Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Су-9

Этот достаточно широко распространённый в своё время советский сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик установлен на пьедестале в п. Октябрьский, возникшем в начале 1950-х вокруг аэродрома Бобровка.
Самолёты этого типа долгое время состояли на вооружении базировавшегося тут с 1952 по 1998 год 683-го истребительного авиаполка ПВО.



Посёлок Октябрьский, долгое время бывший домом для солдат и офицеров Кинель-Бобровского гарнизона, сейчас значительно опустел, и жизнь в нём теплится, пожалуй, только за счет аэроклуба, расположившегося на бывшем военном аэродроме.

Су-9 же напоминает всем о далёких временах "холодной войны" и о тех людях, которые стояли на страже куйбышевского неба.
Добрался до Октябрьского я на своём алюминиевом коне, и не смог отказать себе в удовольствии со всех сторон осмотреть первый советский истребитель-перехватчик, который был создан не для работы в одиночку, а в составе целого комплекса перехвата, включавшего в себя как наземные, так и воздушные компоненты.



О самолёте пишут довольно скупо:
Су-9 – это советский сверхзвуковой самолет-перехватчик, разработанный в ОКБ Сухого в середине 50-х годов. Самолет находился на вооружении советских военно-воздушных сил около двадцати лет: первый его полет состоялся в 1957 году, а с эксплуатации машина была снята только в 1981 году. Он был заменен на более современные машины МиГ-23 и Су-15. Су-9 – это один из первых отечественных истребителей с треугольным крылом. Су-9 стал первым в мире истребителем, который был составной частью комплекса перехвата.

Истребитель-перехватчик Су-9 принимал активное участие в противостоянии между двумя супердержавами в период Холодной войны: эти машины защищали советское небо в состав противовоздушных сил страны.

С начала 60-х годов Су-9 использовался для борьбы с американскими высотными самолетами-разведчиками Lockheed U-2, которые регулярно совершали полеты над территорией СССР. Истребитель Су-9 принимал участие в знаменитой истории с американским U-2, пилотируемым Генри Пауэрсом, однако не смог уничтожить нарушителя.

Выпуск Су-9 был налажен на двух заводах: № 153 в Новосибирске и № 30 в Москве. Серийное производство продолжалось до 1962 года, всего было выпущено около 1150 самолетов.
На счету истребителя несколько мировых рекордов скорости и высоты.


И пусть Су-9 не везло с перехватом и уничтожением американских U-2 - зато с "посланцами АДА"  - автономными дрейфующими аэростатами, один из которых мне довелось увидеть в детстве собственными глазами, он боролся довольно успешно:

...по автоматическим дрейфующим аэростатам (АДА) сухим, как и другим перехватчикам, приходилось работать частенько.

Полковник запаса Е.Н.Кравец вспоминает:
В 1969 г., во время службы в 179-м Гв.ИАП, мой Су-9 был поднят на перехват разведывательного АДА, следовавшего на высоте 26 км.
Набрав почти 22000 м, я произвел пуск РС-2УС, при этом ракета отбила лишь нижнюю половину очень длинной подвески шара. Добивать его пришлось летчику из другого полка.
В 1976 г., когда я служил в Астрахани на Су-11, произошла похожая история. АДА двигался со стороны Махачкалы. Для его поражения командование решило применить специальную ракету К-8ТШ, которых тогда было всего несколько штук.
Но даже эта ракета не смогла уничтожить аэростат полностью, отбив снова нижнюю часть подвески.


Несмотря на огромные размеры дрейфующих в стратосфере автономных разведывательных аэростатов, поразить неподвижный относительно воздуха пузырь из металлизированной пластиковой плёнки ракетой с летящего почти со скоростью звука перехватчика за пределами его практического потолка было всё же не просто...



Так или иначе - но
... за 20 лет было зафиксировано 4112 шаров, из которых было сбито 793.
Значительное количество из этих почти восьми сотен - на счету Су-9.



Фюзеляж самолёта представлял собой практически летающую трубу:



Особенно это заметно при взгляде на памятник со снятым двигателем - завихрения в верхней части самолётного сопла - это голубь, внезапно вылетевший из недр самолёта в момент съёмки.
От неожиданности я даже убрал руку, игравшую роль бленды, и солнце таки попало в объектив вместе с голубем ;))



Труба с маленькими треугольными крылышками - да и только (труба небольшого диаметра под фюзеляжем - элемент конструкции постамента, а не самолёта).



Самолёт, словно космический корабль из фантастического фильма, весь усеян шипами - это приёмник воздушного давления и другие конструктивные элементы, призванные "посадить" скачок уплотнения, буквально протыкая своим остриём сжатый и нагретый ударной волной воздух.



Обратите внимание на специфической формы цельноповоротные рули высоты с выступающими вперёл "шипами" - эта довольно заметная деталь выдаёт принадлежность этого конструктивного элемента именно к данному типу самолётов - но об этом мы поговорим отдельно в следующий раз...

Tags: Бобровка, Куйбышев, СССР, история, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Американские спутники-шпионы Key Hole проекта CORONA

    В этом блоге я неоднократно приводил фрагменты спутниковых фотографий, сделанных в 1960-х - начале 1970-х американскими спутниками-шпионами серии Key…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Автосалон "Кинель-69"

    Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику. Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните, ваши мысли и знания, профессиональное…

  • Скачок в авиации?

    Комментарий френда very_old_life к моему посту: Как быстро произошёл скачок в авиации... Заставил задуматься. Вспоминая известную…

  • Паровоз-памятник Л-1521 в депо станции Кинель

    Паровоз-памятник Л-1521, установленный на территории депо станции Кинель, я хотел посмотреть поближе давно, но по причине того, что памятник стоит на…

  • 155-мм гаубица M114

    Сегодня в разделе "Техника" - рассказ об американской 155-мм гаубице M114, которую я сфотографировал зимой 2018 года в южновьетнамском…

  • 122--мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

    Продолжу рассказ об образцах советской военной техники, выставленных в кинельском Парке Победы, начатый рассказом о ЗСУ "Шилка". Сегодня в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments