Инициаторами этого начинания была молодёжь Куйбышевского паровозного и вагонного депо. По её призыву были собраны средства, и в ноябре 1941-го началось строительство бронепоезда.
Вот как писала об этом дорожная газета «Большевистское знамя» (так в то время назывался «Куйбышевский железнодорожник») от 25 октября 1941 года: «Комсомольцы Куйбышевского депо бросили клич – построить бронепоезд для фронта силами и средствами рабочих и служащих дороги имени В.В. Куйбышева. Инициатива дружно подхвачена на всей магистрали. Работники Инзенской дистанции пути уже собрали 504 рубля, рабочие и служащие паровозного депо Ульяновск – 700 рублей».
Патриотизм железнодорожников проявлялся во всех сферах деятельности. По инициативе комсомольцев Куйбышевского паровозного и вагонного депо были собраны средства, построен, и 20 февраля 1942 года передан в действующую армию первый бронепоезд.
Следует отметить, что призыв куйбышевских железнодорожников получил отклик и за пределами магистрали. К сбору средств для бронепоезда подключились представители различных предприятий и организаций города: личный состав воинской части, ожидающий отправки на фронт, работники швейно-трикотажного комбината, и даже коллектив и учащиеся школы №63.
А тем временем фронт сосредотачивался вокруг Москвы. Шёл первый оборонительный период битвы за столицу. В эти тяжелейшие для страны дни каждый её житель с волнением ждал новых сообщений от Информбюро. Труженики магистрали понимали, насколько тяжело бойцам воевать в условиях дефицита техники. Эти чувства помогали стоять у станка сутки напролёт, выходить на работу в выходные дни и не задумываясь отдавать всё до последней копейки делу Победы.
В едином порыве в кратчайший срок собрать необходимые для постройки бронепоезда средства сплотился весь коллектив Куйбышевской железной дороги. Следующее сообщение об этой инициативе в газете вышло в канун годовщины Октябрьской революции. За неполных две недели удалось собрать общими усилиями более 30 тысяч рублей.
И вот началось оборудование бронесостава. Газета отмечает, что руководство работами было поручено мастеру А.Т. Зотову. Котельщики, сварщики, слесари трудились, не зная отдыха. Особенно отличились на строительстве бронепоезда бригада слесарей во главе с Дубровским и котельщики Цалев, Косарев и Захаров.
Работа шла ударными темпами. Бронепоезд был построен к 24-й годовщине Красной Армии. Персоналу понадобилось около трёх месяцев, чтобы полностью оснастить и подготовить технику к отправке на фронт. На состоявшемся митинге её передали представителям действующей армии. Вести поезд на фронт и участвовать в боях доверили одному из лучших машинистов Куйбышевской железной дороги – Михаилу Рассадину.
Трудовой энтузиазм рабочих и служащих дороги креп в тесном единении с фронтом. Каждая весть о победе в сражениях за свою страну вызывала прилив сил и стремление работать с большей отдачей. Так, кроме куйбышевцев, ещё два бронепоезда построили железнодорожники Уфимского и Пензенского отделений.
Всего за годы войны куйбышевскими железнодорожниками на постройку бронепоездов было собрано 820 тыс. руб.
Источник:
Газета "Куйбышевский железнодорожник" от 04.02.2015, статья "Куйбышевские бронепоезда - фронту!"