Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Через какой мост переправлялись чапаевцы?

На существование этого моста меня навела книга "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ", в которой, изучая обстоятельства взятия красными станции Кинель 10 октября 1918 года, я наткнулся на упоминание нескольких мостов.

Заняв Смышляевку, 3-й Николаевский полк выступил в сторону станции Кинель.

Но противник взорвал железнодорожный мост через реку Кинель, и полк вынужден был вернуться в село.

Про взорванный железнодорожный мост через Кинель нам уже всё абсолютно ясно - был взорван отступающими чехословаками в вечером 8 октября 1918 года и восстановлен только 30 марта 1919 года.
Однако далее в тексте прямо или косвенно упоминается еще как минимум три моста.

На рассвете 9 октября 3-й Николаевский полк возобновил наступление на станцию Кинель.
Оказалось, что уцелел деревянный, хотя и обгоревший мост. Белогвардейцы, отступая, его подожгли, но крестьяне села Алексеевка успели потушить пожар.


Я предполагал, что речь шла о деревянном мосте через Большой Кинель на старом почтовом тракте, следы которого я как-то искал.

Позднее на просторах этих энторнетов мне удалось обнаружить фотографию переправы частей Чапаевской бригады через реку Самарку близ станции Кинель - снимок был датирован 1919 годом, а сам мост был явно понтонным:



Где располагался этот понтонный мост - непонятно, но, вероятней всего, на фото - понтонный мост через Самарку в районе Алексеевки.
Попробуем проверить эту версию.
Еще раз обратившись к описанию событий октября 1918 года, я обратил внимание на тот факт, что речь идёт о как минимум двух переправах - 3-й Николаевский полк, выступив из Алексеевки, переправился через реку Большой Кинель по потушенному жителями Алексеевки мосту, следы которого я искал, и который расположен ниже железнодорожного моста по течению Большого Кинеля, для атаки станции Кинель "в лоб", вдоль железнодорожного плотна:

Утром 10 октября 3-й Николаевский полк ударил по противнику.
4-й Николаевский полк в это время переправился через реку и продвигался в тыл противнику.

Обратите внимание - в это время 4-й николаевский полк "переправился через реку и продвигался в тыл к противнику".
Через какую реку - не указано, однако, если посмотреть на карту, возникает только один вариант захода в тыл или во фланг обороняющим станцию Кинель войскам арьегарда "Народной армии" - по мосту через Самарку возле Алексеевки, вдоль левого берега Самарки до Бобровки и с еще одной переправой через Самарку по мосту у с. Бобровка:



В результате совместного удара полков станция Кинель была взята. Захвачены большие трофеи.
После тяжелого ранения в командование бригадой вступил Иван Кутяков.


Что-то тут не сходится с описанием обстоятельств покидания Кинеля, данным командиром арьергарда "Народной армии" штабс-капитаном Василенко - он пишет, что оставил станцию после полудня 10 октября без столкновений с противником.
Впрочем, был удар или не был и станция была занята без единого выстрела - в любом случае маневр с попыткой захода с фланга или тыла был, и у одних хватило ресурсов его  осуществить, а у вторых - ума на него не попасться и уйти раньше.

Вернемся же к нашим мостам.

Мост на почтовом тракте, предположительно подожженный и затем потушенный, я уже исследовал.

Вернее, не мост, а то место, где он, по-видимому, находился.
Практически никаких следов деревянного моста, подожженного отступающей Народной Армией, но вовремя потушенного алексеевцами, не сохранилось - разве что сам почтовый тракт еще оставил кое-какие следы своего существования.
Мост через Б. Кинель в 1918 году стоял вот тут:



Вон и тот прогальчик меж кустами, куда я выезжал со стороны станции Кинель - как на ладони.
Впрочем, если малость покрутить трансфокатор - то и не как на ладони ;)))

Сравните с фотографией переправы Чапаевской бригады - как по мне, то это совершенно точно не этот мост, да и река, сказать откровенно, другая - не Самарка, а Большой Кинель ;))

Мост через Самарку в районе Бобровки, по которому. вероятно, заходил в тыл арьегарду штабс-капитана Василенко 4-й Николаевский полк, тоже не сохранился, но, вероятней всего, находился он вот здесь (вид с правого берега Самарки на противоположный левый):



Самарка тут мелкая, и вброд можно перейти процентов 90 ее ширины, во времена СССР на этом месте мост точно был - скорее всего, он был построен на месте старинного дореволюционного:



Правый берег обрывист - но к нему подходит старинная дорога;




Как вы понимаете, этот мост тоже вряд ли годится в кандидаты тому, что изображен на старой фотографии.

Остается только один вариант: на фото 1919 года - понтонный мост через Самарку возле Алексеевки, как видно по старинным картам, находился раньше выше по течению Самарки от нынешнего моста:.



Этот мост находился примерно в этом месте, в котором сейчас Самарки с высокого алексеевского берега даже не видать - скрывается за деревьями:

Мост этот и на карте 1919 года обозначен (под цифрой 3, 1 - ж/д мост, взорванный чехословаками, под 2 - подожженный ими же мост через Большой Кинель на почтовом тракте).




Конечно, возникает вопрос, зачем было алексеевским крестьянам бежать тушить мост на Кинеле, когда у них под носом свой мост есть, который тоже можно было поджечь - но если речь шла о понтонном мосте через Самарку, то непонятно, как при таком раскладе 3-й полк атаковал бы в лоб, а 4-й - с тылу...


Источник цитируемого текста:
Николай Михайлович ХЛЕБНИКОВ, Петр Семенович ЕВЛАМПИЕВ, Яков Алексеевич ВОЛОДИХИН, "Легендарная ЧАПАЕВСКАЯ", Москва, «Знание», 1968.

Tags: 1918, 1919, Кинель, Самара, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, как это было, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “1918” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments