Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Ах, белый теплоход...

Сей ностальгический пост посвящен речным трудягам - пассажирским теплоходам пригородных рейсов. некогда весьма популярных в волжских городах

Пассажирские речные перевозки, по моим скромным многолетним наблюдениям, постепенно вымирают...
Во времена СССР по Волге сновали прогулочные теплоходы всех калибров - от тихоходных ПС с тракторным двигателем  - как рейсовых, так и ведомственных - до небольших теплоходов пригородных рейсов Ом и "Москва" и белоснежных, похожих на самолёты, скоростных судов на подводных крыльях.



Это не говоря уже о движении грузовых судов - пересечь Волгу на байдарке в середине 80-х было весьма не просто, нужно было крутить головой во все стороны, дабы не залететь под какой пароход или катер...

Выйдя на берег Волги, представить себе картину, типичную для последних десятилетий - совершенно пустая от горизонта до горизонта Волга - было практически невозможно, но сегодня это обычное зрелище:



Нет, конечно, сейчас тоже можно запросто увидеть на просторах речной волны круизный лайнер, а то и пару-тройку (ибо любят они ходить стадами) - но всё же загруженность реки судами стала на порядок ниже:



Особенно это заметно на пригородных линиях - до Гавриловой Поляны, например.
Последние годы Волга у Гавриловой выглядит вот так:



Если лет 15 назад до Гавриловой Поляны теплоход отправлялся через каждые пару часов, а во времна СССР так и вовсе каждый час, то в этом году даже в выходные - всего 4 рейса.

А ведь Гаврилова Поляна известна не только бывшей психбольницей и ГУЛАГовским ОЛП, но славна и своими видами на Сокольи горы, а также популярна среди туристов и велосипедистов как начальный или конечный пункт многих интересных маршрутов по Самарской Луке.



В своё время мы не раз выезжали в окрестности Гавриловой Поляны на ОМиках или "Москве" отдохнуть большой компанией в палатках, искупаться и полазать по окрестностям.



Ныне же количество рейсов к этому известному всем опытным туристам дебаркадеру из года в год снижается...



Не видать на Волге и судов на подводных крыльях - насколько мне известно, в Самарском речпорту осталось то ли одно такое судно, то ли два...



А ведь были времена, когда до Гавриловой Поляны или даже до Ширяево или Жигулевского моря можно было домчаться на "Ракете" или "Метеоре" менее чем за час, или не торопясь добраться до Гаврюхи на небольшом и уютном теплоходике М-39 - оцените степень загруженности этого трудяги у пристани Гаврилова Поляна, которая во времена оно принимала и отправляла толпы страждущих::



Теплоход на Гаврилову Поляну и в те далёкие времена ходил от пристани Осипенко:



С постепенным исчезновением этих речных трудяг и уменьшением числа дебаркадеров, который в советское время имело каждое уважающее себя ведомство, имевшее время и деньги на постройку на волжских берегах летних турбаз из маленьких дощатых сараюшек уходит целая эпоха ...
Насколько я понимаю, сегодняшний трафик пригородных рейсов поддерживают в основном или дачники, или паломники - в Подгорах и Винновке в последние десятилетия появились монастыри, куда предлагаются экскурсионные поездки на теплоходах.



И если ведомственных турбаз "а ля поздний СССР" лично мне не особо жаль, то сокращение речных пассажирских перевозок лично меня удручает.
Одно время отправиться за Волгу с велосипедом на теплоходике не было никаких проблем, затем Волжское пароходство отчего-то объявило велосипедистам войну. потом вроде мирились, снова переставали "пущать с великом" - и так без конца.
Как с этим делом обстоит сейчас - не знаю, давно не пытался уехать за Волгу с велосипедом на теплоходе...

Tags: СССР, Самара, Самарская Лука, география живьём, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “Самарская Лука” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

Posts from This Journal “Самарская Лука” Tag