Несколько моих более ранних постов о событиях лета 1918 года, происходивших в Самаре и Кинеле, в частности - посты о загадочном бронепоезде чехословацкого легиона "Орлик", существовавшем в нескольких разных экземплярах с одним и тем же названием, и его роли в обстоятельствах сдачи красными Самары и отступления из Кинеля, получили внезапно возможность существенно дополнить картину тех событий новым фактическим материалом, который я обнаружил в одной чехословацкой книжке 1927 года - "Хроника 1 отдельной технической роты 1 чехословацкой Гуситской стрелковой дивизии".
На книжку навел пост френда voencomuezd.о книгах чехословацких легионеров на сайте Министерства обороны Чехии.
Значение подробностей работы отдельной технической роты, описанных в этой книжке, на события, происходившие в Самаре и Кинеле в начале июня 1918 года, оказалось значительным потому, что сама эта рота, как оказалось, была приписана к "Орлику" №1, и, обеспечивая ремонт и восстановление как самого бронепоезда, так и железнодорожных путей, мостов и стрелок, поврежденных отступающими красноармейскими частями, тем самым в значительной степени определяла боевые возможности "Орлика" №1 в частности и скорость продвижения всей пензенской группировки чехословаков на Восток в целом.
На фото, взятом в одной из книг - воспоминаний чехословацких легионеров, бронепоезд "Орлик" в своей более поздней и широко известной конфигурации.
Напомню, что во время июньских событий в Самаре и Кинеле этот бронепоезд еще носил название "Полупановцы" (или "Свобода или смерть"), находился в составе Красной Армии и был захвачен легионерами в Симбирске только 22 июля 1918 г..
Имя "Орлик" (или "Орлик" №1 ) тогда носил совсем иной поезд, который и бронепоездом то можно назвать лишь условно:
"Орлик" №1 времен боёв за Самару, Кинель и Бузулук был всего лишь импровизированным бронепоездом, собранным из наскоро усиленных мешками с песком теплушек, установленных на железнодорожные платформы бронеавтомобилей, орудия и пулемётов - я писал об этом довольно подробно пару лет назад.
Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка ("Орлик-I", "Орлик" №1) с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе. (Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.)
Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Орлик" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона. Фото с сайта valka.cz.
Пулемётная платформа с "Максимами":
3" орудие 3-й батареи под началом командира бронепоезда подпоручика Владимира Холявина на платформе импровизированного бронепоезда "Орлик" №1:
В "Хрониках 1 отдельной технической роты 1 чехословацкой Гуситской стрелковой дивизии", выдержки из которых я приведу сегодня, подтверждается состав и вооружение "Орлика №1" на момент штурма Самары.
Кроме того, из описания становятся понятными многие из тех событий, о которых я ранее только догадывался по косвенным данным и скупым упоминаниям в доступных мне на той момент советских и чехословацких источниках.
Итак, как обычно, оригинальный цитируемый текст перевода с чешского, сделанного мною совместно с Гуглем, приведен курсивом, мои ремарки и выводы - обычным текстом:
В Батраках 31 мая по приказу начальника штаба 1 стрелковой дивизииот из 1-й отдельной техн. роты был выделена группа под командованием Оливы с 12 бойцами
Она была назначена на поезд капитана Крутила из 1-го полка.
С этим поездом группа после продвижения вместе с остальными прибыла 2 июня в Иващенково.
Рано утром 3 июня бронеавтомобиль "Грозный" прибыл к поезду, последнему поезду в тылу пензенской группы. За ним трасса нигде не была повреждена и были приняты меры против "диких" локомотивов, дабы не повторить судьбу "Орлика" возле Обшаровки.
О таране "большевистким диким локомотивом" "Орлика №1" в его самой ранней конфигурации я уже писал. В данном контексте нам сейчас важно то, что в результате тарана и повреждения пары бронеавтомобилей, стоявших в тот момент на платформах "Орлика", в его состав был включен бронеавтомобиль "Грозный", заменивший разрушенный тараном бронеавтомобиль "Адский".
Упомянутые меры против "диких" [неуправляемых] локомотивов представляли собой пустые железнодорожные платформы, прицепленные спереди и сзади поезда, дабы в случае тарана принять удар на себя.
Ожидалось в ближайшее время отправление в Самару.
После взятия Самары основной задачей пензенской группы было добраться до Уфы в ближайшее время и связаться с челябинской группой, одна часть которой двигалась на запад через Златоуст, чтобы встретиться с пензенской группой. Надеялись, что после соединения двух групп весь путь на Восток окажется свободен.
Операцией авангарда командовал командир 1-го стрелкового полка поручик Швец. Первым поездом авангарда шел бронепоезд "Орлик", или бронепоезд №. 1 поручика Холявина.
Документально подтверждается моё предположение, что "Орлик", "Орлик №1", "бронепоезд Холявина" - это один и тот же ипровизированный бронепоезд.
Кроме того, теперь нам точно известно вооружение и состав экипажа бронепоезда "Орлик" во время операции по взятию Самары и занятию Кинеля:
В составе "Орлика" было:
1 легкая пушка с 3 батареи,
11 пулеметов Максим,
1 ручной пулемёт Льюиса и 10 пулеметов Кольта в резерве.
Обслуживали пулеметы 72 человека из 4-й полка (командир прап. Шрамек [Sramek]).
Для технических работ было придано 30 человекиз 1 отдельной технич. роты под командованием подпоручика Унтермюллера.
В Самаре был придан дес. Карел Кучера с командой, в основном из бойцов 4 полка.
В качестве пехоты с 11 июня на бронепоезде находились 96 гренадеров 1-го полка, а затем чешско-сербский эскадрон, пока без лошадей.
Бронепоездом командовал подпоручик Холявин.
В целом на бронепоезде во время операции было около 424 человек.
Операцией руководил пор. Швец.
Техвзвод после взятия Самары занимался ремонтом разбитых стрелок на станции.
9 июня в 10 часов утра "Орлик" отправился на разведку из Самары в Кинель.
Отогнав вражеский броневик после короткой артиллерийской дуэли возле Смышляевки, отправили на станцию разведку из 1-го техн. роты и пулеметчиков.
Напомню, что Самара была взята штурмом в ночь на 8 июня, в сторону Смышляевки же "Орлик" выдвинулся только на следующий день.
Соответственно, разработанная мной к 100-летию штурма Самары схема боёв 8 июня 1918 года по данным из советских и чехословацких источников требует внесения некоторых изменений - а именно указания на то, что в сторону Смышляевки на отражение атаки советского бронепоезда "Орлик" отправился только утром следующего после взятия Самары дня:
Тех. взвод занялся ремонтом путей, здесь было повреждено строение пути и лежала сошедшая с рельсов цистерна, затем на въезде на станцию были повреждены 4 стрелки и сорвана с рельсов 1 теплушка.
Орлик вернулся в Самару в полночь.
На следующий день Орлик снова покинул Самару до разъезда Пост Пригород [предположительно, имеется в виду Пригород Алексеевка].
На 144 версте (от Сызрани), на обоих путях был разрушен 6-метровый мост. Тех. взвод проработал здесь весь день и всю ночь.
Кроме того, на 148-й версте был разобран путь вместе со шпалами, которые здесь выбросили рядом с водой и смыли.
Работа с помощью русских крестьян завершилась вечером.
По карте железных дорог Российской Империи на 1915 год Самара находится на 115 версте от Сызрани, от Самары до Кинеля - 40 верст:
Мост через Большой Кинель находится на 148 версте от Сызрани:
Оригинален в техническом решении мост через р. Кинель на низовом (четном) пути на 148 версте линии Батраки—Кинель у станции Кинель Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги.
Двухпролетный мост (2x30) через реку Кинель был построен в 1897—1898 годах из сварочного железа и рассчитан но нормам 1896 г.
Теперь становится понятным происхождение фотографии с купающимися в реке Кинель у железнодорожного моста чехословаками - торчащие из воды рельсы - как раз остатки разобранных и сброшенных в Кинель путей на 148 версте:
На 144 версте на обоих путях был разрушен 6-метровый мост.
Поскольку на отрезке между Алексеевкой и мостом через Кинель на 148 версте находятся две пары небольших мостов, разберемся, какой из них был разрушен.
Первая пара мостов находятся на небольшом расстоянии от моста через Кинель, я ездил под ними на велосипеде во время поисков следов почтового тракта три года назад:
Очевидно,, это не те мосты, которые находятся на 144 версте - но их я тоже посещал, они находятся у современного пос. Советы:
Совершенно очевидно, что именно эти два моста и упоминаются в "Хрониках...", но на фотографиях, сопровождающих воспоминания, явно не тот самый мост - впрочем, я уже делал предположение, что это - мост через Кинель на уфимской ветке на перегоне между станциями Похвистнево и Абдулино:
Орлик простоял 10 и 11 Июня на ст. Смышляевка
Тех Взвод работал под охраной солдат 4-го полка (прап. Пташек с 2 пулеметами).
Экипаж Орлика 11 июня пополнился в Смышляевке 2 офицерами и 96 гренадерами 1-го полка (прапорщик Главачек).
К вечеру заняли без боя ст. Кинель, откуда ведет ветка магистрали Самара-Уфа-Челябинск в Бузулук и Оренбург. На станции было разрушено 4 стрелки, расширенных в одной точке пути.
Тех. взвод исправил дефект.
Я не раз возвращался к вопросу, обороняли ли красные станцию Кинель, написал по этому поводу пару постов (раз и два), анализировал на основе имевшихся у меня тогда данных происхождение уже показанных выше фотографий - и сегодня на основе всего собранного мной ранее материала, а также рассматриваемого сегодня чехословацкого материала могу сделать следующие выводы:
- Упоминавшийся в комментариях к одному из моих постов Павлом Ермолаевым Первый боевой поезд Ревякина, который был направлен из Оренбурга на ст.Кинель в распоряжение Яковлева:
- Вся оборона красными ст. Кинель свелась к небольшой артиллерийской дуэли между бронепоездами утром 9 июня, разрушение пути экипажем отступающего бронепоезда Ревякина позволило красным выиграть время и покинуть станцию Кинель до того, как туда смог подойти "Орлик".
- Восстановление разрушенного пути у моста через Кинель и пары маленьких мостов задержало "Орлик" в Смышляевке на два дня, и на станцию Кинель "Орлик" прибыл без боя только к вечеру 11 июня 1918 года.
Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на ст.Смышляевка ( восточная окраина Самары), после чего вернулся на ст.Кинель. ... судя по всему, вечером 8-го июня дошел только то ст. Смышляевка, где вступил в бой с "Орликом" после 10 утра 9-го июня, после чего отошел к ст. Кинель, разрушив за собой оба моста на 144 версте и значительный отрезок пути перед мостом через Большрй Кинель на 148 версте. Сам железнодорожный мост через Большой Кинель на 148 версте остался цел, было разрушено и сброшено в Кинель только верхнее строение пути.
"Первый боевой поезда Ревякина", с которым в районе ст. Смышляевка утром 9 июня 1918 года состоялась артиллерийская дуэль "Орлика" №1.
Фотография из книги Павла Ермолаева "Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки"
Неприятель отступил от Кинеля в сторону Уфы, причем меньшая его часть шла по однопутной линии до Бузулука.
Его арьергардом из примерно 250 человек командовал бывший немецкий офицер [фамилия явно не немецкая ;))] Блохин.
Блохин избегал прямого боя и замедлил продвижение пензенской группы на восток, разрушив путь.
По этой причине все препятствия устранялись тех. ротой, от которой зависела скорость продвижения.
Препятствия на трассе создавались красными с огоньком и выдумкой - при этом они избегали взрыва крупных мостов (по крайней мере, моста через Большой Кинель на 148 версте у ст. Кинель, который они имели время взорвать).
Причины этого могут быть различными - от отсутствия взрывчатки и лпытных подрывников до элементарного стремления по возможности сохранить инфраструктуру - ведь красные были уверены, что вернутся.
Подпись под фото переводится как Устранение препятствий:
Характер разрушений пути, в принципе, похож на то, что описано в книге про препятствия на 148 версте - и только тот факт, что на фотографии - мост однопролётный, а мост через Большой Кинель имел два пролёта, позволяет предположить, что это мост не через Кинель, а один из мостов перед Самарой.
Получается, красные, отступая, придерживались тактики в первую очередь задержать продвижение чезословаков на Восток, при этом ведя действия партизанского характера - мелкие стыски, диверсии, разрушение инфраструктуры...
Но обо всём этом позже.
Источник:
Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920/ Author Památník odboje (instituce). Terezín: Ženijní pluk 1 v Terezíně, 1927
Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки Автор: Павел Ермолаев