Тема эта в позднем СССР никогда особенно не афишировалась, хотя и не сильно скрывалась.
Давайте же вместе разберемся, чем же именно занимались члены "Союза воинствующих безбожников".
Как пишет исследователь Покровская С. В. (Союз воинствующих безбожников СССР… С. 27–28.):
Согласно уставу, общество являлось добровольным союзом противников религии и каждый член общества был обязан вести активную борьбу за полное раскрепощение трудящихся от духовного рабства под знаменем воинствующего безбожия.
Оговаривалось, что члены общества не должны применять в своей работе те формы агитации и пропаганды, которые бы оскорбляли чувства верующих.
Формы активной борьбы за полное раскрепощение трудящихся от духовного рабства использовались различные - выступления, лекции, диспуты, как очно перед населением, так и при помощи периодической печати.
Собственно, сам "Союз ..." вырос из общества читателей газеты "Безбожник":
В 1922 г. по инициативе известного большевика П.Красикова было образовано общество «Атеист».
В январе 1923 г. начал выходить журнал «Безбожник», вокруг которого сложилось Московское общество безбожников.
В 1924 г. актив газеты «Безбожник» организовал Общество друзей газеты «Безбожник», председателем которого был избран известный партийный и государственный деятель Е.Ярославский.
В 1925 г. был оформлен Союз безбожников, работавший под руководством ЦК Коммунистической партии.
В 1929 г. он был переименован в Союз воинствующих безбожников, к 1930 г. насчитывал в своих рядах более 2 млн. чел., действовал до 1947 г.
Газета "Безбожник" затем стала по мере развития Союза... его центральным печатным органом.
Помимо центрального печатного органа, создавались и региональные - было такое периодическое издание и у нас в Самаре (Газеты СССР ч.2, стр. 130)
В качестве одной из пропагандистских мер создавались специальные музеи:
В 1923 г. в Ленинграде был создан первый антирелигиозный музей, в 1925 г. музеи появились в Самаре и Брянске, в 1926 г. – в Москве.
Архивные материалы АНТИРЕЛИГИОЗНОГО МУЗЕЯ КУЙБЫШЕВСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1925 – 1936, 1938 – 1944) хранятся в самарском архиве ( ЦГАСО, Ф. Р-4375, 22 ед. хр., 1938-1944 гг., 2 оп.), на сайте которого можно ознакомиться с краткой историей музея:
Создан в 1925 г. Самарским отделением Союза воинствующих безбожников, в ведении которого музей находился до 1927 г.
В 1927 г. музей был передан в ведение отдела народного образования исполкома Самарского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (с 1928 г. – Средневолжского областного, с 1930 г. – Средневолжского краевого, с 1935 г. – Куйбышевского краевого Совета депутатов трудящихся).
В 1936 г. антирелигиозный музей был объединен с областным музеем краеведения.
В соответствии с распоряжением Наркомпроса РСФСР от 13 февраля 1938 г. и постановления Куйбышевского обкома ВКП(б) областной антирелигиозный музей образован вновь. Входил в подчинение краевого отдела народного образования.
Закрыт в конце 1944 г.
Это объявление в газете "Волжская коммуна" за 1936 год проливает свет на адрес помещения, в котором заседало самарское отделение "Союза воинствующих безбожников" и находился Антирелигиозный музей:
По этому адресу находится лютеранская кирха:
Газета "Волжская коммуна" за 23 февраля 1930 года сообщала:
Перепрофилирование церквей под клубы было в те времена широко распространено:
Известна и причина закрытия кирхи:
ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА СВЯТОГО ГЕОРГА — САМАРА, УЛИЦА КУЙБЫШЕВА, 115/117
18 января 1930г. президиум Средне-Волжского крайисполкома вынес постановление о закрытии кирхи в связи с малочисленностью посещавшей его религиозной общины. Здание было передано в ведение ГорОНО. В храме разместили «Союз воинствующих безбожников», Антирелигиозный музей и филиал заочного антирелигиозного института.
Украшавший шпиль крест, разумеется, был демонтирован, хотя окна в виде крестов остались:
Что интересно - "Союз..." временно закрывался, о чем пишет "Волжская коммуна":
[13 декабря] 1930 г.
В связи с переоборудованием союз воинствующих безбожников временно закрыт.
В борьбу с религией включались и работники искусства - в помещениях Союза проводились художественные выставки ("Волжская коммуна" за 28.11.1937г.):
Меня заинтересовало, какие именно экспонаты были представлены в Антирелигиозном музее, и я начал собственное расследование.
Сайт "Другой город", рассказывая об истории кирхи, пишет:
Антирелигиозный музей состоял из трех отделов: исторического, естественно-научного и, собственно, антирелигиозного.
На сайте самарского краеведческого музея им. Алабина есть несколько упоминаний антирелигиозного музея:
5 сентября 1936 г.
В Постановлении Куйбышевского Краевого Комитета ВКП(б) «О состоянии и перспективах развития музеев края» (секретно) определялось:
...
3. Присоединить Антирелигиозный музей к краеведческому музею.
Март 1937 г.
По распоряжению директора Т.Ф. Кузнецовой сделаны крупные передачи экспонатов школьному музею (Музей наглядных пособий, директор Полбицына) из экспозиции отделов природы и Антирелигиозного музея в количестве 301 единицы.
Поскольку материалы, которые экспонировались в Антирелигиозном музее, были впоследствии переданы в Краеведческий музей, там и надлежало искать их следы, и таковые следы некоторых экспонатов Антирелигиозного музея действительно обнаружились в экспозиции музея им. Алабина:
Икона «Шестоднев»
Россия, г.Самара (?)
Датируется концом XIX - началом XX вв. Написана палехскими мастерами, возможно, в известной самарской иконописной мастерской палешан братьев Белоусовых.
Поступила в СОИКМ в 1945 г. из фондов Антирелигиозного музея
Размер: 36х30 см
КП-15363
Первая икона представляет собой сложную многофигурную композицию и относится к виду богословско-дидактических икон. Это направление в русской иконописи развивается со второй половины XVI в. и характеризуется стремлением к сложным темам, символизации изображений, к своеобразному богословскому раздумью. Например, "Символ веры", "Почи Господь в день седьмый", "Премудрость София созда себе дом", "Всякое дыхание да хвалит Бога" и другие (1).
В книге поступлений № 2 Куйбышевского музея краеведения под № 14564 (15363) (проставлен на обороте иконы), согласно акту № 19 от 22 октября 1945 г., значится запись: "Название иконы "Лик всех святых", фон желтый, размер 36x30 см, источник поступления - из фондов антирелигиозного музея". Размер иконы совпадает, под желтым фоном, видимо, имелась в виду позолота, а вот название было поставлено под сомнение, поскольку не вполне соответствует изображению.
В результате поисков и консультаций с искусствоведами представляется возможным сделать следующий вывод. Данная икона называется "Шестоднев". Датируется концом XIX - началом XX вв. Написана палехскими мастерами. Возможно, в известной самарской иконописной мастерской палешан братьев Белоусовых.
...
Обратимся к иконографии иконы "Шестоднев" из собрания СОИКМ им. П.В. Алабина. Центром композиции средника иконы являются шесть клейм с изображением шести дней сотворения мира. И что интересно, изображение пятого дня не соответствует тексту Библии. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее..." - сказано в книге Бытия. И только на шестой день - животных и человека. В данном случае на пятый день наряду с птицами представлены и звери, известные в христианской символике: лев - символ царской власти, белый осел - священное животное судей, царей и пророков, заяц - символ скоротечности земного бытия, пантера - олицетворение голоса Иисуса, слон - как образ Христа, воздвигающего хоботом падшего Адама.
Судя по книгам поступлений Куйбышевского областного музея краеведения за 1930-1950-е годы большая часть культовых предметов поступила в музей из фондов Антирелигиозного музея. Самарский антирелигиозный музей был образован в 1925 году отделением Союза воинствующих безбожников. В 1927 году его передали в ведение отдела народного образования исполкома Самарского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1936 году он вошел в состав областного музея краеведения, а 13 февраля 1938 года был вновь образован как самостоятельный музей и размещен в бывшем костеле (ул. Фрунзе, 157). В это же здание в 1941 году был переведен и музей краеведения. Таким образом, Антирелигиозный музей снова слился с краеведческим.
К сожалению, в архиве СОИКМ им. П.В. Алабина и в ГАСО сохранилось очень мало документов по Антирелигиозному музею. Среди них большой интерес представляет "Книга поступлений экспонатов Куйбышевского областного антирелигиозного музея 1940-1941 годов". Согласно этому документу, основными источниками поступлений в музей (кроме местных) являлись Центральный антирелигиозный музей Москвы и Ленинградский музей истории религии. В списке предметов музея, например, числился набедренник со штампом Александро-Невской лавры. Следовательно, можно предположить, что после закрытия Волковской общины в 1934 году, иконы были переданы в Ленинградский музей истории религии, а оттуда - в Самарский антирелигиозный музей.
Кроме классических икон, написанных темперой по покрытым левкасом доскам, в антирелигиозном музее были представлены и металлические литые иконы и кресты, характерные для старообрядческих общин:
В данный момент музейная коллекция меднолитой пластики содержит 88 предметов. Из них 18 предметов (4 створки складня, кресты, 3 иконки) поступили от частных лиц по закупке или в дар в 1978 г., 1979 г., 1982-1984 гг., 1988 г., 1991 г.
25 икон и крестов поступили из фондов Антирелигиозного музея (на предметах имеются номера, прослеженные по книге поступлений этого музея).[19]
Святитель Николай:
Иисус Христос:
Собственно, из всего обнаруженного в ходе подготовки этого небольшого материала никак не следует, что "Союз воинствующих безбожников" или его члены сыграли какую-либо существенную роль в закрытии и разрушении соборов, церквей и монастырей - этим занимались совсем другие органы, другие организации и зачастую другие люди, хотя и они чисто теоретически могли состоять членами этого "Союза...".
Подтверждением тому может служить история разрушения Самарского Кафедрального Собора, довольно подробно изложенная Г.В. Бичуровым.
Как известно из истории, во время войны иерархам РПЦ удалось договориться с коммунистами, и потому после войны деятельность "Союза..." довольно быстро сошла на нет, а затем он и сам был закрыт.