Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Бронепоезд "Орлик" и его роль в оставлении красными ст. Кинель

Интересная штука - история. Собираешь данные о каком-то событии, сопоставляешь, анализируешь, приходишь к каким-либо выводам - а затем в один прекрасный момент натыкаешься на источник, который не только подтвердит или опровергнет твои умозрительные построения, но и вносёт в них свежую струю конкретики, объясняющей многие ранее непонятные моменты, и давно прошедшие и, казалось, не оставившие о себе никакой памяти события заиграют новыми красками.

Несколько моих более ранних постов о событиях лета 1918 года, происходивших в Самаре и Кинеле, в частности - посты о загадочном бронепоезде чехословацкого легиона "Орлик", существовавшем в нескольких разных экземплярах с одним и тем же названием, и его роли в обстоятельствах сдачи красными Самары и отступления из Кинеля, получили внезапно возможность существенно дополнить картину тех событий новым фактическим материалом, который я обнаружил в одной чехословацкой книжке 1927 года - "Хроника 1 отдельной технической роты 1 чехословацкой Гуситской стрелковой дивизии".
На книжку навел пост френда voencomuezdкнигах чехословацких легионеров на сайте Министерства обороны Чехии.

Значение подробностей работы отдельной технической роты, описанных в этой книжке,  на события, происходившие в Самаре и Кинеле в начале июня 1918 года, оказалось значительным потому, что сама эта рота, как оказалось, была приписана к "Орлику" №1, и, обеспечивая ремонт и восстановление как самого бронепоезда, так и железнодорожных путей, мостов и стрелок, поврежденных отступающими красноармейскими частями, тем самым в значительной степени определяла боевые возможности "Орлика" №1 в частности и скорость продвижения всей пензенской группировки чехословаков на Восток в целом.

На фото, взятом в одной из книг - воспоминаний чехословацких легионеров, бронепоезд "Орлик" в своей более поздней и широко известной конфигурации.
Напомню, что во время июньских событий в Самаре и Кинеле этот бронепоезд еще носил название "Полупановцы" (или "Свобода или смерть"),  находился в составе Красной Армии и был захвачен легионерами в Симбирске только 22 июля 1918 г..
Имя "Орлик" (или "Орлик" №1 ) тогда носил совсем иной поезд, который и бронепоездом то можно назвать лишь условно:

Орлик


"Орлик" №1 времен боёв за Самару, Кинель и Бузулук был всего лишь импровизированным бронепоездом, собранным из наскоро усиленных мешками с песком теплушек, установленных на железнодорожные платформы бронеавтомобилей, орудия и пулемётов - я писал об этом довольно подробно пару лет назад.

Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка ("Орлик-I", "Орлик" №1) с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе. (Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.)


Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Орлик" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона. Фото с сайта valka.cz.



Пулемётная платформа с "Максимами":



3" орудие 3-й батареи под началом командира бронепоезда подпоручика Владимира Холявина на платформе импровизированного бронепоезда "Орлик" №1:



В "Хрониках 1 отдельной технической роты 1 чехословацкой Гуситской стрелковой дивизии", выдержки из которых я приведу сегодня, подтверждается состав и вооружение "Орлика №1" на момент штурма Самары.
Кроме того, из описания становятся понятными многие из тех событий, о которых я ранее только догадывался по косвенным данным и скупым упоминаниям в доступных мне на той момент советских и чехословацких источниках.

Итак, как обычно, оригинальный цитируемый текст перевода с чешского, сделанного мною совместно с Гуглем, приведен курсивом, мои ремарки и выводы - обычным текстом:

В Батраках 31 мая по приказу начальника штаба 1 стрелковой дивизииот из 1-й отдельной техн. роты был выделена группа под командованием Оливы с 12 бойцами
Она была назначена на поезд капитана Крутила из 1-го полка.
С этим поездом группа после продвижения вместе с остальными прибыла 2 июня в Иващенково.

Рано утром 3 июня бронеавтомобиль "Грозный" прибыл к поезду, последнему поезду в тылу пензенской группы. За ним трасса нигде не была повреждена и были приняты меры против "диких" локомотивов, дабы не повторить судьбу "Орлика" возле Обшаровки.


О таране "большевистким диким локомотивом" "Орлика №1" в его самой ранней конфигурации я уже писал. В данном контексте нам сейчас важно то, что в результате тарана и повреждения пары бронеавтомобилей, стоявших в тот момент на платформах "Орлика", в его состав был включен бронеавтомобиль "Грозный", заменивший разрушенный тараном бронеавтомобиль "Адский".
Упомянутые меры против "диких" [неуправляемых] локомотивов представляли собой пустые железнодорожные платформы, прицепленные спереди и сзади поезда, дабы в случае тарана принять удар на себя.

Ожидалось в ближайшее время отправление в Самару.

После взятия Самары основной задачей пензенской группы было добраться до Уфы в ближайшее время и связаться с челябинской группой, одна часть которой двигалась на запад через Златоуст, чтобы встретиться с пензенской группой. Надеялись, что после соединения двух групп весь путь на Восток окажется свободен.

Операцией авангарда командовал командир 1-го стрелкового полка поручик Швец. Первым поездом авангарда шел бронепоезд "Орлик", или бронепоезд №. 1 поручика Холявина.


Документально подтверждается моё предположение, что "Орлик", "Орлик №1", "бронепоезд Холявина" - это один и тот же ипровизированный бронепоезд.
Кроме того, теперь нам точно известно вооружение и состав экипажа бронепоезда "Орлик" во время операции по взятию Самары и занятию Кинеля:

В составе "Орлика" было:
1 легкая пушка с 3 батареи,
11 пулеметов Максим,
1 ручной пулемёт Льюиса и 10 пулеметов Кольта в резерве.
Обслуживали пулеметы 72 человека из 4-й полка (командир прап. Шрамек [Sramek]).
Для технических работ было придано 30 человекиз 1 отдельной технич. роты под командованием подпоручика Унтермюллера.

В Самаре был придан дес. Карел Кучера с командой, в основном из бойцов 4 полка.

В качестве пехоты с 11 июня на бронепоезде находились 96 гренадеров 1-го полка, а затем чешско-сербский эскадрон, пока без лошадей.
Бронепоездом командовал подпоручик Холявин.
В целом на бронепоезде во время операции было около 424 человек.
Операцией руководил пор. Швец.

Техвзвод после взятия Самары занимался ремонтом разбитых стрелок на станции.


9 июня в 10 часов утра "Орлик" отправился на разведку из Самары в Кинель.
Отогнав вражеский броневик после короткой артиллерийской дуэли возле Смышляевки, отправили на станцию разведку из 1-го техн. роты и пулеметчиков.


Напомню, что Самара была взята штурмом в ночь на 8 июня, в сторону Смышляевки же "Орлик" выдвинулся только на следующий день.
Соответственно, разработанная мной к 100-летию штурма Самары схема боёв 8 июня 1918 года по данным из советских и чехословацких источников требует внесения некоторых изменений - а именно указания на то, что в сторону Смышляевки на отражение атаки советского бронепоезда "Орлик" отправился только утром следующего после взятия Самары дня:



Тех. взвод занялся ремонтом путей, здесь было повреждено строение пути и лежала сошедшая с рельсов цистерна, затем на въезде на станцию были повреждены 4 стрелки и сорвана с рельсов 1 теплушка.
Орлик вернулся в Самару в полночь.

На следующий день Орлик снова покинул Самару до разъезда Пост Пригород
[предположительно, имеется в виду Пригород Алексеевка].

На 144 версте (от Сызрани), на обоих путях был разрушен 6-метровый мост. Тех. взвод проработал здесь весь день и всю ночь.

Кроме того, на 148-й версте был разобран путь вместе со шпалами, которые здесь выбросили рядом с водой и смыли.
Работа с помощью русских крестьян завершилась вечером.


По карте железных дорог Российской Империи на 1915 год Самара находится на 115 версте от Сызрани, от Самары до Кинеля - 40 верст:



Мост через Большой Кинель находится на 148 версте от Сызрани:
Оригинален в техническом решении мост через р. Кинель на низовом (четном) пути на 148 версте линии Батраки—Кинель у станции Кинель Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги.
Двухпролетный мост (2x30) через реку Кинель был построен в 1897—1898 годах из сварочного железа и рассчитан но нормам 1896 г.


Теперь становится понятным происхождение фотографии с купающимися в реке Кинель у железнодорожного моста чехословаками - торчащие из воды рельсы - как раз остатки разобранных и сброшенных в Кинель путей на 148 версте:



На 144 версте на обоих путях был разрушен 6-метровый мост.
Поскольку на отрезке между Алексеевкой и мостом через Кинель на 148 версте находятся две пары небольших мостов, разберемся, какой из них был разрушен.
Первая пара мостов находятся на небольшом расстоянии от моста через Кинель, я ездил под ними на велосипеде во время поисков следов почтового тракта три года назад:


Очевидно,, это не те мосты, которые находятся на 144 версте - но их я тоже посещал, они находятся у современного пос. Советы:



Совершенно очевидно, что именно эти два моста и упоминаются в "Хрониках...", но на фотографиях, сопровождающих воспоминания, явно не тот самый мост - впрочем, я уже делал предположение, что это - мост через Кинель на уфимской ветке на перегоне между станциями Похвистнево и Абдулино:

Мост у Кинеля ремонт


Орлик простоял 10 и 11 Июня на ст. Смышляевка
Тех Взвод работал под охраной солдат 4-го полка (прап. Пташек с 2 пулеметами).

Экипаж Орлика 11 июня пополнился в Смышляевке 2 офицерами и 96 гренадерами 1-го полка (прапорщик Главачек).

К вечеру заняли без боя ст. Кинель, откуда ведет ветка магистрали Самара-Уфа-Челябинск в Бузулук и Оренбург. На станции было разрушено 4 стрелки, расширенных в одной точке пути.
Тех. взвод исправил дефект.


Я не раз возвращался к вопросу, обороняли ли красные станцию Кинель, написал по этому поводу пару постов (раз и два), анализировал на основе имевшихся у меня тогда данных происхождение уже показанных выше фотографий - и сегодня на основе всего собранного мной ранее материала, а также рассматриваемого сегодня чехословацкого материала могу сделать следующие выводы:

  1. Упоминавшийся в комментариях к одному из моих постов Павлом Ермолаевым Первый боевой поезд Ревякина, который был направлен из Оренбурга на ст.Кинель в распоряжение Яковлева:

  2. Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на ст.Смышляевка ( восточная окраина Самары), после чего вернулся на ст.Кинель. ... судя по всему, вечером 8-го июня дошел только то ст. Смышляевка, где вступил в бой с "Орликом" после 10 утра 9-го июня, после чего отошел к ст. Кинель, разрушив за собой оба моста на 144 версте и значительный отрезок пути перед мостом через Большрй Кинель на 148 версте. Сам железнодорожный мост через Большой Кинель на 148 версте остался цел, было разрушено и сброшено в Кинель только верхнее строение пути.
  3. Вся оборона красными ст. Кинель свелась к небольшой артиллерийской дуэли между бронепоездами утром 9 июня, разрушение пути экипажем отступающего бронепоезда Ревякина позволило красным выиграть время и покинуть станцию Кинель до того, как туда смог подойти "Орлик".

  4. Восстановление разрушенного пути у моста через Кинель и пары маленьких мостов задержало "Орлик" в Смышляевке на два дня, и на станцию Кинель "Орлик" прибыл без боя только к вечеру 11 июня 1918 года.


"Первый боевой поезда Ревякина", с которым в районе ст. Смышляевка утром 9 июня 1918 года состоялась артиллерийская дуэль "Орлика" №1.
Фотография из книги Павла Ермолаева "Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки"


Неприятель отступил от Кинеля в сторону Уфы, причем меньшая его часть шла по однопутной линии до Бузулука.
Его арьергардом из примерно 250 человек командовал бывший немецкий офицер
[фамилия явно не немецкая ;))] Блохин.

Блохин избегал прямого боя и замедлил продвижение пензенской группы на восток, разрушив путь.
По этой причине все препятствия устранялись тех. ротой, от которой зависела скорость продвижения.


Препятствия на трассе создавались красными с огоньком и выдумкой - при этом они избегали взрыва крупных мостов (по крайней мере, моста через Большой Кинель на 148 версте у ст. Кинель, который они имели время взорвать).
Причины этого могут быть различными - от отсутствия взрывчатки и лпытных подрывников до элементарного стремления по возможности сохранить инфраструктуру - ведь красные были уверены, что вернутся.

Подпись под фото переводится как Устранение препятствий:


Характер разрушений пути, в принципе, похож на то, что описано в книге про препятствия на 148 версте - и только тот факт, что на фотографии - мост однопролётный, а мост через Большой Кинель имел два пролёта, позволяет предположить, что это мост не через Кинель, а один из мостов перед Самарой.



Получается, красные, отступая, придерживались тактики в первую очередь задержать продвижение чезословаков на Восток, при этом ведя действия партизанского характера - мелкие стыски, диверсии, разрушение инфраструктуры...

Но обо всём этом позже.

Источник:

Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920
Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920/ Author Památník odboje (instituce). Terezín: Ženijní pluk 1 v Terezíně, 1927

Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки Автор: Павел Ермолаев

Tags: 1918, Кинель, гражданская война, забытая история, загадки истории, изследования, история, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments