Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Чехословаки восстанавливают мост у Кинеля: версия моста через Язевку

Я уже цитировал ранее книгу Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920/ Author Památník odboje (instituce). Terezín: Ženijní pluk 1 v Terezíně, 1927.
В книге достаточно подробно описаны обстоятельства продвижения чехословацких легионеров от Самары через Кинель в сторону Уфы в июне 1918 года, среди прочих иллюстраций в ней приведена и фотография ремонта чехословацкой технической ротой путей на мосту, на котором отступающие красные испортили верхнее строение пути.

Эта фотография попадалась и ранее в различных источниках, причем с разными подписями под ней, из-за которых этот мост некоторые исследователи даже принимали за железнодорожный мост через реку Большой Кинель, что на 148 версте (от Сызрани) Самаро-Златоустовской дороги - очевидно, потому, что во многих публикациях, в том числе и в упомянутых "Хрониках 1-й отдельной технической роты...", подпись под фото гласит, что это - мост через реку Кинель:

Мост у Кинеля ремонт

Однако в своё время я точно выяснил, что это не мог быть мост на 149 версте (он двухпролётный, 2х30 метров, с металлической фермой).
Встаёт тогда вопрос - где находится мост с вышеприведенной фотографии, и через какую реку он перекинут?
Практическому исследованию одной из версий ответа на этот вопрос и будет посвящен данный пост.

В комментариях к одному моему более раннему посту коллега sergeys7 высказал предположение, что это - мост не через реку Кинель, а возле станции Кинель.
Эту версию подтверждает и подпись под той же самой фотографией из воспоминаний легионера Z Penzy do Ufy, zápisky bratra Pitry (1. pluk 7. rota):



Бывший легионер Питра упоминает также и ремонт повреждений пути на мосту у станции Тростянка на ветке, ведущей в Бузулук-Оренбург:

12-я рота (1 полка) потеряла несколько человек в столкновении у разъезда Спиридоновка.
Из-за опасений, что противник попытается повредить трассу на Уфу, от которой он был недалеко, 12-я рота вытеснила его 15 июня на станцию Тростянка (19 верст от Кинеля), где он повредил рельсы на железнодорожном мосту.
С этого момента началась упорная деятельность врага; он пытался повредить пути и разогнать охрану.


Следует учесть, что у ст. Тростянка в настоящее время находится несколько мостов (я насчитал три), ближайший к станции Тростянка мост находится несколько западней её,  вот тут:



Таким образом, вблизи станции Кинель существует несколько различных небольших мостов на разных ветках:

  • на ветке в направлении Уфы на каждом из двух путей - мост через реку Язевка на выезде со станции Кинель и мост через Язхевку за станцией Язевка,

  • на ветке в направлении Бузулука на каждом из двух путей - мост через реку Язевка на выезде со станции Кинель и несколько мостов через безымянные ручьи в окрестностях станции Тростянка.

"Хроники 1-й отдельной технической роты..." в тексте нигде не упоминают о повреждении мостов на самой станции Кинель - говорится только о поврежденных на станции стрелках:

К вечеру заняли без боя ст. Кинель, откуда ведут ветки магистрали из Самары на Уфу-Челябинск и ветка в Бузулук-Оренбург. На станции было разрушено 4 стрелки, расходящихся из одной точки пути.
Тех. взвод исправил дефект.

<...>
"Орлик" покинул Кинель 12 июня для разведки в направлении Уфы.
При выезде из Язевки на 179-м версте техническому взводу пришлось отремонтировать 3 стрелки, восстановив оторванные подвижные части стрелок и крестовины основного пути.


Станция Язевка упоминается - но не в связи с мостом.
На ветке в направлении Уфы-Челябинска упоминается повреждение пути только на одном мосту - перед станцией Кротовка:

Перед Кротовкой, на 193-й версте были сожжены шпалы на двухсекционном мосту длиной 8 м и разрушена взрывом опора моста.
Конструкция подорванной средней опоры упала и ее пришлось поднимать.
Тех взвод занимался ремонтом с 12 по 15 июня.


Поскольку на фотографии из чехословацких источников мы видим мост односекционный и без центральной опоры, то речь идёт явно не про мост на 193 версте.

Сопоставление различных чехословацких данных позволяет предположить, что фотография ремонта путей на мосту была сделана точно не на реке Большой Кинель и даже, вероятно, не на реке Язевка, а, скорее всего, на одной их безымянных речушек вблизи станции Тростянка.

