеп.

Мне трудно судить о благородстве или вероломности турецких офицеров - но, с другой стороны, в те времена в офицерских корпусах воюющих сторон таки было и благородство, и уважение к пленным, и соблюдались многие старинные воинские ритуалы, которые к началу Второй Мировой канули в Лету (такие, например, как оставление в знак признания мужества сражавшихся вражеских офицеров их личного оружия при взятии в плен).

Интересно здесь упоминание в мемуарах залива Агва - если вы посмотрите на американскую карту 1958 года выше, то увидите, что Агва - населенный пункт на реке, впадающей в море южнее горы Чалыш, на территории современного Кириша - и именно с горы Чалыш, а не с мыса, на котором турецкие источники рисуют батарею Эртугрула Акера, можно одновременно обстреливать залив Агва и акваторию нынешнего Кемерского порта, в которой покоится "Paris II", что также в пользу моей версии.

Вообще, вся история с Эртугрулом и потоплением французских кораблей довольно мутная.
Например, "Литературная газета" в марте 2016 года провела аж целое исследование причин, по которым французы могли оказаться в окрестностях Кемера и обстреливать там рыбацкие деревушки:

В Турции пишут, что в декабре 1917 года два французских корабля пытались нанести артиллерийский удар по одной из деревень. Но – слава Аллаху! – они были потоплены батареей Эртугрула Акера. Дескать, французы совсем не ожидали ответного огня с берега.

Но зачем они вообще решились на поход к побережью Кемера и обстрел мирных селений? Это не было тогда принято. Может, на берегу были стратегически важные в военном отношении портовые сооружения? Но их не было!

Вообще выясняется, что до 1960 года в Кемер можно было добраться практически только морем. Горные склоны с постоянными селевыми потоками буквально придавили селение к морю. Лишь в 1920-е годы их начали укреплять каменными преградами, хотя, как можно понять, не очень успешно.

Получается, в годы Первой мировой войны в тех местах никак не могли складировать воинские запасы или создать пункт обороны, заслуживающий неприятельского внимания. Опасное место!

Турки так пишут о цели подхода французов к берегам Анталии: «Французы должны были блокировать места дозаправки германских подводных лодок». Но это ложное утверждение.

В декабре 1917 года из 33 германских подводных лодок, воевавших на Средиземном море, лишь пять были на ходу. На остальных проводились ремонтные работы в австрийских и турецких портах.


<...>

Надо полагать, что целью прибытия французских судов в Кемер была не дозаправка немецких подлодок. А что тогда?

Как предполагают некоторые историки, Мустафа Эртугрул мог пойти на провокацию и вероломно заманить французов в ловушку. Ведь их корабли остановились напротив прибрежного мыса, где находилась скрытая артиллерия турок, как бы подставляясь под уничтожение...

<...>
Как же их заманили и потопили? Командир вспомогательного крейсера Paris II капитан-лейтенант Анри Роллен заметил стоящий у берега парусник. Крейсер остановился недалеко от него. Капитан приказал выслать для осмотра парусника шлюпку на вёслах. Две замаскированные на паруснике пушки внезапно открыли огонь по французам. Первый снаряд разорвался у машинного отделения, второй вывел из строя рулевое управление. Следом и турецкая береговая артиллерия открыла огонь. На французском корабле возник пожар, стали взрываться боеприпасы, судно затонуло через 15 минут. Капитан был ранен, в живых остались лишь 16 человек, остальные члены экипажа погибли.
<...>
Можно предположить, что герой Турции капитан Мустафа Эртугрул Акер, чтобы заманить корабли союзников в ловушку, мог отдать приказ – установить на мысе надпись с призывом о помощи грекам. Ведь французы не предполагали отпора со стороны турок в этом месте, зная его географические особенности. К тому же тогда флот союзников почти безраздельно господствовал на Средиземном море, французские моряки были уверены в себе и своей силе, самонадеянны… Конечно, ничего нельзя утверждать наверняка. Но предпосылок видеть картину боя именно такой достаточно. Иначе трудно объяснить, почему французские моряки безоглядно пошли на верную гибель…

Однако вряд ли у кого-то могли возникнуть сомнения в том, что внезапный интерес "ЛГ" к этой забытой турецкой теме не был вызван инцидентом со сбитием турецким истребителем Су-24 ВКС России 24 ноября 2015 года.
Так что и гипотеза автора статьи остаётся лишь гипотезой, чуть ли не целиком построенной на предположениях, да к тому же еще и смешивающей два события, произошедшие в разное время (Paris II" был потоплен 13 декабря 1917 года, "Alexandra" - 8 марта 1918 года) в одно.
Вряд ли французы были столь тупы, что б дважды попасться на одну и ту же ловушку.
Так что, получается, что такая трактовка тех давних событий - исключительно политическая "заказуха".

Есть у кого иные мнения на этот счёт? :)

Tags: 1917, 1918, Великая война, Турция, гипотезы, забытая история, загадки истории, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments