Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (с)

«...из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Цитата, приписываемая А.В.Луначарским В.И.Ленину.



Сегодня в моей традиционной, но временно незаслуженно позабытой рубрике "байки" - совершенно, как всегда, правдивая байка о том, как я на практике продвигал в массы главнейшее из искусств - в полном соответствии с заветами вождя мирового пролетариата - лицом к деревне.



КПСС в советские времена никого не оставляла надолго без своего внимания - будь то ученые различных НИИ или студенты ВУЗов, посланные волею советских вождей на поля совхозов и колхозов "бороться за урожай", или пионеры и школьники, отправленные в пионерские и трудовые лагеря с той же целью помощи города деревне - всех их согласно заветам Ильича надлежало периодически окормлять приобщением к искусствам, начиная от лекций о вреде курения и заканчивая концертами художественной самодеятельности или непременной дискотекой под эгидой райкома комсомола.

Не оставалось в стороне, разумеется, и важнейшее из искусств - для продвижения которого непосредственно в массы, прямо на поля, в леса и огороды, служили так называемые кинопередвижки:

Кинопередвижка — портативная киноустановка для демонстрирования кинофильмов, напечатанных на 35 и 16 мм кинопленке  в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекционными установками, а также на открытых площадках.



Разумеется, к каждой кинопередвижке придавался киномеханик - и вот именно в этой роли мне и удалось подвизаться летом 1980 года на открытых площадках и в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекционными установками.

Весной 1980-го я сдал выпускные экзамены в школе, и  до начала вступительных экзаменов в ВУЗ был совершенно свободен.
Воспользовавшись моей свободой и ничегонеделаньем, мой дядька Анатолий Михалыч, в конце 1970-х - начале 80-х служивший радистом в ДК "Октябрь" на Мехзаводе и заодно подрабатывавший там же киномехаником, позвал меня с собой в многодневное турне по областным селам, куда его командировал родной ДК с почетной миссией сеять разумное, доброе и вечное среди обитателей пионерских, трудовых и студенческих лагерей.
Сеять предполагалось при помощи кинопередвижки и главнейшего из искусств путём демонстрации предварительно одобренного Партией и Правительством в лице ГлавЛита кинорепертуара.

Как вы понимаете, мне, 17-летнему пацану, даже само по себе участие в подобном вояже уже было чертовски интересно, не говоря уже о том, что Михалыч, как я по-свойски именовал дядьку, пообещал меня научить самостоятельно "крутить кино".

Тут наши интересы полностью сходились - Михалыч объяснил и наглядно продемонстрировал мне принцип работы простейшего 16-мм киноаппарата "Украина", которым была оборудована наша кинопередвижка, представлявшая собой автобус на базе грузовика ГАЗ-53, салон которого был переоборудован под передвижную кинобудку и мобильный диск-жокейский пульт, а затем самоустранился, отправившись с водителем автобуса по своим делам, а я с огромным энтузиазмом вытаскивал, устанавливал и настраивал киноаппарат, демонстрировал публике фильму, перематывал после показа катушки с пленками, готовя их к следующему сеансу, и собирал оборудование после окончания сеанса.

Наша простейшая кинопередвижка предназначалась для показа 16мм фильмов и называлась "Украина":
Киноустановка "УКРАИНА-5" представляет собой комплект кинопроекционной аппаратуры, предназначенной для демонстрирования черно-белых и цветных 16-ти мм фильмокопий с фотографической или магнитной фонограммой. Киноустановка может использоваться как кинопередвижка, или в стационарных условиях.
...
Масса киноустановки 85 кг
Изготовитель: Одесский завод "Кинап"


Выглядел агрегат вот так:

Ukraine-5 3

"Украина" была проста, как автомат Калашникова, имела открытый лентопротяжный тракт, и вся премудрость ее эксплуатации состояла в том, что б следить за тем, что бы не "убежала" петля, предназначенная для компенсации рывков кадропротяжного механизма.

Убедившись, что я за пару-тройку самостоятельно проведенных сеансов вполне освоился с демонстрацией 16-миллиметровых короткометражек, дядька пообещал в следующий визит в город за новой сменой фильмов, забрать из ДК более серьёзный киноаппарат и научить меня показывать уже вполне нормальные широкоэкранные фильмы, состоящие из нескольких частей, для непрерывности процесса показа которых применялась двухпостная 35-мм киноустановка КН-20П.

35-мм двухпостовая киноустановка:
Киноустановка КН-20 предназначена для демонстрирования 35-мм обычных, кашетированных и широкоэкранных фильмов с оптической фонограммой в режиме кинопередвижки, а также стационарно в залах до 150 мест.
...
КН-20П передвижная двухпостная киноустановка, предназначенная для демонстрирования кинофильмов с полуавтоматическим или ручным переходом с поста на пост без перерыва на перезарядку.
...
Масса кинопроектора – 40 кг.
Масса киноустановки – 200 кг.


Обе киноустановки устанавливались рядом, прицеливались на один и тот же экран, и попеременно демонстрировали части фильма, переключаясь последовательно с одного проектора на другой.

КН20-А-1
Планировался объезд нескольких крупных трудовых студенческих лагерей, и требовалось сменить не только киноаппаратуру, но и кинорепертуар.

Мы с дядькой погрузили в наш автобус кучу коробок с фильмами и две киноустановки, которые должны были переключаться вручную при достижении конца текущей бобины.
Михалыч показал мне, как их заряжать и как отслеживать момент для переключения - для чего нужно было следить за специальными символами, демонстрируемыми в правом верхнем углу кадра за несколько метров до конца текущей бобины.

В этот момент надо было вручную запустить второй киноаппарат, который, разогнавшись и перемотав ракорд, автоматически отключал при включении первый.



Если все успеть сделать вовремя, то зрители даже не замечали переключения показа с одного аппарата на второй - просто один эпизод на экране сменял другой.
Поскольку в этот раз у нас была и "взрослая" аудитория - студенты, и "взрослая" же киноаппаратура - двухпостная 35-мм кинопередвижка, да еще с анаморфотной насадкой для демонстрации широкоэкранных фильмов,  дядька умудрился получить в прокатной конторе по блату первый советский боевик - буквально только что поступивший в прокат фильм "Пираты XX века".



Поскольку фильм состоял из нескольких, ЕМНИП, аж целых то ли 10, то ли 11, коробок с 600-метровыми катушками пленок, то посмотреть во время демонстрации сам фильм у меня особо времени не было - надо было после запуска первой части найти коробку со следующей частью, убедиться, что плёнка смотана на начало, подготовить и зарядить киноаппарат второго поста, и затем внимательно следить за сигналом об окончании первой части, что бы вовремя запустить второй киноаппарат и переключить показ на него.

КН-20 big

После запуска следующей части надо было остановить первый аппарат, снять с него пленку, аккуратно перемотать ее на пустую катушку в начало, положить в свою коробку, найти и достать из другой коробки следующую часть, зарядить ее в освободившийся аппарат - и так далее...

А если еще при перемотке или демонстрации, паче чаяния, пленка еще и порвётся - то во время демонстрации очередной части надо было еще и успеть ее склеить, да так. что б перфорация совпала и разрез был между кадрами ;).

В общем, скучать не приходилось, поглазеть не девчонок - зрительниц - и то особо времени не было - но я был доволен и горд собой, ибо чувствовал себя повелителем важнейшего из искусств ;))

Так что "Пиратов..." я целиком смог посмотреть только через несколько месяцев, осенью, вернувшись из "колхоза" после поступления в институт.

Впрочем, после окончания того сеанса "Пиратов..." труды мои были замечены и отмечены, ибо во время последовавшей за сеансом дискотеки я не был обделен вниманием представительниц лучшей половины человечества, таки успевших обратить своё внимание на гордо суетившегося возле магических агрегатов повелителя важнейшего из искусств... :))

Вся моя дальнейшая жизнь наглядно доказала, что не бывает совершенно бесполезных знаний и умений, пусть даже и приобретенных невзначай и совершенно случайно - когда-нибудь, возможно, через много-много лет и совершенно, казалось бы, случайно.
Рано или поздно, не всегда даже напрямую, а зачастую косвенно, вам пригодится когда-то приобретенный опыт и, казалось бы, совершенно бесполезные знания... ;)

Так получилось и с моим опытом киномеханика - спустя 8 лет, когда меня, тогда уже молодого специалиста, отправили в числе прочих сотрудников и преподавателей КуАИ со студентами "на картошку" к черту на кулички - в Калиновку, я, как имевший опыт радиста и киномеханика, был назначен лагерным радистом, подчинявшимся напрямую комиссару нашего сводного сельхозотряда и имевшим в своём полном распоряжении радиорубку с полным набором необходимой радисту и киномеханику аппаратуры, начиная от двухпостной кинопередвижки и заканчивая радиостанцией и радиоприемником "Урал" с стационарным усилителем мощности.

Полтора месяца слякотной и довольно холодной осени я провёл в теплой радиорубке, объявляя подъёмы и отбои по лагерю, вызывая в столовую первую и вторую смену на завтраки, обеды и ужины, транслируя через громкоговорители бравурные советские марши и демонстрируя студентам кинофильмы дважды в неделю, когда привозили свежие коробки с фильмами.

В мои обязанности входила еще и подготовка  наглядной агитации в виде плакатов, "боевых листков", "Молний" и отрядной стенгазеты, готовить которые в компании симпатичной студентки, назначенной мне в подчинение отрядной художницей, было куда как увлекательней, чем быть бригадиром студотряда, подгоняя ленивых и отстающих студентов в слякотных, ветреных и холодных осенних полях. ;))

Поднимать студентов в атаку на борьбу с урожаем из радиорубки было куда как комфортней, чем делать то же самое в полях -- таковая незавидная участь была уготована всем сотрудникам, отправленным "в колхоз" со студентами, и спасти от нее могли только востребованные "колхозной" жизнью знания и умения - такие, как у меня, моей штатной художницы или истопника - деревенского парня, умеющего обращаться с дровяными печами ;)).

Впрочем, описание нашего тогдашнего веселого житья-бытья - уже другая история, возможно, когда-нибудь расскажу... ;)

P.S.
Хитами дискотек лета 1980 года были "Кружатся диски" Валерия Леонтьева - кто б мог подумать, что старина дотянет до эстрады нашего времени ;)))

Tags: СССР, байки, как это было, сделано в СССР, случай из жизни
Subscribe

Posts from This Journal “байки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “байки” Tag