Тем не менее, недавно я решил проверить весьма правдоподобную версию френда sergeys7 относительно мостов через Язевку выездом на местность, и, оседлав своего алюминиевого двухколесного друга, в один из дней минувшего отпуска отправился проверить все мосты через Язёвку на Уфимской и Бузулукской ветках - я насчитал их на данный момент аж семь штук - пять около ж/д переезда на выезде со станции Кинель и два - за станцией Язевка.

Совершенно очевидно, что в 1918 году мостов было гораздо меньше - ибо ветки эти были, вероятней всего, однопутными с разъездами.

Два моста через Язевку на Бузулукской ветке мне посмотреть вблизи не удалось, поскольку тропа к ним сильно заросла и была непроходима, и потому я решил ограничиться осмотром трёх мостов на Уфимской ветке.

Двигался я с юга на север, и первым в поле моего зрения попал мост, который, судя по внешнему виду его береговых устоев, сложенных из бутового камня, вполне мог существовать в 1918 году:



Конечно, сам мост был явно более позднего изготовления - железобетонным, в отличие от стального клёпаного, различимого на чехословацкой фотографии (фото крупно), но по длине вполне мог оказаться тем самым мостом с архивного фото - вот он с более близкой дистанции:



Из следующих трёх мостов, расположенных севернее и ведущих на ту же Уфимскую ветку,  два по краям было явно советской постройки, поскольку устои их были выполнены целиком из железобетона, а вот мост посерединке между ними также был с устоями, сложенными из бутового камня:



Резюме по результатам осмотра я сделал такое - как минимум два из осмотренных четырёх мостов на Уфимской ветке и один из тех двух на ветке Бузулукской (до которых я не дошел) существовали в 1918 году, и считать, что на чехословацкой фотографии изображен один из них, мешает разве что отсутствие упоминаний об их повреждении в чехословацких документах.

Не подходит и тот мост через Язевку на Бузулукской ветке, подойти и сфотографировать который я не смог - на чехословацкой фотографии видно, что за мостом до самого горизонта простирается пустошь, а за этим мостом находится так называемый Крестьянский хутор (он же - Хутор Зерюниных-Хохриных), перые дома в котором были построены в 1896 году:
Основателями хутора считают братьев Зерюниных, выходцев из села Бобровка (кстати, Кинельский отдел вневедомственной охраны сейчас располагается в бывшем доме Зерюниных. А ранее там находилась редакция газеты и типография. Жаль, не удалось сохранить строение в первозданном виде). Поселение называли Хутор Зерюниных-Хохриных (по фамилии семьи священника, построившего первый дом). Переселенцы на кинельской земле занимались выращиванием арбузов. Говорят, даже вывели особенный сорт раннего созревания. Продукт возили в Москву на продажу.
В 1919 году зажиточных крестьян сослали.


Однако мой вердикт был бы неполным без осмотра еще пары мостов через Язевку, расположенных в нескольких километрах от станции Кинель, за станцией Язёвка - к ним я и отправился, предварительно нарисова к нему маршрут по грунтовкам, видимым на космоснимках, и загрузив его в навигационное приложение смартфона.



Реалии (черный трек) внесли некоторые коррективы в проложенный дома по космоснимкам маршрут (синий) - но, тем не менее, я благополучно добрался до намеченного места, даже ни разу не заплутав и нигде не увязнув ;))

Из пары мостов один (северный), как и ожидалось, оказался новодельным с бетонными устоями, построенным, очевидно, в советское время при прокладке второй колеи:



Второй мостик из этой пары оказался весьма интересным - восточная его часть сложена из бутового камня и наверняка уже существовала в 1918 году. а вот западная имеет явные следы повреждений и последующего ремонта:



При этом сами размеры моста на глаз весьма близки к тем, что мы видим на чехословацком снимке, разве что сам металлический мост, конечно же, не сохранился - но вполне мог бы быть тем самым мостом со снимка чехословацких легионеров.
Впрочем, повреждения моста, вероятно, более поздние и не относятся к 1918 году.



Выбрать место съёмки, дающее примерно тот же ракурс, что и на чехословацком снимке, мне не удалось - мешала заросшая тростником Язевка:



Версия, что чехословаки ремонтировали именно этот мост, хоть и вероятна, но, пожалуй, должна быть отброшена как не выдержавшая проверки ни документальными упоминаниями ремонта мостов именно на этой ветке, ни выездом "на натуру"...

Вероятней всего, отступавшие по уфимской ветке красные этот мостик не тронули...



А поиски моста, попавшего в обхъектив фотокамеры чехословацкого легионера, придется продолжить в районе станции Тростянка, буде мне туда в ближайшее время удастся выбраться.
Не переключайтесь! ;)
Tags: 1918, Кинель, велосипед, гражданская война, забытая история, загадки истории, изследования, история, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “1918” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments