Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Варианты эвакуации советского правительства из Москвы осенью 1941 года

На сайте Федеральной Службы Охраны РФ опубликован ряд интересных исторических материалов - в частности, касающихся вариантов эвакуации Советского Правительства из Москвы в Куйбышев осенью 1941 года:

В середине октября 1941 года обстановка на фронтах резко осложнилась.

Руководство 1-го отдела НКВД СССР, при участии УКМК [Управление Коменданта Московского Кремля] НКВД СССР, подготовило план обеспечения охраны членов правительства СССР на случай их выезда из Москвы.
Планом предусматривались три варианта выезда: по железной дороге, на автомобилях и самолетах.


В частности, воздушный план предполагал эвакуацию пятью самолетами типа Л-3 (такая марка указана в проекте плана). Для сопровождения самолетов выделялись две эскадрильи истребительной авиации (МиГ) и одна эскадрилья штурмовой авиации. Списки экипажей пяти самолетов были представлены в 1-й отдел НКВД СССР 12 ноября 1941 года. Документ так и остался проектом, поскольку не был подписан и утвержден руководством НКВД СССР.

В это время комендант Московского Кремля генерал-майор Н. К. Спиридонов подготовил два проекта боевого приказа Сводному подвижному отряду УКМК НКВД СССР.

Первый вариант — выдвижение на рубеж Можайска или Малоярославца (в зависимости от ситуации) и вступление в бой с частями противника.

Второй — движение по маршруту Москва — Ногинск — Покров — Владимир — Вязники — Гороховец — Горький, далее Куйбышев.
Пункт отдыха и заправки автомашин был запланирован в школе деревни Гаврильцево, в 200–210 км от Москвы. Этот вариант предусматривался только при эвакуации советского правительства из Москвы автомобилями. Интересно, что в таком случае колонна на марше, двигающаяся восемью группами автомобилей, имела бы длину более 5 км. К 20 октября 1941 года маршрут движения Москва — Горький — Куйбышев общей протяженностью 1330 км был окончательно
одобрен. Готовность к движению по нему была определена на 29 октября 1941 года. Для охраны основных автомашин по трассе должны были следовать несколько легковых с выездными группами личной охраны. Руководство общей колонной возлагалось на комиссара госбезопасности 3 ранга Н. С. Власика, а управление войсковой частью автомобильного эшелона поручалось генерал-майору Н. К. Спиридонову. Для отражения воздушного нападения противника в автоколонне предусматривалось нахождение четырех 37-мм зенитных орудий, а с воздуха ее должен был
прикрывать полк истребительной авиации. Материально-техническое обеспечение автомобильного отряда состояло из одной автоцистерны и передвижной автомастерской.
Такой же порядок планировался и в случае срочного выезда из столицы.

Существовал и третий вариант — оборона Кремля силами УКМК до конца. В этом случае эвакуация советского руководства возлагалась главным образом на 1-й отдел НКВД СССР.
В случае эвакуации советского руководства по железной дороге участие личного состава УКМК НКВД СССР и 1-го отдела НКВД СССР также предусматривалось.
Несколько поездов с личным составом Управления коменданта Московского Кремля и 1-го отдела НКВД СССР должны были отправиться со станции Москва — Горьковская-товарная Дзержинской железной дороги. Эшелон из нескольких
поездов прикрывался от воздушного нападения зенитной артиллерией с четырех бронеплощадок и полком истребительной авиации. Остальные части УКМК НКВД СССР и сотрудники 1-го отдела НКВД СССР должны были двигаться к
месту назначения на автомашинах. Так, сотрудникам охраны 1-го отдела в случае отъезда охраняемых лиц поездом, выделялось 26 автомашин.



Источник:
История органов государственной охраны и специальной связи России, Энциклопедия федеральной службы охраны Российской Федерации. Том 1.
Tags: Вторая Мировая война, Куйбышев, забытая история, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments