Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Плотина на Красной Глинке?

Интересующиеся историей края самарцы наверняка в курсе, что первоначальный проект строительства Куйбышевского гидроузла выглядел совсем иначе, чем реализованный потом на практике, и плотину планировалось строить в районе посёлка Управленческий, собственно и получивший своё название в связи с гидростроем.

Писал об этом в своё время и я, когда рассказывал историю Здравницы:
10 августа 1937 года вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) о строительстве Куйбышевского гидроузла в районе поселка Красная Глинка. В Коптев овраг прибыла группа специалистов для расчетов по проектированию крупнейшей гидроэлектростанции через Волгу. Планировалось перекрыть Волгу плотиной от оврага до Гавриловой поляны.
В здании дома отдыха должно было разместиться Управление гидроузла. Были созданы четыре лагеря заключенных «Самара-лага». Они строили бараки, жилые дома, котельную, дороги, линии электропередач.


Однако я почти уверен, что о конкретном месте, в котором планировалось построить плотину, наверняка знают немногие.
Недавно мне удалось найти на просторах Интернета привязанную к местности схему Куйбышевского гидроузла, датированную 1939 годом:




Проект строительства Куйбышевского гидроузла разрабатывался в течение многих лет, и за это время место, где должна была перекрыть Волгу плотина, несколько раз переносили.
Более того - первоначальный проект предусматривал строительство двух гидроузлов.

Процитирую воспоминания одного из непосредственных руководителей этой грандиозной стройки из книги Александра Николаевича Комаровского "Записки строителя" ("Воениздат", 1972; стр. 20):
К этому времени здесь уже было решено воздвигать сложный гидроузел на известняках с большими карстовыми кавернами, которые предполагалось заделать путем цементации или силикатизации. Началось оснащение строительства механизмами, транспортом, шло строительство производственных и подсобных предприятий…
По предварительному проекту, составленному бюро Большой Волги под руководством А. В. Чаплыгина, Куйбышевский гидротехнический комплекс намечался в составе двух узлов — плотинного в 30 км выше Куйбышева и деривационного на Волго-Усинском водоразделе у с. Перевалок, в 70 км ниже Куйбышева. Соответственно намечалось строить две гидростанции: при плотине мощностью 1,5 млн. квт и у с. Перевалок тоже 1,5 млн. квт (см. схему). При дальнейшем проектировании решили оставить одну гидростанцию при плотине.




Этот гидроузел наряду с крупным энергетическим эффектом должен был создать судоходный путь глубиной 3—3,5 м как вверх, так и вниз по течению до Астрахани путем пропуска воды, накопленной в водохранилище. При этом протяженность волжского пути сокращалась на 135 км. Строителей не смущал, скорее, даже привлекал большой объем бетонных работ. По предварительным подсчетам этот объем составлял около шести миллионов кубометров. Вспомним, что все сооружения канала Москва — Волга потребовали вдвое меньше бетона (Братская ГЭС — для сравнения — 4,9 млн. куб. м).

Все мы с большим увлечением занимались проектированием, организацией подготовительных работ, используя опыт, приобретенный на канале Москва — Волга. Но с каждым днем нас все больше беспокоили геологические условия строительства гидроузла в намеченном створе у Жигулей. Буровые изыскательские работы выявили гораздо больше карстовых воронок и пустот в основании будущего гидроузла, чем это предполагалось. Пришлось серьезно изучать всю проблему карстовых явлений в известковых отложениях и весьма бдительно относиться к ним. Многометровые отложения панцирей различных мелких организмов древнего моря (когда-то покрывавшего и район Средней Волги) образовали достаточно прочные основания для крупных инженерных сооружений. Но подземные напорные воды, тысячелетиями размывая эти отложения, создали и продолжают создавать внутренние пустоты (каверны), зачастую соединяемые между собой различными ходами сложных очертаний. Обнаружить и точно оконтрить эти каверны даже при частой сетке буровых разведывательных скважин весьма затруднительно. Первые же опытные нагнетания цементного раствора в обнаруженные каверны показали их весьма значительный объем. А уверенности в том, что раствор надежно заполнил каверны и соединяющие их ходы, все равно не было.

Все это требовало громадного расхода цемента, больших буровых работ и прочих не простых мероприятий по цементации основания под будущую плотину. При этом не гарантировалось полное пресечение фильтрационного потока под плотиной, который мог в свою очередь усилить развитие карстовых явлений.

Вскоре многие из нас, работавшие над этой проблемой, пришли к выводу о значительном несоответствии предварительно подсчитанной (и доложенной правительству) и реальной стоимости гидроузла, определяемой условиями производства работ и неблагоприятной геологической обстановкой. Этот малоприятный вывод привел, к сожалению, к определенным разногласиям с глубокоуважаемым мною Сергеем Яковлевичем Жуком (он был руководителем строительства). Но в конечном счете решение о строительстве гидроузла в Жигулях было отменено. Как известно, действующий ныне Куйбышевский гидроузел с могучей гидростанцией построен в другом створе, в более благоприятных геологических условиях.


В Интернетах бродит и вот такая схема гидроузла - с расположением плотины ГЭС где-то в районе современной Солнечной Поляны и деривационным узлом в Переволоках:



Есть и вот такая вот версия размещения плотины, помеченная 1937-м годом:



Плотина по проекту 1937 года должна была помещаться в районе Жигулёвских ворот, возле села Большая Царевщина:



Поскольку проект 1939 года - наиболее проработанный из всех демонстрировавшихся выше, то я решил привязать его к современной местности и выяснить, наконец, где именно планировалось насыпать плотину:



Проект 1939 года интересен еще и тем, что помимо самой плотины, здания ГЭС, трансформаторных и ЛЭП, на нём обозначены еще и железнодорожные пути, спускающиеся к Волге по Студёному оврагу в районе Лысой горы, идущие далее вдоль берега реки под обрывистыми скалами Сокольих гор до Коптева оврага, ненадолго ныряющие в поворотный тоннель, прорубленный в толще горы под Сокольими горами, проходящие, как и нынешние, по насыпи плотины, а затем снова уходящими на поворотный радиус в толщу Жигулей.
Наиболее приближенная к состоянию местности середины-конца 1930-х карта, имеющаяся в моём распоряжении - американская 1950-х, сделанная на основе старый российских и разведданных:



В месте, где тоннель максимально уходил бы в толщу Жигулей и стоит на карте метка "Тоннель", сейчас у подножия горы стоит памятник погибшим в лагере на Гавриловой поляне узникам ГУЛАГа:



Выйдя из тоннеля. железнодорожная ветка пошла бы у подножия гор мимо Подгор. Ближе к Волге и параллельно несостоявшейся "железке" прошло современное шоссе на Гаврилову Поляну :



Объекты проектировавшегося Куйбышевского гидроузла по проекту 1939 года, нанесенные на карту Генштаба ВС СССР 1980-х:



Ну и для более четкого понимания, где эти объекты могли бы находиться сегодня, буде проект был бы завершен в том виде, в каком планировался в 1939 году - наложение на современный космоснимок:



Проект размещения земляной плотины 1937 года:



... и оба проекта, наложенные насовременный космоснимок:



Суда вот по этой схеме подъездных путей, и в 1939 году проект постоянно менялся - как видим, подъездная железнодорожная ветка пошла совсем не так. как планировалось проектом плотины:



Не сохранившееся здание "Здравницы", в котором должно было разместиться Управление куйбышевского гидроузла на фотографии Гюнтера Шпора:


Сегодня от проекта 1939 года осталась разве что железнодорожная ветка до Красной Глинки...

Одна из версий переноса места строительства Жигулёвской ГЭС предполагает, что все эти "скачущие" проекты с переносами места строительства плотины были нужны для легендирования работ по строительству и развёртыванию инфраструктуры "запасной столицы"  - правительственных бункеров, в том числе бункера Верховного главнокомандующего, радиоцентра, площадок под заводы, производства боевых ОВ, и других, как реальных, так и мифических или пока не обнаруженных объектов, типа легендарного "Тоннеля Под Волгой" (ТПВ) и т.п....

Впрочем, это всё "легенды, сказки, тосты" (с)...
Tags: Куйбышев, СССР, геология, гипотезы, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “загадки истории” Tag