Мог ли быть Иисус чёрным?
На первый взгляд, вопрос кажется абсурдным - но не тут-то было!
В комментариях к посту я написал, что, во всяком случае, в Евангелиях нет ни слова о том, что Христос был белым (впрочем, там вообще отсутствует описание его внешности), так что, учитывая, что среди иудеев есть и чернокожие эфиопские иудеи, такой вариант исключать никак нельзя.
Считается, что в наше время не существует никакого общего научного соглашения об этнической принадлежности Иисуса, однако по наиболее популярной и признанной теории, Иисус был евреем - что тоже особой ясности к вопросу о его внешности не добавляет, тем более что теория чуть менее популярная считает его галилеянином, что и вовсе ничего не проясняет.
Тем не менее, не имея никаких к тому документальных оснований, разные церкви вот уже два тысячелетия изображают Христа, и зачастую изображают его совершенно по-разному.
Во всяком случае, интересующиеся иконописью наверняка не раз видели иконы Спасителя с весьма тёмным ликом, писанным коричневой темперой - например, на иконе XIV века "Спас ярое око":
Попадаются и иконы Богоматери с младенцем, лики которых тоже светлыми при всём желании не назовёшь, более того - у католиков есть даже отдельное направление почитания именно черных Мадонн:
Чёрная мадонна — в католическом религиозном искусстве и почитании обозначение картины или статуи, изображающей Деву Марию (мадонну) с ликом крайне тёмного оттенка. Для такого исполнения может использоваться как чёрная краска, так и различные виды чёрного дерева или камня.
Описывая в своё время монастырь Монсеррат в Каталонии, я писал и о его Черной мадонне, которую мне удалось увидеть "живьём" в этом бенедиктинском монастыре.
Тогда я изложил одну из бытующих сегодня версий происхождения Черной мадонны - по ней считается, что Мадонна потемнела от времени, но, оказывается, причины именно черного цвета этой скульптуры гораздо серьёзней и восходят ко временам Крестовых походов и Рыцарей Храма (тамплиеров), в своё время проводивших раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме, а потому на феномене "черных мадонн" мы сегодня остановимся поподробней:
В 70-х годах прошлого века французский ученый Жак Хайнен изучил сотни Черных Мадонн и составил подробное описание статуй, имеющих отношение к эпохе тамплиеров, выделив 13 характерных признаков. Более поздние статуи копируют лишь некоторые из этих черт.
Какие же они – мадонны тамплиеров?
1. Все эти статуи и их святилища непременно связаны с одним из трех монашеских орденов – тамплиеров, бенедиктинцев, цистерианцев, имевших единого патрона – святого Бернара Клервоского.
Монастырь Монсеррат имеет богатую историю, но то, что мы сейчас видим на одноименной горе - новодел, ибо оригинальный монастырь был разрушен войсками Наполеона в 1811 году, однако его реликвии уцелели.
Бенедиктинский орден служит в Монсеррате уже более тысячи лет.
Знаменитая статуя Черной мадонны Монсерратской располагается в дальней части церкви, над алтарем.
Она обрамлена в узорную рамку, и ее можно увидеть с церковной скамьи. Отстояв приличную очередь, можно осмотреть статую вблизи (она помещена за стекло), и даже прикоснуться к ее руке, стеклом не закрытой.
Лик и руки её на самом деле тёмно-коричневые, почти черные - и вполне могут изображать представительницу негроидной расы.
Сам монастырь Монсеррат был специально построен у базилики, чтобы поклоняться Черной мадонне.
Считается, что Черная мадонна Монсерратская была создана в Иерусалиме еще в период зарождения христианства. Это деревянная статуя, одна из самых известных статуй Черной мадонны в мире, в 1844 году Папа римский Лев XIII объявил Деву Монсерратскую святой покровительницей Каталонии.
Однако вернемся к выводам Жака Хайнена относительно происхождения Черных Мадонн:
2. Все оригинальные Черные Мадонны созданы не позднее XIII века. На сегодняшний день их насчитывается немногим менее пяти десятков.
3. Все Мадонны примерно одного размера – высотой около 70 см и основанием 30×30 см. Французский ученый Жан Бонвин отмечает, что «они были сделаны по одним специфическим стандартам».
4. Фигуры изображаются в положении называемом «величие»: Мария сидит на троне, с низкой спинкой и держит на коленях Младенца. Трон этот называется «Престолом мудрости» или кафедрой. (Возможно, поэтому средневековые соборы называли «cathedral».) Взгляды их не опущены скромно долу, а устремлены вперед в некую отдаленную точку. На лицах читается не сострадание (как на более поздних изваяниях), но небесное величие и благородная отстраненность. На языке средневекового символизма эта поза означает, что Мария – есть трон Иисуса, колени Ее – Престол Мудрости.
5. Изваяния всегда размещаются в местах, где были языческие капища Матери Богини, святые источники или священные камни дохристианских культов.
6. Даже когда для «Нашей Госпожи» строился целый собор, она всегда находилась в тайном месте – в подземной крипте или в специально затемненной нише в соборе.
7. Скульптуры Мадонн вырезали либо из фруктовых деревьев, либо из кедра, чья древесина ценилась очень высоко. Для XI-XIII веков это был вовсе не характерный материал, поскольку такая древесина имела важное символическое значение. Фруктовое дерево символизировало смерть и возрождение, а также творческие силы. Кедр считался деревом пророческим и был связан с легендой об Исиде и Осирисе.
8. Статуи Черных Мадонн всегда располагались на путях паломничества. Дороги вели либо к святилищу, либо к городу Сантьяго де Компостела – главному пилигримскому пути средних веков.
9. Предания, связанные со статуями непременно имеют отсылку к Востоку – к Святой Земле или ее соседям: Египту, Сирии, Эфиопии и т.д. О многих говорят, что они были вырезаны или хотя бы раскрашены евангелистом Лукой и принесены в Европу крестоносцами (чаще всего королевской крови). Жак Хайнен предполагает, что эти детали были придуманы, как способ легитимизировать изображения. Ведь если статуи пришли из колыбели христианства и даже связаны с именем евангелиста (хотя и вызывают в памяти образы языческие), это серьезный аргумент в глазах ортодоксальной церкви.
10. В легендах, окружающих Черную Мадонну, всегда говорится о чудесах, которые она совершает: спасает жизни «трех крестоносцев или трех заключенных в Египте или трех моряков». Ей часто приписывают способность воскрешать мертвых младенцев, хотя бы на время необходимое для их крещения. В Черной Мадонне видят покровительницу беременных женщин и врачевательницу бесплодия.
11. Поклонение Черной Деве включает необычные ритуалы, не имеющие объяснения в рамках католической традиции. Например, в разных местах перед статуями принято сжигать колесо, обмывать их вином или переносить их с торжественной процессией к камню вне церкви. Черным Мадоннам подносят и возжигают перед ними зеленые свечи.
12. Ко всем этим статуям официально прилагается титул – Альма Матер, «Благородная Мать».
13. Лицо Мадонны черное всегда, руки ее – почти всегда. Случалось, что статую вырезали из светлого дерева, а лицо и руки Мадонны изготавливали из другой породы – черными.
Именно такие статуи во множестве появились в Европе во времена владычества тамплиеров – их глубоко почитали, к ним совершали паломничества.
Следует, однако, заметить, что орден храмовников, как любая крупная религиозная организация был неоднороден и помимо внешнего – экзотерического культа имел собственное тайное (или эзотерическое) учение, объяснявшее черный цвет и подлинное значение этих Мадонн.
Что хотели сказать распространением культа Мадонн именно черного цвета тамплиеры - доподлинно неизвестно, кто-то из исследователей полагает, что тем самым под видом Богородицы - Девы Марии - тамплиеры поклонялись Марии Магдалине, которая в назорейской традиции всегда изображалась в черных одеяниях, однако не исключено также и то, что Рыцарям Храма было известно нечто, что не нашло отражения в Писании - и Богородица действительно была чернокожей, как и ее ребенок.
Как вы полагаете, на этой иконе из Базилики Рождества в Вифлееме младенец Христос может оказаться негром?
По мне - так запросто, ибо черноволос, кудряв, черноглаз и темнолик.
Нос, конечно, вроде бы тонковат для негроида - но я в Египте видел не одного негроида с вполне среднеевропейскими носами - это эфиопы и нубийцы, которых и два тысячелетия назад в Палестине было достаточно.
Даже на Туринской плащанице лик - тёмный.
Хотя его и принято считать негативным изображением, возможности того, что оттиск лица был оставлен негроидом, она не опровергает:
Выходит, что вопрос о расовой принадлежности Христа действительно не столь прост, как кажется - во всяком случае, ни одна из существующих точек зрения на этническую принадлежность Христа еще не взяла верх над остальными, хотя вопрос этот дискутируется уже почти два тысячелетия...