Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Военно-авиационная школа КОМУЧ в Самаре

Появление в Самаре авиационных подразделений весной 1918 года было связано с наступлением Германии вглубь Советской России.

В связи с угрозой занятия немцами Петрограда возникла необходимость эвакуации военных авиационных школ Петрограда: Морской школы воздушного боя (Красное Село), Воздухоплавательной школы, 1-й Народной социалистической рабоче-крестьянской авиационной школы (бывшая Авиационная школа Императорского всероссийского аэроклуба), Народной социалистической рабоче-крестьянской авиационной школы (бывшая Гатчинская военная авиационная школа).

В Российском государственном военном архиве сохранились документы, освещающие самарский период существования Харьковского отдела бывшей Гатчинской военной авиационной школы (РГВА, Ф. 29. Оп. 20.). Эти документы были не так давно опубликованы.

26 апреля 1918 г. Народная социалистическая рабоче-крестьянская авиационная школа получила телеграфное предписание председателя Всероссийской коллегии Военного воздушного флота Сергеева о незамедлительной эвакуации школы, а также ее «старых» отделов: Харьковского и Одесского в г. Самару.



Первоначальным местом назначения была определена ст. Безымянка близ Самары, под аэродромы школы предусматривались участки земли у пос. Зубчаниновка (12 кв. верст) и у Томашева Колка (3 кв. версты).

Весьма интересно было бы выяснить, где именно предполагалось разместить аэродромы школы.

Дело в том, что Томашев Колок уже в то время был окружен с западной и южной сторон садами, и свободным оставалась только узкая полоса земли примерно между нынешними Ново-Садовой ул. и Московским шоссе (карта 1927 года):



Впрочем, этот участок слишком далеко от ст. Безымянка, и аэродром наверняка планировался с другой стороны Томашева Колка..
На участке земли у пос. Зубчаниновка между Самаро-Златоустовской ж/д и Смышляевкой позднее, в 1930-х, расположилось летное поле Куйбышевского аэропорта (аэропорт Смышляевка), а рядом с ним - еще и заводской аэродром безымянских заводов - и именно поле аэропорта Смышляевка, возможно, и служило базой школе (карта 1919 года):



Впрочем, между Томашевым Колком и Зубчаниновкой еще в 1934 году простиралась огромная пустошь - вполне возможно, что аэродром мог размещатьcя где-то на ней (карта 1934 года):



Вопрос о точном расположении аэродрома для меня некоторое время оставался открытым - впрочем, аэропланы начала XX века были весьма нетребовательны к длине полосы, и могли садиться и взлетать практически на любом более-менее ровном поле.

Вскоре в другой статье той же исследовательности - Анастасии Тумановой - я обнаружил выкопировку из плана Самарской Городской Дачи от 3 июня 1918 года с вариантами площадок для будущего аэродрома школы, достаточно точно и однозначно обозначавшую их координаты:



Наложив схему на современный космоснимок.и отметив номерами расположение пронумерованных на схеме площадок, получаем:



На современном космоснимке видно, что большинство площадок ушло в 1940-х под заводские промзоны, а часть оказалась под более поздней застройкой:
Порадовал Конный проезд - на нем размещалась площадка №2:



Как пишет Анастасия Туманова:

Специальная комиссия Гатчинской школы, обследовав всю территорию Советской России, констатировала, что «местами, отвечающими всем предъявленным к ним требованиям авиационной техники найдены следующие районы: Самара, Харьков и Липецк (Тамбовской губернии)».

3 июня 1918 года на соединённом заседании комитета авиа-работников и Коллегии по управлению Народной Социалистической Рабоче-Крестьянской Авиационной Школы, был дан наказ делегированным в Москву товарищам Борейко Дмитрию Александровичу (военный инженер, на тот момент и.д. Начальника Гатчинской Военной Авиационной школы) и Снеткову добиться отпуска аванса на создание временных построек для школы в г. Самаре и возбудить вопрос об ассигновании сумм на постоянные постройки» и, через Управление Воздушного Флота, а также «разрешения на отпуск для школы площади земли у станции Зубчаниново и помещений под квартиры служащих в Самаре».


Сметой «по существующим ценам окрестности г. Самары», составленной гражданским инженером Гальперсоном 24 июня 1918 г., предполагалось построить следующие временные постройки для авиашколы:

— Ангары 600 х 2,70 м;
— Сборочную, столярную, слесарную и моторную мастерские, кузницу;
— Гаражи, конюшню-каретную, склады-сараи, бензино-хранилища;
— Жилые помещения: сторожку, столовую, кухню, помещения летчиков, канцелярию полетного отдела, 2-х этажное здание, лазарет;
— Фотографические и метеорологические павильоны;
А также, оборудование аэродрома:

— Тупик и платформу;
— Дороги отвод воды;
— Водоснабжение и канализацию;
— Электрическое освещение с постройкой станции.
Общая стоимость, согласно смете, составляла 2 700 000 рублей.

Для Харьковского отдела Гатчинской авиационной школы, согласно смете Гальперсона, предполагалось построить:

— Мастерские: столярную, моторную, слесарную, сборочную;
— Временные ангары: 20, общей площадью 240 кв. саж, высотой 2,7;
— Гараж на 8 автомобилей, бензино-хранилище, сарай-склад, конюшню и каретную;
— Столовую и помещение для учеников-летчиков, канцелярию полетного отдела, приемный покой;
— Водоснабжение, канализация, дороги и проч., всего на 700 000 рублей.
Службой пути изданий Самаро-Златоустовской железной дорогой была составлена «Смета на производство по укладке тупика на 129 вер. для выгрузки эвакуированного имущества авиационной Гатчинской школы».

5 июня 1918 г. Начальник Главного Управления Военного Воздушного Флота, Инженер-Механик Соловов направил просьбу к Комиссару по Военным Делам Л.Д.Троцкому о посылке Председателю Земельного Исполнительного Комитета Самары телеграммы следующего содержания:

«Прошу Вас немедленно отвести под аэродромы Гатчинской авиашколы участок городской земли у поселка Зубчаниновка в 12 кв. верст и у Томашева Колока в 3 кв. в., по указанию членов Гатчинской школы».


...согласно Почта-Депеши от 5 июля 1918 г. Главному Начальнику Снабжений от Московского ПО Районного Комитета, «в первых числах мая месяца (1918 года) началась из Петрограда эвакуация Гатчинской Авиашколы, которая имела своим первоначальным назначение ст. Безымянка близ Самары. По назначению успел дойти только 1 эшелон, остальные ввиду развернувшихся событий были задержаны в пути…»

В связи с захватом Самары 8 июня 1918 г. восставшими чешскими легионерами и установлением власти Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч) процесс эвакуации в Самару был приостановлен, однако Харьковский отдел школы к тому времени уже прибыл к месту дислокации и, как следствие, стал структурным подразделением Народной армии Комуча.

19 июля 1918 г. начальник Харьковского отдела военный летчик Ивков отрапортовал о начале полетной деятельности.
Приказом от 6 августа 1918 г. Харьковский отдел был переименовано (с 5 августа) в Военно-авиационную школу Народной армии.

19 июля 1918 года, Борейко рапортовал:

«Доношу, что в г. Самара начал полетную работу Н-к Харьковского отдела Гатчинской Авиа-Школы В. Летч. Ивков. Вследствие занятия Самары чехо-словаками эшелоны Гатчинской Авиа-Школы еще не прибыли в Самару. Два эшелона находятся в г. Батраки в 80 верстах от Самары, один эшелон находится за г. Рязанью, на станции Сасово, один эшелон в г. Казани и один задержался в Москве.

Прошу Вашего содействия по продвижению эшелонов школы в Самару, т.к. по заверениям начальника Чешской дивизии генерала Чечика, его дивизия оставляет г.Самару, продвигаясь дальше на Восток.

Наиболее благоприятным пунктом сбора эшелона является станция Батраки, где и стоят уже 2 эшелона, поэтому прошу Вашего ходатайства в направлении эшелонов на ст. Батраки.

Дм. Борейко».



Ниже публикуются заинтересовавшие меня выдержки из приказов по Военно-авиационной школе за период с 6 августа по 26 сентября 1918 г., хранящиеся в Российском государственном военном архиве (РГВА), фонд № 39836 «Военно-авиационная школа Народной армии», опубликованные одной из исследователей в июле 2019 года.

В первую очередь меня заинтересовали списочный состав школы и её авиационный парк.

Приказ № 1
по Военно-авиационной школе Народной армии Комуча

6 августа 1918 г. г. Самара
По строевой части:
§ 1.
Харьковское отделение Гатчинской военной авиационной школы переименовывается в Военно-авиационную школу Народной армии с 5 сего августа.
Справка: Прик[аз] войскам Народной армии от 5 августа с[его] г[ода] за № 26.
§ 2.
Объявляю список служащих вверенной мне школы.
<...>

Далее в приказе перечисляется поименно весь списочный состав школы, добровольцы и приданные школе военнослужащие - всего 100 человек.
Отдельно перечислены приданные школе чехолсловаки:

§ 3.
Прибывших из автоотряда 1-й чешско-словацкой Гуситской стрелковой дивизии подпрапорщ[ика] Шлегера Ярослава, ефрейтора Томшевскаго Франца и стрелка Шафаржика Осипа зачислить с 6 августа в списки школы переменного состава в группу
инструктора Герасимова для обучения полетам.
Справка: Сношение н[ачальни]ка штаба 1-й чешско-словацк[ой] Гуситской дивизии от 5 сего августа № 1958.

§4.
Подпрапорщ[ика] Ярослава Шлегера, ефрейтора Франца Томшевского и стрелка Осипа Шафаржика зачислить на провиантское, приварочное и чайное довольствие с 6 сего августа.
Справка: Аттестат н[ачальни]ка автомоб[ильного] отд[еления] 1-й чешско-словацкой Гуситск[ой] стрелковой дивизии за № 13.

Начальник школы
Военный летчик Ивков
С подлинным верно:
За адъютанта школы подпоручик Грязнов

(РГВА. Ф. 39836. Оп. 1. Д. 1. Л. 2–3 об. Заверенная копия.)

В Приказе № 5 по Военно-авиационной школе Народной армии Комуча от 12 августа 1918 г. объявляется список из десяти добровольцев и прикомандированных к школе 18 военнопленных немцев и австрийцев.

Весьма заинтересовал меня и приказ №11, объявивший список учеников-летчиков школы и прикрепление оных к инструкторам и аэропланам:

Приказ № 11
по Военно-авиационной школы Народной армии Комуча
22 августа 1918 г. г. Самара

По строевой части:
§ 1.
Прибывшего ученика-летчика Московской военно-авиационной школы Николая Суханова зачислить в списки школы переменного состава в группу инструктора Герасимова с 22 сего августа.
Справка: Сношение начальника воздушного флота при штабе Народной армии от 15 августа с[его] г[ода] за № 197.

По учебно-полетной части:
§ 2.
Объявляю список учеников-летчиков военной авиационной школы с разделением по группам:

1-я группа
Фарман учебный (летают пассажирами и тренируются)

Инструктор Герасимов
1. Ученик Бурмейстер
2. -"- Герсдорф
3. -"- Портнов
4. -"- Харчев
5. -"- Сазыма
6. -"- Томшевский
7. -"- Шафоржик
8. -"- Шлегер
9. -"- Шумейко
10. -"- Суханов

Инструктор Кутумов
1. Ученик Белоцерковцев
2. -"- Ходкевич
3. -"- Москвальков
4. -"- Мясников
5. -"- Москвяк
6. -"- Кравченко
7. -"- Помазанов
8. -"- Чумак
9. -"- Ширгин
10. -"- Булыгин

2-я группа
Фарман боевой (летают пассажирами и тренируются)

Инструктор Модестов
1. Ученик Ларшин
2. -"- Кончаковский
3. -"- Голдин
4. -"- Коростин
5. -"- Курашев
6. -"- Пересвет-Солтан
7. -"- Гельмут
8. -"- Гудим-Левкович

Инструктор Бабушкин
1. Ученик Мещерин
2. -"- Павловский
3. -"- Сидорский
4. -"- Шурыгин
5. -"- Павленко
6. -"- Беляков
7. -"- Кобяк

3-я группа
Моран «Л» (рулят и тренируются)

Инструктор Галецкий, Рождественский21
1. Ученик Земель
2. -"- Лещинский
3. -"- Горащенко
4. -"- Эльснер
5. -"- Незванов
6. -"- Неклюдин
7. -"- Балягин
8. -"- Липинский
9. -"- Дудка
10. -"- Смирдин
11. -"- Марцинкевич

Депердюссен
1. Ученик Агапиев
2. Ученик Пицальцельм

Альбатрос
1. Военный летчик Базанов.

Начальник школы
Военный летчик Ивков
С подлинным верно:
За адъютанта школы подпоручик Грязнов

РГВА. Ф. 39836. Оп. 1. Д. 1. Л. 13–13 об. Заверенная копия.

Фарман (на первой фотографии поста - также Фарман боевой) - французский аэроплан, точно такой же, но другой :)), доставшийся в Самаре чехословацким легионерам и положивший основу чехословацким ВВС  - подпоручик Мелч (первый справа) перед аэропланом Фарман 30 августа 1918 года в Уфе (ppor. Melč první zprava před letadlem Farman 30 vlétě 1918 v Ufě):



Моран «Л» (Morane-Saulnier) - также французский аэроплан:



И еще один "француз" - Депердюссен (Deperdussin)



А вот  Альбатрос - немецкий трофейный аэроплан:



Еще один приказ по школе, №15 от 4 сентября 1918 года, содержит подробное описание довольно-таки немаленького авиационного парка самарской лётной школы:

Приказ № 15
по Военно-авиационной школе Народной армии Комуча
4 сентября 1918 г. г. Самара

По строевой части:
§ 1.
Переменного состава ученика-летчика подпоручика Горащенко, прибывшего из служебной командировки с гор. Симбирска, полагать налицо с 5 сего сентября.

По хозяйственной части:
§ 2.
Переменного состава ученика-летчика подпоручика Горащенко зачислить на провиантское довольствие с 5 сего сентября.

§ 3.
Прикомандированных к школе военных летчиков прапорщиков Ефремова и Рябова зачислить на провиантское и приварочное довольствие с 29 августа сего года.
Шесть тысяч (6 000) рублей, полученных по чеку «Заведующего счетн[ым] отделом Главного инженерного управления» от «…»25 из Самарского к[азначейст]ва, записать на приход по денежному журналу и кладовой записке на технические суммы.

По технической части:
§ 4.
Объявляю опись имущества ангаров школы по состоянию к 8 августа сего года:

№ Наименование предметов. Количество. Примечание.
1. Самолет Альбатрос, завода Лебедева, мотор Холль-Скотт, 125 НР27.
2. Самолет Альбатрос, завода Лебедева, мотор Фиат, 100 НР: ремонт радиатора.
3. Самолет Депердюссен, завода Дукса, мотор Капель, 80 НР: для руления.
4. Самолет Депердюссен, завода Лебедева, мотор Гном, 80 НР: разбит.
5. Самолет Фарман боевой, тип ХХ, французского завода, мотор Гном, 80 НР.
6. Самолет Фарман боевой, тип ХХ, школьной сборки, мотор Гном, 80 НР: ремонтируется.
7. Самолет Фарман боевой, тип ХХII, завод Анатра, мотор Гном, 80 НР: капитальный ремонт.
8. Самолет Фарман боевой, тип ХVI, школьной сборки: собирается.
9. Самолет Фарман боевой, тип ХХII, завод Щетина: на ремонте.
10. Самолет Фарман боевой, тип ХХI, завод Адаменко: собирается.
11.Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР.
12. Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР: не собран.
13. Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР: одна коробка.
14. Самолет Депердюссен-Монокок, завода Лебедева, мотор Моносупаль, 100 НР: в чистке.
15. Самолет Моран-Л, завода Дукса: не собран.
16. Самолет Моран-Л, завода Дукса.
17. Самолет Моран-Л, французского завода, мотор Гном, 60 НР.
18. Самолет Моран-Л бегунок, завода Дукса, мотор Гном, 50 НР: для руления.
19. Самолет Марчет, французского завода, мотор Рон, 80 НР.
20. Самолет Моран-Ж, завода Дуксаза: не собран.
21. Самолет Моран-Ж, завода Слюсаренко: не собран.
22. Самолет Ньюпор XI, завода Дукс, мотор Рон, 80 НР.
23. Самолет Ньюпор ХXI, завода Дукс, мотор Рон, 80 НР: капитальный ремонт.

Начальник школы
Военный летчик Ивков
С подлинным верно:
За адъютанта школы подпоручик Грязнов

РГВА. Ф. 39836. Оп. 1. Д. 1. Л. 23–23 об. Заверенная копия.

В приказе, кроме уже продемонстрированных выше аэропланов, упоминается и французский Ньюпор (Nieuport) XI московского завода "Дукс":



В Самаре школа пребывала до 26 сентября 1918 г., когда она была эвакуирована в г. Курган.

Источник:
"САМАРСКИЙ ПЕРИОД ВОЕННО-АВИАЦИОННОЙ ШКОЛЫ НАРОДНОЙ АРМИИ КОМУЧА", Туманова Анастасия Борисовна, свободный исследователь
ХХ век и Россия: общество, реформы, революции [Электронный ресурс]: электрон. сб. Вып. 7. – Электрон. дан. – Самара, 2019. – Режим доступа: http://sbornik.libsmr.ru/

Судьба Харьковского отделения Гатчинской военной авиационной школы Анастасия ТУМАНОВА, на правах рукописи
Tags: 1918, Зубчаниновка, гражданская война, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “заброшенные объекты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments