Проще всего добраться до Большого Ширяевского грота на велосипеде кольцевым веломаршрутом, весьма популярным среди самарских велосипедистов и носящим название "классического марафонского круга" по названию проводившегося много лет подряд по этому маршруту веломарафона "Самарская Лука" (МСЛ), или "МСЛ классический".
Маршрут - кольцевой, и потому возможно проехать его как по часовой стрелке, так и против.
Мне доводилось ездить из Рождествено мимо этого грота и против часовой стрелки через Ширяево, поднимаясь вверх по Ширяевскому оврагу, но отчего-то маршрут по ходу часовой стрелки, предполагающий движение вниз по Ширяевскому оврагу, всегда нравился мне больше.
В принципе, до грота можно добраться и пешком, отправившись из Ширяево, при этом часть пути до Каменной Чаши вполне реально проехать на автобусе или автомобиле, идущем в Каменную Чашу к Никольскому роднику, популярному у нынешник паломников.
Вихров Я. в статье "Большой Ширяевский грот" (Зеленая книга Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Куйбышев: Кн. изд-во, 1995) так описывает этот памятник природы:
Находится на левой стороне Ширяевского оврага, в 2 км от Каменной Чаши и в 12 км от села Ширяева, на территории НПП "Самарская Лука".
Ширяевский грот - это одна из разновидностей карста - результат растворения, вымывания известняковых пород.
Грот находится на склоне Ширяевской долины на высоте 35 м от ее днища. Высота грота 2,5 м, ширина 1,5 м, длина 3-4 м.
Внутри грота имеются террасовидные ступени.
От ветра и воды стенки грота постепенно разрушаются. Памятник имеет научное и эстетическое значение. Является объектом экскурсий.
Грот, хотя и называется Большим, на самом деле довольно невелик, и представляет собой неглубокую нишу в слагающих Жигули слоистых известняках.
Бортников М.П. в статье "ОСОБЕННОСТИ ПЕЩЕР САМАРСКОЙ ЛУКИ" (Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2001, т. 20, №3, с. 64-78) приводит следующие характеристики Большого грота, значительно изменившиеся со времен описания грота Я. Вихровым:
Ввиду геометрических особенностей этот грот не способен дать обычную для пещер прохладу в жару и тепло зимой:
Температура соответветствующая поверхности зафиксирована в Большом Ширяевском гроте. Он имеет просторный вход, полностью освещен, тяги воздуха нет, поэтому температура его соответствует поверхности. В зимнее время полностью промерзает.
Тем не менее грот, расположенный в весьма живописном месте, мало кого из проезжающих оставляет равнодушным, и потому практически каждый считает своим долгом хотя бы раз забраться по косогору и осмотреть его внутри.
Проведенные в советское время изучение отложений жигулевских пещер, проводившееся биологами И.М. Громовым (1957) и
А.В. Таттаром (1958), показало следующее (Бортников М.П., "ОСОБЕННОСТИ ПЕЩЕР САМАРСКОЙ ЛУКИ" ):
Никаких признаков того, что в этом гроте в древности могли жить люди, обнаружено не было - впрочем, такая картина типична для всех естественных пещер Самарской Луки.
Не совсем ясно и происхождение второго названия грота - Медвежий.
Несмотря на то, что в Самарской Луке до второй половины XIX века обитали медведи, следов пребывания косолапых в гроте, как видим, палеонтологи не обнаружили.
Из заметки В. Шабанова «Имени Валерия Грушина» («Полет», газета Куйбышевского авиационного института, 1968, 7 октября) следует, что именно Большой ширяевский грот был выбран в качестве "задника" сцены на самом первом Грушинском фестивале, состоявшемся 28—29 сентября 1968 г.
Вот как это было:
Вряд ли кто-нибудь из собравшихся в этом зрительном зале видел раньше что-нибудь подобное. Сцену заменил высокий крутой склон, по которому в неуловимой, но очень впечатляющей последовательности были разбросаны горящие факелы и костры.
Высоко наверху, как пасть огромного волшебного зверя, переливался в окаймлении густых теней и сполохов огня грот; костер, в нем горевший, еще больше подчеркивал его каменную красоту и дикость.
Сама сцена — небольшой пятачок на склоне, окруженный плотной подковой из людей, штормовок, одеял, спальных мешков и телогреек,— тоже освещалась кострами.
Должно быть, костёр, гоорящий в гроте, и правда был красивым зрелищем - но сегодня вряд ли кому-то пришло бы в голову его там разжечь...