Фотография переправляющихся через реку по понтонному мосту красноармейцев сопровождает надпись, утверждающая. что переправа шла через "понтонный мост близ станции Кинель".
Мы уже выяснили, что никаких постоянных мостов в районе станции Кинель, кроме моста у пригорода Алексеевск, ни в литературе, ни на дореволюционных картах не упоминается.
Зато мост возле бывшей Алексеевской крепости нашелся на дореволюционных картах:
Нечто напоминающее мост или переправу обозначено и на ПГМ Самарского уезда 1808 года:
Есть мост и на карте РККА 1919 года:
Существующий ныне автомобильный мост у пос. Алексеевка Кинельского района находится ниже по течению и был построен по историческим меркам совсем недавно, при строительстве самарской обводной автодороги - в блоге И. Кондратьева (gregorko) явно указан с ссылкой на книгу «Строители Самарской области. Персоналии», Самара, 1996 год его постройки:
...мост через р. Самара в поселке Алексеевка Кинельского р-на (1984)
При этом следует учесть, что Самарка до зарегулирования волжского стока каскадом ГЭС в межень была весьма маловодной речушкой - как писала газета "Волжская коммуна" за 01.04.1939 г., ее запросто можно было перейти вброд, ведь глубина ее составляла около полуметра:
Зато в весеннее половодье Самарка была куда как больше нынешней.
Материалы по районированию и организации Средне-Волжской области. - Самара, 1925. (Вып. 1 : Самарский, Бугурусланский, Бузулукский и Пугачевский округи / в сост. участвовали : П. А. Агриков и др. ; [отв. ред. Б. Л. Сурвилло]. - 1925. - IV, [4], 360 с., ) дают нам следующие данные по уровню воды в р. Самара:
Как видим - упоминается и мост (выше Алексеевки), и уровень (34,87м в Балтийской Системе).
В наше время уровень в Самарке находится примерно на уровне 28.41м :
На 03 августа 2020 г. уровень воды в реке Самара по данным гидропоста, находящегося в пгт Алексеевка, составляет 488 cм. над нулем поста
водомерный пост находится на реке Самара в пгт Алексеевка.
отметка нуля водомерного поста (высота над уровнем моря) 23.53 м.
Получается, что в разлив 1894 года уровень реки был на 6.46 м выше сегодняшнего.
Но вернемся к нашему мосту - по карте 1919 года я отрисовал дорогу, ведущую по Алексеевке к мосту и выходящую по нему на противоположный берег Самарки.
Дорога шла по территории бывшей Алексеевской крепостцы, подходила к железной дороге, ныряла в проложенную под ней трубу тоннеля, и затем выходила на берег Самарки.
Вот эта дорога, наложенная на американский спутниковый снимок 1966 года:
Конечно, никакого моста на этом месте в 1960-х уже не было.
Не было моста и в 1971 году - хотя следы когда-то существовавшей тут дороги к мосту еще были заметны:
Та же самая дорога, наложенная на современный снимок:
Решив, по своему обыкновению, просмотреть еще и ретроспективные космоснимки за предыдущие годы, я был несказанно удивлён, увидев на том самом месте, где ожидал найти следы старинного понтонного моста, мост, а рядом - еще несколько незавершенных:
Причина столь неожиданного когнитивного диссонанса выяснилась быстро - по сообщению сайта 63.ru от 1 сентября 2019 г., эти временные мосты возвели военные в рамках широкомасштабных учений:
А завершающим этапом стала тренировка в Алексеевке.
Здесь построили пять переправ различных типов. Два моста были построены с использованием автодорожных разборных мостовых комплектов САРМ-М в одно- двухпутном исполнении, один деревянный мост, понтонную и паромную переправу.
На месте, которое, по моим прикидкам, наиболее подходило под место размещения когда-то существовавшего понтонного моста через Самарку, сапёры построили деревянный мост:
Источник фото
Впрочем, к июлю прошлого года было построено аж три моста:
Источник фото
Источник фото
Самое интересное, что еще до обнаружения этого внезапно появившегося ансамбля мостов я рассматривал варианты местонахождения моста по данным с разных карт, и у меня тоже выходило три варианта ;))
Два из этих моих вариантов практически точно попали в реально возведенные сапёрами мосты ;)):
Всё вышесказанное прекрасно иллюстрирует мысль, когда-то высказанную самарским историком В.Н.Зудиной, директором археологического музея Самарского университета, о том, что люди из поколения в поколение выбирают для перемещения одни и те же пути по одним и тем же принципам - а потому старинные дороги довольно легко вычисляются чисто логически ;)
На сегодня всё, дополнения по данной теме будут по результатам выезда на местность ;)