Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Воинская плацкарта-скорость МПС СССР

Разбирая домашний архив, обнаружил интересный документ советской эпохи - комбинированную бланковую воинскую плацкарту-скорость МПС СССР, прокомпостированную 56 лет назад,  26.02.1964 года.

Не знаю, кого как - а меня при взгляде на этот документ просто завораживают стандартные советские канцелярские обороты - "безденежно", "для лежания в купейном вагоне" - есть в этом что-то нуне утерянное, романтическое, посконно-домотканое да не лыком шитое, со специфическим "железнодорожным" запахом смеси паровозного дыма, креозота и разогретого солнцем металла, с мелодичным звоном стаканов с чаем в подстаканниках и перестуком колёс на стыках рельс...

Лицевая сторона воинской плацкарты - скорость:



Для начала необходимо пояснить, что такое плацкарта.
В этом нам поможет «Энциклопедия железнодорожного транспорта» (научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год):

Плацкарта (нем. Platzkarte, от Platz — место и Karte — карточка, билет) — проездной документ, дающий пассажиру право занимать нумерованное место для лежания в спальном вагоне конкретного поезда. В международном сообщении плацкарта выдаётся дополнительно к билету. Во внутреннем сообщении плацкарта отдельно не выдаётся, а её стоимость входит в стоимость билета или доплат.

При перевозках воинских пассажиров с пересадками выдаётся воинская плацкарта, включающая доплату за проезд в скорых поездах.


"Пособие механику-бригадиру проводников пассажирских вагонов" (Остряков К. И., Осейян А. Е., Семенов А. А. Изд-во «Транспорт», 1972) так описывает назначение и оформление воинских плацкарт-скорость:

Билеты для проезда военнослужащих.
При больших перевозках военнослужащих и членов их семей, которые имеют документы на право проезда в общем и плацкартном жестких вагонах, в пассажирских поездах выделяются отдельные вагоны в основном для перевозки таких пассажиров.

В обмен на требование (или на талон для получения плацкарты при проезде в беспересадочном сообщении) в билетных кассах выдают бесплатно воинский комбинированный билет (рис. 148) с сеткой голубого цвета и плацкарт-скорость с сеткой фиолетового цвета особой формы.

Воинский билет состоит из собственно билета (правая сторона), корешка (левая сторона белого цвета) и средней части, разделенной на семь граф. При выдаче этого билета кассир заполняет от руки левую и правую стороны, указывая номер вагона, количество и номера мест, род поезда (пассажирский, скорый), станцию и дорогу отправления и назначения, наименование передаточных пунктов, количество едущих (взрослых, детей), номер предъявленного требования и делает пометку о взыскании страхового сбора. Такой комбинированный билет, соответствующим образом разрезанный, можно выдать на проезд в любом вагоне поезда. Воинский билет разрезают снизу вверх, вдоль контрольного столбика цифр, указывающих количество едущих.
По одному воинскому билету можно оформить проезд не более десяти человек.

Воинская комбинированная плацкарта-скорость похожа на воинский билет.
Заполняют ее так же, как и билет, указывая номер воинского билета, к которому она выдана.


Оборотная сторона плацкарты-скорость:


Ныне, с приходом эпохи электронных билетов и он-лайн-касс, отходят в прошлое и старые советские процедуры оформления и компостирования билетов.
В этом нет ничего плохого, наоборот - всё становится быстрее, прозрачнее и удобнее - но при взгляде на эти разноцветные свидетельства давно минувшей эпохи, я с теплом вспоминаю детство и то время, что я провёл в скорых и пассажирских поездах дальнего следования, колесивших по просторам одной шестой части суши...
Tags: СССР, забытая история, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Мемориал Володичкиных в пгт. Алексеевка (ГО Кинель)

    Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. (с) Расул…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • А отец, говорил, у меня генерал...

    ...А отец, говорил, У меня генерал... (с) В.С. Высоцкий, "Ой, где был я вчера" В семейном архиве брата обнаружил фотографию всей…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments