Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

На велосипеде по следам бронепоезда штабс-капитана Василенко

Я неоднократно обращался к теме оставления Кинеля войсками Народной Армии КОМУЧ в октябре 1918 года.
Совсем недавно я писал об обнаружении следов возможных позиций одного из подразделений арьергарда Народной Армии - казаков-уральцев и бойцов 19 Оренбургского казачьего полка, прикрывавшего отход частей Народной Армии Комитета Членов Учредительного собрания в начале октября 1918 года.

Ранее меня интересовали следы возможных земляных укреплений, несмотря на то, что в наиболее часто цитируемой мной части исследования А. А. Петрова "ИСТОРИЯ ВОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ" содержатся явные указания на то, что сам штабс-капитан Василенко, командовавший арьергардом, следовал на бронепоезде.

Это вытекает из содержания приказа полковника Махина капитану Василенко, отданного утром 9 октября 1918 года, где среди прочих оставленных под начало Василенко подразделений указаны:

...
4) Эскадрон корнета Фортунатова,
5) Бронированный поезд,
...


В 10 часов 10 октября Василенко направил Махину со станции Кинель следующее донесение:

«Я занимаю позицию на горе (вернее маленькой возвышенности) восточнее Кинеля. Люди совершенно спокойны. Признаков паники нет, хотя нервное настроение - результат последних событий - чувствуется.

Со мной отряд Фортунатова и броневик. Больше нет никого. Артиллерия в поддержку мне оставила связь, а сама предпочла выбрать место стоянки более спокойное. Большие неудобства позиции - отсутствие воды.

Послал для связи разъезды в д. Бобровку и Тургеневку. Какой-то дурак всю связь попортил, провода попорчены, аппараты сняты.

Есть ли надежда на содействие других частей, если я ввяжусь в бой. Я думаю, что не ошибусь, если буду рассчитывать только на себя?

У меня нет ни крошки хлеба. Если можно, прикажите прислать, так как в деревнях все съели проходящие части.


Штабс-капитан Василенко»


В данном контексте упоминающийся Василенко "броневик" можно понимать и как бронеавтомобиль, и как бронированный поезд, упоминавшийся выше.

Во втором случае совершенно очевидно, что бронированный поезд мог передвигаться только по рельсам и только по ветке в направлении Бузулука, по которой отходили эшелоны Народной Армии, да и штаб Махина тогда находился на станции Тростянка этой же ветки:



Соответственно, и возвышенность, о которой писал в телеграмме штабс-капитан Василенко, должна была находиться на железнодорожной ветке.

Восточнее Кинеля железная дорога на Бузулук на протяжении нескольких километров идёт по заболоченной пойме речки Язевка, и только примерно в 7 километрах от станции Кинель поднимается на небольшую возвышенность первой надпойменной террасы.

Это я выяснил давно, еще несколько лет назад, как и то, что именно в этом месте железную дорогу пересекает несколько газопроводов, строительство которых наверняка стёрло все следы - а потому посещение этого места всё время откладывалось.

Однако 12 июня звезды сошлись как надо, и мой велосипедный вояж по кинельским окрестностям занес меня и на эту возвышенность тоже.

карта ГШ

В том, что в этом месте железная дорога действительно поднимается на небольшую возвышенность, возвышающуюся над окружающей местностью примерно метров на 20, я выяснил еще долгими зимними вечерами, когда, планируя будущие летние велопокатушки, я строил в Google Earth вертикальный профиль железнодорожного пути:

Профиль рельефа ж/д

Место было определено, пара маршрутов, ведущих к нему, намечена - дело оставалось за малым - дождаться лета, сесть на велосипед и доехать таки до этой "горы, вернее, небольшой возвышенности восточнее Кинеля".

Скажу сразу, что иллюзий относительно возможных остатков каких-либо следов пребывания там бронепоезда штабс-капитана Василенко и эскадрона корнета Фортунатова, я не питал - целью поездки было просто посмотреть на это место "живьём" и увидеть то, что мог видеть штабс-капитан Василенко в далёком 1918-м.

До железной дороги я добрался через посёлок Октябрьский по старой советской дороге, по которой во времена "холодной войны" от железной дороги к аэродрому истребительного полка ПВО подвозили авиатопливо.
Дорога эта вывела меня к железнодорожному переезду немного восточнее станции Спиридоновка.

2020

Особенностью местности здесь является то, что напрямую из Кинеля сюда можно попасть только по железной дороге или далеко в объезд - вокруг железнодорожной ветки с обеих сторон насыпи расстилаются заболоченные низины, где когда-то текла река Язёвка.



В этом плане выбор позиции именно на этой высотке весьма оправдан - в лоб, не попав под огонь бронепоезда, ее не взять.

Где-то на этом участке дороги и мог стоять бронепоезд - с высотки открывается вид до самого Кинеля.

2015



При этом сам железнодорожный путь, спускающийся в сторону станции Кинель, отсюда как на ладони.

Разумеется, в 1918-м никаких деревьев тут и в помине не было - сплошная степь:



Вид в сторону вершины возвышенности - бронепоезд мог стоять как перед перегибом профиля дороги, так и после него:



Лесопосадка по сторонам дороги тогда не существовала - посадили ее, вероятнее всего, после войны.

Вид на перегиб профиля дороги с другой стороны, от железнодорожного переезда:



Видно, что в паре сотен метров от переезда дорога спускается с возвышенности вниз, к пойме реки Язёвки и станции Кинель.
Как вы понимаете, никаких артефактов 1918 года искать здесь не имеет никакого смысла - если какие следы укреплений когда-то и существовали, то они были давным-давно уничтожены в процессе посадки лесополос и строительства газопроводов.

Но само место, на котором бронепоезд штабс-капитана Василенко ждал появления красных утром 10 октября 1918 года, и которое описал в своём телеграфном донесении полковнику Махину штабс-капитан - то самое, в этом я практически уверен.

Tags: 1918, Кинель, гипотезы, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования
Subscribe

Posts from This Journal “1918” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments