Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Самарское Общество Велосипедистов Любителей

Самарское Общество Велосипедистов Любителей было создано в 1895 году

Очень популярные в Самарской области сообщества любителей езды на велосипеде имеют давние исторические корни и любопытную историю: 9 ноября 1902 года прекратило свою деятельность Самарское общество велосипедистов-любителей. Оно было создано по инициативе группы горожан, среди которых были такие известные в городе люди как купец К.П.Головкин, член губернской земской управы Н.К.Реутовский, инженеры Жигулевского пивоваренного завода М.Вольф, К.Пинка.



В городе давно шла торговля велосипедами. Их продавали купец во временном праве В.П.Гольдебаев и владелец магазина на Дворянской улице Ф.А.Нейман. Но самарские улицы мало подходили для езды на велосипедах, попытки освоить самостоятельно двухколесное средство передвижения часто приводили к падениям, ушибам. И вот молодые люди решили объединить любителей езды на велосипедах, помочь новичкам освоить их.

В декабре 1894 года они представили на рассмотрение губернатора устав Самарского общества велосипедистов-любителей. С некоторыми изменениями и дополнениями он был утвержден 16 марта 1895 года в Министерстве Внутренних Дел.

Члены общества арендовали у купца П.М.Журавлева участок земли на четной стороне Дворянской улицы рядом со Струковским садом под велодром, построили летнее помещение для ремонта велосипедов, наняли инструкторов, которые вели практические занятия с новичками. Для опытных велосипедистов устраивали соревнования.


Интересен "Устав общества...", исключающий, к примеру, возможность членства в Обществе для "лиц женскаго пола", но зато предусматривающий должность Командора:

11

12-1

12-2

13-1

13-2

14-1 (1)


14-2

15-1

15-2

16-1

16-2

17-1

17-2

Разумеется, общество с такими установками на половую сегрегацию просуществовать долго не могло, ибо даже отказ в приёме в общество не мог помешать самарским дамам активно осваивать употребление велосипеда как приятного и полезного средства передвижения ;):



Велодром, по некоторым данным, находился на месте нынешнего Дома Промышленности - купец Франц Нейман арендовал этот участок и открыл на нем велодром.


На первых порах общество пользовалось большой популярностью среди самарской молодежи. Но с годами велосипед становился все более доступным для горожан, центральные улицы города одевались в асфальт, бывалые велосипедисты сами обучали новичков, и потребность в обществе отпала. На общем собрании было принято решение о самороспуске, о чем председатель общества дворянин Николай Дмитриевич Батюшков известил Самарского губернатора А.С.Брянчанинова.



Он также сообщил Александру Семеновичу, что при ликвидации общества остался один дамский велосипед и 197 рублей членских взносов. Губернатор порекомендовал передать велосипед и деньги семейно-педагогическому кружку с тем, чтобы средства эти были израсходованы на помощь детям из бедных семей, что и было сделано. А богатая самарская молодежь обратилась к новым увлечениям – парусному спорту, конным бегам.

Исследователи самарских архивов утверждают:
Чаще всего велосипедисты соревновались на ипподроме, на велодроме на Дворянской и на площадке яхт-клуба.



Как правило, соревнования собирали большинство спортсменов Самары. Тогда же начали устанавливаться и первые рекорды. Так, например, 5 мая 1913 г. рекорд скорости на 500 м на велодроме установил гонщик Ябин (55 сек.).

Устраивались и многокилометровые велопробеги между городами губернии.


Самара. Участники велопробега Самара-Сергиевск. 21 июля 1913 года


Разумеется, власти не могли пустить велодвижение на самотёк, и Самарской Городской Думой был выпущен специальный циркуляр, регламентирующий порядок движения на механических транспортных средствах и велосипедах.

Скан "Обязательного постановления о порядке езды по городу Самаре..." из блога urator:


Источники:
Форум Велосамары
Архивные документы из фонда Канцелярии Самарского гражданского губернатора (Центральный государственный архив Самарской области, Фонд 1. Опись 110. Дело 6.)
МАЛИНКИН Е.М. «ВСЕ НА ВЕЛОСИПЕД!»
Велосипедная Самара сто лет назад.
Дорога без конца - Историческая Самара
Tags: Самара, велосипед, забытая история, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “как это было” Tag