Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Автосалон "Кинель-69"

Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику.
Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните,
ваши мысли и знания, профессиональное мастерство и творчество,
поиск и труд — это самые мощные двигатели научно-технического прогресса,
это реальные, весомые шаги нашего общества в будущее...

И. АРТОБОЛЕВСКИЙ, академик

Кто б мог подумать, что пятьдесят лет назад наш городишко Кинель был на самом переднем фронте советской самодеятельной автомобильно-конструкторской мысли?
Многие ли кинельцы помнят, что в 1969 году именно в Кинеле прошел первый в СССР областной автосалон самодеятельных конструкторов автомобилей, по примеру  проводившихся в советское время под эгидой журнала "Техника-Молодежи" всесоюзных смотров?

Я сам был несказанно удивлен, откопав во втором номере "ТМ" за 1970 год статью под названием "Автосалон «КИНЕЛЬ-69»" , которую и предлагаю вашему вниманию:






Нашим читателям — участникам и поклонникам любительского микроавтомобилизма, хорошо знающим ежегодный традиционный «Автосалон ТМ», — название этой корреспонденции покажется неожиданным и загадочным.

Да-да! Не «ТМ-69», а «Кинель-69». До минувшего года — на протяжении шести лет — только «Техника — молодежи» проводила традиционные смотры любительских авто- и мотоконструкций.

И вот у нашего «Автосалона» родился младший брат. Город Кинель Куйбышевской области, можно сказать, вошел в историю любительского автоконструирования.

Впрочем, Куйбышевская область всегда была самым активным участником наших парадов-конкурсов. Когда в Москву на IV традиционный (1966 г.) впервые приехали три машины из других городов, оказалось — две из них куйбышевские.

Куйбышевская область — трижды призер. Ее представители занимали призовые места в трех «Автосалонах ТМ», а в минувшем году завоевали и гран-при нашего журнала (Н. Ивашин, г. Жигулевск).

Мы надеемся, что инициатива кинельских автолюбителей положит начало новому движению — ежегодным областным и республиканским «автосалонам».

Предоставляем слово организатору и председателю Совета секции микроавтомобилей при Кинельском ГК ДОСААФ СССР, призеру нашего V парада-конкурса Борису ДЕРКАЧЕВУ.


Традиция, рожденная в Москве, перестала быть «монополией» столичных автолюбителей. От активного участия в «Автосалонах ТМ» мы решили перейти к организации своих «традиционных салонов».
В 1969 году был проведен I смотр-конкурс любительских авто- и мотоконструкций «Кинель-69».

Наш конкурс подвел итоги двухлетней работы секции микроавтомобилей, созданной при Кинельском горкоме ДОСААФ. В организации смотра принимали участие представители городских комитетов КПСС, ВЛКСМ, ДОСААФ, Совета секции микроавтомобилей, районного отдела милиции, ГАИ и редакции местной газеты «Путь к коммунизму». Мы взяли за основу опыт парадов-конкурсов журнала «Техника — молодежи» и Положение о смотре, полученное из секции любительского микроавтомобилизма Московского городского автомотоклуба ДОСААФ СССР.

В сопровождении мотоэскорта колонна машин прошла через весь город. Автомобили выстроились на площади, и здесь перед началом первомайской демонстрации участники конкурса встретились со своими многочисленными болельщиками. Когда закончилась демонстрация, машины остановились перед трибуной, водители — около своих конструкций, и председатель городского комитета ДОСААФ И. Козулин открыл первый смотр-конкурс «Кинель-69».




Судейская коллегия приступила к осмотру машин. Мы оценивали машины по трем показателям: компоновка кузова и эстетика конструкции, рациональность компоновки, оригинальность отдельных конструктивных решений. Максимальное число баллов, которое мог набрать каждый участник, составляло 90.

И вот, наконец, торжественный момент — начальник штаба смотра Ю. Ерофеичев зачитывает протокол о награждении победителей, председатель ГК ДОСААФ И. Козулин вручает авторам лучших конструкций призы.

70 баллов набрал микроавтомобиль А. Макарова «Волна» (приз и диплом I степени).





На 4 балла «отстал» микроавтомобиль В. Денисова «Анюта» (приз и диплом II степени).




Автор этой корреспонденции был награжден призом и дипломом III степени за микроавтомобиль «Лайка» (65 баллов).



Остальным участникам смотра вручены памятные призы (дорожный набор микроавтомобилиста) и дипломы «Кинель-69». О смотре сообщалось по радио и Куйбышевскому телевидению, в областной и местной печати.







В июне 1970 г. мы предполагаем провести смотр-конкурс, превратив его в областной. Мы думаем, на этот смотр съедется 30—40 машин. Идея одобрена обкомом ВЛКСМ и обкомом ДОСААФ. Сейчас ждем заявок от автолюбителей нашей области.

Мы обращаемся к автолюбителям-конструкторам всей страны с призывом последовать нашему примеру. Пусть у «Автосалона ТМ» будет все больше и больше преемников!

Б. ДЕРКАЧЕВ, инженер
г. Кинель
Куйбышевской обл.


Думаете, на этом закончилась история Кинеля как центра самодеятельной технической мысли?
Таки нет!

В сентябре 1970 года "Техника-Молодёжи" упоминает о втором кинельском автосалоне - "Кинель-70":

# В городе Кинели Куйбышевской области состоялся областной смотр-конкурс самодельных микро автомобилей. На смотр было представлено 12 машин.
Конструкторы А. Разгайлов (г. Тольятти). А. Климов (г. Бузулук) и В. Денисов (г. Кинель) награждены почетными дипломами журнала «Техника — молодежи».


Декабрьский номер "Техники-Молодежи" за 1971 вновь упоминает наших земляков-самодельщиков, рассказывая о IX традиционном конкурсе самодеятельных автомотоконструкций "Автосалон ТМ-71" и автопробеге самодельщиков Москва-Одесса.

На трассе автомобиль из г Кинель Куйбышевской области:


За рулём узнаваемой кинельской "Анюты" - В.Денисов.

Кинельские автостроители-самоучки не только продолжили строительство автомобилей, но и объединили на базе своего автоклуба самодеятельных строителей зимних транспортных средств - снегоходов и снегокатов.

Февральский номер журнала "Техника - Молодежи" за 1981 год писал:

Но вот что интересно. Не созданный в отраслевых или ведомственных рамках, в результате деятельности любительского объединения такой центр как бы сам собой возник на самодеятельных началах. А объединились самодеятельные конструкторы снегоходов в секции микроавтомобилей горкома ДОСААФ (г. Кинель Куйбышевской области).
Именно там ежегодно в канун Дня Советской Армии они проводят смотры-конкурсы и соревнования зимних транспортных средств, построенных руками умельцев города и близлежащих населенных пунктов — Нефтегорска, Смышляевки, Безымянки и других.

<...>
Авторы лучших конструкций из всех районов страны зимой 1981/82 года будут приглашены в город Кинель Куйбышевской области на смотр-конкурс. Жюри этого конкурса по просьбе совета «Инверсора» возглавит сотрудник кафедры деталей машин Куйбышевского инженерно-строительного института, кандидат технических наук Сергей Сергеевич Вечков.

Кстати, предложение о проведении зимой 1981/82 года Всесоюзного смотра-конкурса самодельных снегоходов обсуждено и принято Кинельским городским комитетом ДОСААФ.
Совет лаборатории «Инверсор», редакция журнала выражают уверенность, что к проведению этого интересного мероприятия, которое выявит немало замечательных конструкций, не останутся безучастными Кинельский городской и Куйбышевский областной комитеты комсомола.

Умерла ли традиция кинельских механиков-самоучек?

Полагаю, что нет.

О самопальном кинельском танке "Тигр" я уже как-то писал, знаю еще, что в нашем городке строят плавучие самоходные платформы-дачи - видел такую несколько раз на Самарке, если повезет, как-нибудь напишу и о них...

Tags: Кинель, СССР, забытая история, как это было, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “Кинель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “Кинель” Tag