Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Беспорядки в Кинельском сельхозучилище

4 февраля [1905 г.] в Кинельском сельскохозяйственном училище, где имелся влиятельный эсеровский кружок, началась забастовка.

Эти события вкратце описаны в монографии "История Самары", выпущенной Самарским университетом.

На фото - здание Кинельского сельскохозяйственного училища, 1904 год:


В петиции, врученной директору школы, забастовщики писали о праве учащихся иметь представителей в педагогическом совете, носить любую, а не только форменную одежду и пользоваться всеми разрешенными цензурой книгами, а также создавать союзы и созывать собрания. Также они послали эмиссаров в другие учебные заведения города с этой петицией.

Обсудив ее, учащиеся фельдшерской школы 10 февраля прекратили занятия.
Возобновили они учебу лишь через 11 дней — после того, как администрация уволила «зачинщиков».

Учащиеся же Кинельского сельскохозяйственного училища стояли на своем до 8 марта. Затем, несмотря на уговоры директора училища, а также земских гласных во главе с А.А. Чемодуровым, радикалы снова решили бастовать, теперь до 1 сентября.

Чтобы покончить с попытками начать занятия, 17 марта 15 учащихся, преимущественно эсеры, вышибли рамы и стекла училища, выбросили из окон парты и кровати, сожгли спальное белье.

Власти пошли на крайние меры: училище закрыли, из города прислали солдат.
«Зачинщики» бежали, беспорядки прекратились. [1}


Мне удалось найти и несколько более подробное описание этих беспорядков, с указанием фамилий и кличек зачинщиков в материалах кинельского учителя истории Н.И. Верещагиной:

Забастовка в сельскохозяйственном училище началась 4 февраля 1905 г.

Её возглавили Ставцев (Николай «Босая голова»), Остроумов («Заратустра») и Зиновьев (успешно закончил училище в 1909 г.).
Ими была составлена петиция. Ученики сельхозучилища предъявили администрации требования:
1) свободный доступ во все высшие учебные заведения; 
[ученики этого среднего специального учебного заведения в ВУЗы не допускались]
2) уничтожение разрядов и отличий;
3) участие представителей учеников в педсовете с правом голоса и др.
Всего -15 пунктов.

Требования были предъявлены директору Котову. Он назвал учащихся «молокососами» и уехал в Самару за помощью. Оттуда прибыли представители земства А.А. Чемодуров и Головин. Ничего не добившись, они уехали, пообещав прислать полицию.

17 марта начался погром училища. Учащиеся (эсеры) устроили беспорядки: вышибли рамы, выбили стёкла, выбросили из окон парты, кровати, сожгли спальное бельё.

18 марта в училище прибыло 30 полицейских и солдат.
Ученики Я. Мурашко и А. Зиновьев были арестованы за хранение прокламаций.
75 участников забастовки были исключены из училища.

Вскоре в училище приехала комиссия во главе с инспектором Болдыревым. Училище было закрыто.

1 сентября 1906 г. возобновились занятия в 6 классах.
Представители ученического совета были допущены к решению вопросов управления училищем.


Источники:
1. ИСТОРИЯ САМАРЫ (1586-1917 гг.) Монография Под редакцией П. С. Кабытова, Э.Л. Дубмана, О.В. Леонтьевой. Самара, Издательство «Самарский университет», 2015
2. Материалы курса по краеведению «Страницы истории Пгт Усть – Кинельский» Для учащихся 8-х классов , Автор: Верещагина Нина Ивановна, учитель истории, обществознания ГБОУ СОШ №2 Пгт Усть–Кинельский
Tags: 1905, Кинель, забытая история, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “Кинель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments