Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

На велосипеде по следам 4-го Николаевского полка

Около месяца назад я уже писал об одной интересной фотографии из экспозиции Государственного Исторического Музея (ГИМ), на которой изображена переправа Чапаевской бригады через понтонный мост через р. Самарку в 1919 году.

За минувшее время мне удалось не только выяснить, что это за фотография и откуда она появилась, но и побывать на предполагаемом месте, которое изображено на снимке.

Начнем с того, что фото переправы было опубликовано в составе фотомонтажа из нескольких фотографий на страницах альбома "Чапаев", выпущенного ЦАУ СССР примерно в 1933-1937 гг. - все это указано в атрибутах экспоната ГИМ:



Тогда же я предположил, что чапаевцы переправлялись через Самарку по этому мосту не единожды, в том числе - на год раньше, при занятии станции Кинель после отхода частей Народной армии 10 октября 1918 года.

Книга "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ" утверждает:
Утром 10 октября 3-й Николаевский полк ударил по противнику.
4-й Николаевский полк в это время переправился через реку и продвигался в тыл противнику.


Исходя из соображений, что ударить в тыл частям арьергарда Народной армии КОМУЧ, который, как предполагали чапаевцы, еще занимал станцию Кинель, можно было только переправившись через реку Самара по понтонному мосту на левый берег и совершив марш-бросок до следующего моста (в Бобровке или Спиридоновке), я предположил, что 4-й николаевский полк чапаевской бригады продвигался примерно следующим образом:



Предполагая, что данный маневр флангового обхода станции Кинель мог быть реализован красноармейцами четвертого Николаевского полка в октябре 1918 года, я решил предпринять велопоездку по предполагаемому маршруту обходного марш-броска, подтвердив тем самым его проходимость и реальность.

Как и бойцы 4-го николаевского полка, я начал свой маршрут в пригороде Алексеевске, носящем теперь название пос. Алексеевка.
Алексеевка раскинулась на высоком холме в пойме реки Самара, на дальней части холма размещалась когда-то Алексеевская крепость:



Дорога к мосту через Самарку начиналась у подножия холма, на котором триста с лишним лет назад была заложена крепость Пригорода Алексеевск:

Мост в Алексеевке - карта 1919 г.

Примерно здесь когда-то спускалась с холма дорога, ведущая от ворот бывшей крепости, сюда же вела и дорога к мосту от Смышляевки, по которой, судя по карте 1919 года, прибыл 4-й Николаевский полк в октябре 1918 года:



Далее дорога шла у подножия холма и ныряла в тоннель под железной дорогой (она уже в то время была двухпутной) - он и сейчас находится примерно в том же самом месте - вход в него хорошо заметен с холма:



Я не стал спускаться к самой болотистой пойме, а поехал по насыпи между двух железнодорожных путей - и это оказалась моей ошибкой, я пролетел мимо тоннеля, не заметив его, и к Самарке в результате поехал не старой дорогой, существовавшей в 1918 году, а свернув с насыпи по тропе, идущей вдоль газопровода.
Выкхав к берегу, я увидел и все возможные варианты места, на котором когда-то стоял понтонный мост, и построенный в 80-х автомобильный мост через Самарку на обводной дороге:



По этой грунтовой дороге, ведущей по поросшему деревьями правому берегу Самарки, видимо, подвозили материалы военные, построившие в прошлом году в этих местах аж пять временных переправ.



Тем не менее, осознав свою ошибку, я вернулся вдоль берега реки по этой живописной дороге к месту, на котором, скорее всего, в 1918 году, находился понтонный мост через Самарку:




Именно здесь переправлялись через Самарку чапаевцы в 1918 и позднее, в 1919 году - вот только деревья тогда были поменее, а песчаный берег - повыше, поскольку Самарку в те времена еще не подпирало Саратовское водохранилище, поднявшее уровень воды у Алексеевки на несколько метров :



Впрочем, вы помните, что вариантов точного расположения моста у меня было несколько - как, впрочем, и у наших военных ;))
Этот, в принципе, ничем не хуже:



Самым вероятным же. основанным на карте 1919 года, является вот этот:



На этом месте из песка торчат даже остатки каких-то свай - впрочем, наверняка это прошлогодние бревна, а не прошлого века:


Когда-то именно тут проходила дорога от берега к Алексеевке - но ныне следы ее скрывают здоровенные осокори:



Противоположный берег кажется близким, если снимать не на коротком фокусе ;)



Поскольку моста через Самарку сейчас тут никакого нет, пришлось возвращаться через Алексеевку к нынешнему автомобильному мосту на обводной дороге - возвращаться я решил через упоминавшийся тоннель под железной дорогой по максимально приближенной к старинной дороге траектории.
Тоннель выглядел вполне гостеприимно...



...но в самом тоннеле меня ждал облом - заросшая тиной и илом лужа во всю его ширину ;))



Пришлось перетаскивать велосипед через высокую насыпь "железки" на себе , ибо возюкать колёса в вонючей жиже не хотелось ;))
Прокатившись по Алексеевке, заехал на мост - вид на реку Самарку, место, где был когда-то понтонный мост, и саму Алексеевку с него открывается отличный!



Не преминул подъехать прямо к самой воде Самарки я и с другого её берега - заодно проверил, откуда начиналась дорога от старинного понтонного моста.
Отсюда все выходы дороги к воде на противоположном берегу - как на ладони:



Мой путь лежит далее от берега в сторону Белозерок по дорогам, обозначенным еще на карте 1919 года.
как и сто с лишним лет назад, дорога ведет вдоль берега заросших кувшинками стариц:



Вдоль берегов стариц растут деревья, чуть подальше от берега простираются луга.
Вокруг - никого, всё ж будний день, не выходные ;))



Но дорога хорошо накатанная, и в скором времени, судя по карте в GPS, я уткнусь в насыпь южного железнодорожного обвода, построенного в середине 1960-х и во времена Чапаева не существовавшего.
До дома еще - 36 километров, дневной переход 4-го Николаевского полка, или примерно пара часов в моём неспешном темпе на велике ;)



Чем мне нравятся такие трипы по заранее нарисованным по старым картам и космоснимкам маршрутам - ты знаешь, куда едешь, сколько осталось и что ждёт тебя впереди, хотя местность перед тобой никак не намекает на то, что железная дорога - прямо в нескольких сотнях метров ;))



А вот и она - если б не товарняк, идущий сейчас по обводу, я заметил бы насыпь гораздо позже, лишь подъехав к ней почти вплотную ;)



Поскольку мой сегодняшний маршрут ориентирован на дороги, существовавшие столетие назад, когда южного железнодорожного обвода еще и в помине не было, то я заранее запланировал перетащить велосипед через железную дорогу с целью выйти на грунтовку, по которой мы с собаками ходили вдоль берега Самарки как-то одной из зим несколько лет назад.

Дорога, хоть и отлично накатанная, ведет через такие плотные дебри, что. не побывай я на ней как-то зимой, никогда не поверил бы, что Самарка тут течет совсем рядом, в нескольких десятках метров слева ;)



Миновав Белозёрки, выезжаю на широкие поля, утыканные опорами ЛЭП, на участке между Белозерками и Подлесным.

Сейчас здесь есть грунтовка, ведущая вдоль ЛЭП - но и более ста лет назад существовала дорога.



Впрочем, иногда дорога кончается в прямом смысле этого слова, пересекаемая размытой потоками канавой - но я ведь на велосипеде, и мне по силам перейти канаву по жердочкам, неся велосипед на себе.
Для пешей колонны красноармейцев это тоже не препятствие.



Но вот я уже и на противоположном от Бобровки берегу Самарки - обходной маневр по заходу в тыл станции Кинель близок к завершению, за леском в левой части кадра идёт грунтовка, выводящая на то место, где когда-то был мост через Самарку у Бобровки.




Существовал ли он в 1918 году, или возник позднее  - не знаю, но Самарку тут вполне можно пересечь вброд:



Впрочем, мой маршрут сегодня ведет дальше - к мосту через Самарку у Спиридоновки.

Он точно существовал еще в 1918 году, и чапаевцы вполне могли планировать свой обход и по нему.
Посему я еду мимо Нура по старому скотопрогонному тракту, на месте которого ныне проложено асфальтированное шоссе.



Здесь, вдали за заболоченным полем, на котором когда-то располагалась Нурская палеолитическая стоянка, через лес ведет дорога к бывшему мосту у Бобровки:



Оставшиеся километры по асфальту никакого особого интереса не представляют, про мост через Самарку у Спиридоновки я уже писал - еще час кручения  педалей - и я дома, а бойцы 4-го Николаевского полка успешно вышли в тыл станции Кинель ;)).


Источник цитируемого текста книги:
Николай Михайлович ХЛЕБНИКОВ, Петр Семенович ЕВЛАМПИЕВ, Яков Алексеевич ВОЛОДИХИН, "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ", Москва, «Знание», 1968.

Tags: 1918, Кинель, велосипед, гражданская война, забытая история, загадки истории, изследования, история, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “велосипед” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments