За минувшее время мне удалось не только выяснить, что это за фотография и откуда она появилась, но и побывать на предполагаемом месте, которое изображено на снимке.
Начнем с того, что фото переправы было опубликовано в составе фотомонтажа из нескольких фотографий на страницах альбома "Чапаев", выпущенного ЦАУ СССР примерно в 1933-1937 гг. - все это указано в атрибутах экспоната ГИМ:
Тогда же я предположил, что чапаевцы переправлялись через Самарку по этому мосту не единожды, в том числе - на год раньше, при занятии станции Кинель после отхода частей Народной армии 10 октября 1918 года.
Книга "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ" утверждает:
Утром 10 октября 3-й Николаевский полк ударил по противнику.
4-й Николаевский полк в это время переправился через реку и продвигался в тыл противнику.
Исходя из соображений, что ударить в тыл частям арьергарда Народной армии КОМУЧ, который, как предполагали чапаевцы, еще занимал станцию Кинель, можно было только переправившись через реку Самара по понтонному мосту на левый берег и совершив марш-бросок до следующего моста (в Бобровке или Спиридоновке), я предположил, что 4-й николаевский полк чапаевской бригады продвигался примерно следующим образом:
Предполагая, что данный маневр флангового обхода станции Кинель мог быть реализован красноармейцами четвертого Николаевского полка в октябре 1918 года, я решил предпринять велопоездку по предполагаемому маршруту обходного марш-броска, подтвердив тем самым его проходимость и реальность.
Как и бойцы 4-го николаевского полка, я начал свой маршрут в пригороде Алексеевске, носящем теперь название пос. Алексеевка.
Алексеевка раскинулась на высоком холме в пойме реки Самара, на дальней части холма размещалась когда-то Алексеевская крепость:
Дорога к мосту через Самарку начиналась у подножия холма, на котором триста с лишним лет назад была заложена крепость Пригорода Алексеевск:
Примерно здесь когда-то спускалась с холма дорога, ведущая от ворот бывшей крепости, сюда же вела и дорога к мосту от Смышляевки, по которой, судя по карте 1919 года, прибыл 4-й Николаевский полк в октябре 1918 года:
Далее дорога шла у подножия холма и ныряла в тоннель под железной дорогой (она уже в то время была двухпутной) - он и сейчас находится примерно в том же самом месте - вход в него хорошо заметен с холма:
Я не стал спускаться к самой болотистой пойме, а поехал по насыпи между двух железнодорожных путей - и это оказалась моей ошибкой, я пролетел мимо тоннеля, не заметив его, и к Самарке в результате поехал не старой дорогой, существовавшей в 1918 году, а свернув с насыпи по тропе, идущей вдоль газопровода.
Выкхав к берегу, я увидел и все возможные варианты места, на котором когда-то стоял понтонный мост, и построенный в 80-х автомобильный мост через Самарку на обводной дороге:
По этой грунтовой дороге, ведущей по поросшему деревьями правому берегу Самарки, видимо, подвозили материалы военные, построившие в прошлом году в этих местах аж пять временных переправ.
Тем не менее, осознав свою ошибку, я вернулся вдоль берега реки по этой живописной дороге к месту, на котором, скорее всего, в 1918 году, находился понтонный мост через Самарку:
Именно здесь переправлялись через Самарку чапаевцы в 1918 и позднее, в 1919 году - вот только деревья тогда были поменее, а песчаный берег - повыше, поскольку Самарку в те времена еще не подпирало Саратовское водохранилище, поднявшее уровень воды у Алексеевки на несколько метров :
Впрочем, вы помните, что вариантов точного расположения моста у меня было несколько - как, впрочем, и у наших военных ;))
Этот, в принципе, ничем не хуже:
Самым вероятным же. основанным на карте 1919 года, является вот этот:
На этом месте из песка торчат даже остатки каких-то свай - впрочем, наверняка это прошлогодние бревна, а не прошлого века:
Когда-то именно тут проходила дорога от берега к Алексеевке - но ныне следы ее скрывают здоровенные осокори:
Противоположный берег кажется близким, если снимать не на коротком фокусе ;)
Поскольку моста через Самарку сейчас тут никакого нет, пришлось возвращаться через Алексеевку к нынешнему автомобильному мосту на обводной дороге - возвращаться я решил через упоминавшийся тоннель под железной дорогой по максимально приближенной к старинной дороге траектории.
Тоннель выглядел вполне гостеприимно...
...но в самом тоннеле меня ждал облом - заросшая тиной и илом лужа во всю его ширину ;))
Пришлось перетаскивать велосипед через высокую насыпь "железки" на себе , ибо возюкать колёса в вонючей жиже не хотелось ;))
Прокатившись по Алексеевке, заехал на мост - вид на реку Самарку, место, где был когда-то понтонный мост, и саму Алексеевку с него открывается отличный!
Не преминул подъехать прямо к самой воде Самарки я и с другого её берега - заодно проверил, откуда начиналась дорога от старинного понтонного моста.
Отсюда все выходы дороги к воде на противоположном берегу - как на ладони:
Мой путь лежит далее от берега в сторону Белозерок по дорогам, обозначенным еще на карте 1919 года.
как и сто с лишним лет назад, дорога ведет вдоль берега заросших кувшинками стариц:
Вдоль берегов стариц растут деревья, чуть подальше от берега простираются луга.
Вокруг - никого, всё ж будний день, не выходные ;))
Но дорога хорошо накатанная, и в скором времени, судя по карте в GPS, я уткнусь в насыпь южного железнодорожного обвода, построенного в середине 1960-х и во времена Чапаева не существовавшего.
До дома еще - 36 километров, дневной переход 4-го Николаевского полка, или примерно пара часов в моём неспешном темпе на велике ;)
Чем мне нравятся такие трипы по заранее нарисованным по старым картам и космоснимкам маршрутам - ты знаешь, куда едешь, сколько осталось и что ждёт тебя впереди, хотя местность перед тобой никак не намекает на то, что железная дорога - прямо в нескольких сотнях метров ;))
А вот и она - если б не товарняк, идущий сейчас по обводу, я заметил бы насыпь гораздо позже, лишь подъехав к ней почти вплотную ;)
Поскольку мой сегодняшний маршрут ориентирован на дороги, существовавшие столетие назад, когда южного железнодорожного обвода еще и в помине не было, то я заранее запланировал перетащить велосипед через железную дорогу с целью выйти на грунтовку, по которой мы с собаками ходили вдоль берега Самарки как-то одной из зим несколько лет назад.
Дорога, хоть и отлично накатанная, ведет через такие плотные дебри, что. не побывай я на ней как-то зимой, никогда не поверил бы, что Самарка тут течет совсем рядом, в нескольких десятках метров слева ;)
Миновав Белозёрки, выезжаю на широкие поля, утыканные опорами ЛЭП, на участке между Белозерками и Подлесным.
Сейчас здесь есть грунтовка, ведущая вдоль ЛЭП - но и более ста лет назад существовала дорога.
Впрочем, иногда дорога кончается в прямом смысле этого слова, пересекаемая размытой потоками канавой - но я ведь на велосипеде, и мне по силам перейти канаву по жердочкам, неся велосипед на себе.
Для пешей колонны красноармейцев это тоже не препятствие.
Но вот я уже и на противоположном от Бобровки берегу Самарки - обходной маневр по заходу в тыл станции Кинель близок к завершению, за леском в левой части кадра идёт грунтовка, выводящая на то место, где когда-то был мост через Самарку у Бобровки.
Существовал ли он в 1918 году, или возник позднее - не знаю, но Самарку тут вполне можно пересечь вброд:
Впрочем, мой маршрут сегодня ведет дальше - к мосту через Самарку у Спиридоновки.
Он точно существовал еще в 1918 году, и чапаевцы вполне могли планировать свой обход и по нему.
Посему я еду мимо Нура по старому скотопрогонному тракту, на месте которого ныне проложено асфальтированное шоссе.
Здесь, вдали за заболоченным полем, на котором когда-то располагалась Нурская палеолитическая стоянка, через лес ведет дорога к бывшему мосту у Бобровки:
Оставшиеся километры по асфальту никакого особого интереса не представляют, про мост через Самарку у Спиридоновки я уже писал - еще час кручения педалей - и я дома, а бойцы 4-го Николаевского полка успешно вышли в тыл станции Кинель ;)).
Источник цитируемого текста книги:
Николай Михайлович ХЛЕБНИКОВ, Петр Семенович ЕВЛАМПИЕВ, Яков Алексеевич ВОЛОДИХИН, "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ", Москва, «Знание», 1968.