Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Из истории Красносамарской крепости

Почти год назад я уже писал подробный пост о Красносамарской крепости - и вот сейчас, совершенно случайно наткнувшись на некоторые исторические подробности, хочу кое-что добавить к изложенному ранее.

В статье 1860 года "Исторические заметки о Самарском Крае" А.Ф. Леопольдова прочёл:

Из Уфы Кирилов отправил флотского Поручика Бахметева водою по реке Белой, из коей он должен был войти в Каму и Волгу с тем, чтобы когда прибудет в Самару, взял оттуда сведущих людей и шёл вверх по реке Самаре, строил там городки в расстоянии один от другого от 20 до 30 и 40 вёрст, и оставлял в них военных людей, где сколько можно; сам Кирилов шёл от Сакмарска и назначил Бахметеву сойтись с ним на верховье Самары, где также устраивались городки, и, соединившись с ним, воротился в Самару и Симбирск. Бахметев заложил две крепости - Красно-Самарскую и Красноборскую; в последней он соединился с Кириловым. Тут назначен был город с таможнею и магазином.
...
По смерти Кирилова, управление экспедициею поручено было, впредь до указа, Бахметеву, произведённому в Подполковники. Проекты Кирилова велено представить в Кабинет. Бахметев и Тевкелев согласились перевести экспедицию из Самары в новопостроенную Красно-Самарскую крепость, куда и сами переехали 24 апреля. В мае по Высочайшему указу назначен Управляющим экспедициею Действительный Статский Советник Татищев, с пожалованием в Тайные Советники и с повелением действовать на тех же основаниях, как и Кирилов.


Основателем Красносамарской крепости следует считать флотского поручика Бахметева, как я уже отмечал, заложившего Красносамарскую крепость в 1736 году, но тут всплывает интересный факт:

После того Татищев переехал из Самары в Уфу, в начале 1739 года, а в половине марта опять воротился в Самару. На пути осмотрев застроенные крепости, он нашёл, что из них Красно-Самарская построена на неудобном месте, и потому перенес её немного выше по течению реки Самары. Сорочинская крепость оставлена на своём месте.

Возможно, именно этим объясняется тот факт, что сохранившиеся остатки валов крепости слишком растянуты вдоль реки, что всегда казалось мне странным - для наглядности повторно приведу карты из своего прошлого поста:

На плане села обозначены стены и башни крепости (обведены желтым), сохранившиеся поныне валы и рвы (синим) и наш трек (красным):



То же самое, только на современной карте - к западу к крепости примыкают заболоченные участки поймы р. самара, с юга - естественное препятствие - река :



Как видим, наложение укреплений крепости, снятых со старинной карты, на современную, приводило к тому, что западная часть укреплений попадала на старицы - возможно, именно поэтому Татищев распорядился переместить крепость на более высокое место.

Конечно, есть некоторая вероятность того, что изначально крепость находилась и вовсе в другом месте, немного ниже по течению - но визуальный анализ местности по спутниковому снимку вроде бы не обнаруживает никаких следов бывших укреплений - да и на местности я ничего подозрительного там не помню - мог бы иначе заметить, проезжая.



Хотя, как знать, сколько в метрах (километрах?) это Татищевское "немного"... В общем, есть повод для планирования еще одного выезда...

Единственный вариант, который мне приходит на ум, исходя из видения местности по памяти и старой карты - это те бугры. что вроде бы находились на том месте, где на спутниковом снимке так кстати расположилось облако - если исходить из предположения, что 300 лет назад Самарка текла по нынешним заболоченным старицам, то первоначальная версия крепости должна быть практически на современной дороге, где-то в районе пересечения ею ЛЭП - то есть, как раз под этим облачком.

Но не Googl'ом единым - вот что позволяет рассмотреть там Яндекс:



Вполне что-то похожее на окруженное рвом пространство просматривается, не так ли?

В общем - загадка... Добраться до Красной Самарки сейчас не проблема, да и на лыжах с собаками можно всю округу объехать - да только что сейчас под сугробами увидишь?
Где ж ты, лето? ;)

А напоследок я таки не удержусь и приведу еще одну цитату из той же книги:

В это время [сентябрь 1739 года, прим. моё] на Самарской линии случилось происшествие: ехал купеческий транспорт с товаром из Самары в Яицкий городок. Волгские Калмыки напали на него, разбили и ограбили, а у жителей новых крепостей угнали табуны. Татищев послал в погоню Самарских казаков, которые догнали хищников, отняли у них скот и самих привели в Самару, где они были жестоко наказаны.
Это был первый опыт пользы новопостроенных по реке Самаре крепостей.


Такие вот тогда были "весёлые" времена...
Tags: Красносамарская крепость, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, крепость, оренбургская линия, самарская дистанция крепостей
Subscribe

Posts from This Journal “Красносамарская крепость” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “Красносамарская крепость” Tag