Заняв Смышляевку, 3-й Николаевский полк выступил в сторону станции Кинель.
Но противник взорвал железнодорожный мост через реку Кинель, и полк вынужден был вернуться в село.
Про взорванный железнодорожный мост через Кинель нам уже всё абсолютно ясно - был взорван отступающими чехословаками в вечером 8 октября 1918 года и восстановлен только 30 марта 1919 года.
Однако далее в тексте прямо или косвенно упоминается еще как минимум три моста.
На рассвете 9 октября 3-й Николаевский полк возобновил наступление на станцию Кинель.
Оказалось, что уцелел деревянный, хотя и обгоревший мост. Белогвардейцы, отступая, его подожгли, но крестьяне села Алексеевка успели потушить пожар.
Я предполагал, что речь шла о деревянном мосте через Большой Кинель на старом почтовом тракте, следы которого я как-то искал.
Позднее на просторах этих энторнетов мне удалось обнаружить фотографию переправы частей Чапаевской бригады через реку Самарку близ станции Кинель - снимок был датирован 1919 годом, а сам мост был явно понтонным:
Где располагался этот понтонный мост - непонятно, но, вероятней всего, на фото - понтонный мост через Самарку в районе Алексеевки.
Попробуем проверить эту версию.
Еще раз обратившись к описанию событий октября 1918 года, я обратил внимание на тот факт, что речь идёт о как минимум двух переправах - 3-й Николаевский полк, выступив из Алексеевки, переправился через реку Большой Кинель по потушенному жителями Алексеевки мосту, следы которого я искал, и который расположен ниже железнодорожного моста по течению Большого Кинеля, для атаки станции Кинель "в лоб", вдоль железнодорожного плотна:
Утром 10 октября 3-й Николаевский полк ударил по противнику.
4-й Николаевский полк в это время переправился через реку и продвигался в тыл противнику.
Обратите внимание - в это время 4-й николаевский полк "переправился через реку и продвигался в тыл к противнику".
Через какую реку - не указано, однако, если посмотреть на карту, возникает только один вариант захода в тыл или во фланг обороняющим станцию Кинель войскам арьегарда "Народной армии" - по мосту через Самарку возле Алексеевки, вдоль левого берега Самарки до Бобровки и с еще одной переправой через Самарку по мосту у с. Бобровка:
В результате совместного удара полков станция Кинель была взята. Захвачены большие трофеи.
После тяжелого ранения в командование бригадой вступил Иван Кутяков.
Что-то тут не сходится с описанием обстоятельств покидания Кинеля, данным командиром арьергарда "Народной армии" штабс-капитаном Василенко - он пишет, что оставил станцию после полудня 10 октября без столкновений с противником.
Впрочем, был удар или не был и станция была занята без единого выстрела - в любом случае маневр с попыткой захода с фланга или тыла был, и у одних хватило ресурсов его осуществить, а у вторых - ума на него не попасться и уйти раньше.
Вернемся же к нашим мостам.
Мост на почтовом тракте, предположительно подожженный и затем потушенный, я уже исследовал.
Вернее, не мост, а то место, где он, по-видимому, находился.
Практически никаких следов деревянного моста, подожженного отступающей Народной Армией, но вовремя потушенного алексеевцами, не сохранилось - разве что сам почтовый тракт еще оставил кое-какие следы своего существования.
Мост через Б. Кинель в 1918 году стоял вот тут:
Вон и тот прогальчик меж кустами, куда я выезжал со стороны станции Кинель - как на ладони.
Впрочем, если малость покрутить трансфокатор - то и не как на ладони ;)))
Сравните с фотографией переправы Чапаевской бригады - как по мне, то это совершенно точно не этот мост, да и река, сказать откровенно, другая - не Самарка, а Большой Кинель ;))
Мост через Самарку в районе Бобровки, по которому. вероятно, заходил в тыл арьегарду штабс-капитана Василенко 4-й Николаевский полк, тоже не сохранился, но, вероятней всего, находился он вот здесь (вид с правого берега Самарки на противоположный левый):
Самарка тут мелкая, и вброд можно перейти процентов 90 ее ширины, во времена СССР на этом месте мост точно был - скорее всего, он был построен на месте старинного дореволюционного:
Правый берег обрывист - но к нему подходит старинная дорога;
Как вы понимаете, этот мост тоже вряд ли годится в кандидаты тому, что изображен на старой фотографии.
Остается только один вариант: на фото 1919 года - понтонный мост через Самарку возле Алексеевки, как видно по старинным картам, находился раньше выше по течению Самарки от нынешнего моста:.
Этот мост находился примерно в этом месте, в котором сейчас Самарки с высокого алексеевского берега даже не видать - скрывается за деревьями:
Мост этот и на карте 1919 года обозначен (под цифрой 3, 1 - ж/д мост, взорванный чехословаками, под 2 - подожженный ими же мост через Большой Кинель на почтовом тракте).
Конечно, возникает вопрос, зачем было алексеевским крестьянам бежать тушить мост на Кинеле, когда у них под носом свой мост есть, который тоже можно было поджечь - но если речь шла о понтонном мосте через Самарку, то непонятно, как при таком раскладе 3-й полк атаковал бы в лоб, а 4-й - с тылу...
Источник цитируемого текста:
Николай Михайлович ХЛЕБНИКОВ, Петр Семенович ЕВЛАМПИЕВ, Яков Алексеевич ВОЛОДИХИН, "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ", Москва, «Знание», 1968.