Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Именьковская культура и её забавные амулеты

Эти забавные небольшие бронзовые фигурки с гипертрофированно выделенными половыми признаками, которые мой брат в шутку прозвал "писюлявыми человечками",  я впервые увидел в музее лет двадцать назад.




Металлические антропоморфные амулеты подобного вида, часть из которых была обнаружена на территории Самарской Луки, историческая наука относит к сармато-аланскому типу, хотя и не отрицает возможности того, что амулет этот - местного производства и связан с сармато-аланскими группами, входившими в состав полиэтничного населения Среднего Поволжья IV-VII в.в. н.э., являвшегося носителем так называемой именьковской культуры.

Современная историческая наука так определяет именьковскую культуру:

Именьковская культура- самое крупное этнокультурное образование середины I тысячелетия на Средней Волге.

В настоящее время учтено свыше 600 памятников (городища, селища, могильники) этой культуры. Они занимают территорию от низовьев р.Камы (на севере)- до устья р. Самары (на юге); от среднего течения р. Суры (на западе) - до среднего течения р. Белой (на востоке). Заметим, что регион, который заселили впоследствии болгары, практически совпадает с территорией расселения именьковских племен.



Первые обследования памятников этой группы были произведены в 1930-х годах казанским археологом Н.Ф. Калининым, который выделил их в особую восточно-буртасскую культуру [Калинин Н.Ф., ХаликовА.Х., 1954]. В 1959 году В.Ф. Генинг, согласившись с выделением культуры, предложил назвать ее «именьковской», по названию одного из наиболее исследованных городищ [Генинг В.Ф., 1959]. В 1967 году вышла сводная работа П.Н. Старостина, в которой был обобщен весь материал многолетних раскопок памятников именьковской культуры [Старостин П.Н., 1967].

Именьковская культура представлена тремя типами памятников:
1) городища (поселения или убежища, укрепленные системой оборонительных валов и рвов);
2) селища (неукрепленные поселения, расположенные, как правило, по несколько вокруг городища);
3) могильники (грунтовые безурновые трупосожжения - «поля погребений»).


Одним из самых известных городищ этой культуры, расположенных на Самарской Луке, является городище Ош-Пандо-Нерь в окрестностях села Шелехметь - о сохранившихся до наших дней валах и рвах этого городища я уже писал:



Рядом с городищем находятся два селища, носящих то же название - Ош-Пандо-Нерь.

Исследования методом радиоуглеродного анализа дают следующие временные рамки распространения именьковской культуры на Самарской Луке:

Хронологические рамки именьковской культуры в Самарском Поволжье устанавливаются в пределах IV – середины VII вв.

Данные по возрасту исследованных образцов из памятников именьковской культуры, приведенные в статье Д.И.Сташенкова:


Следовательно, антропоморфные амулеты из того же культурного слоя имеют приблизительно ту же датировку. что и исследованные органические материалы.



Таким образом, образцы костей животных с селища Ош-Пандо-Нерь II, про крепость возле которого я уже писал ранее,  датируются началом V века н.э. , точнее - 399 - 539 годами, что не противоречит датировкам, сделанным более ранним исследователями:

В конце 19 в. городище описано К. И. Невоструевым и В. Н. Поливановым, в 1923 обследовано В. В. Гольмстен.
На селище II в 1970, 1980–81, 1993–96 Г. И. Матвеевой, Р. М. Ключниковой, Р. С. Багаутдиновым, М. С. Седовой, В. А. Скарбовенко раскопано 1594 м2
.
Имеются материалы волосовской культуры, срубной культуры, Булгарии Волжско-Камской.
Основной слой относится к именьковской культуре.


Металлическая антропоморфная фигурка (рис.), височная подвеска с многогранником, пряжки, бусы и др. позволяют отнести памятник к позднему этапу именьковской культуры (6–7 вв.):


Антропоморфный амулет с Ош-Пандо-Нери. Источник фото



Селища располагались на дне вот этого оврага, защищенного крепостью на горном мысе на вершине этой горы, ограничивающей вход в устье оврага:




Проведенные радиоуглеродные исследования в целом подтвеждают ранее принятые датировки - к такому выводу приходит Д.А.Сташенков:

Г.И. Матвеева датировала памятник VI–VII вв., допуская, что поселение возникло в V веке.
<--->
Памятники именьковской культуры на Самарской Луке появляются не позднее IV в.
Результаты радиоуглеродного датирования в целом подтверждают эту датировку, причем, судя по радиоуглеродным датировкам, не исключено существование именьковских памятников и в III веке.
Следовательно, в IV – начале V в. памятники именьковской культуры и памятники типа городища Лбище на Самарской Луке сосуществовали.

<--->
На рубеже VII–VIII вв. на Самарской Луке появляются памятники хазарского времени – курганно-грунтовые могильники новинковского типа, а также Жигулевское селище и кремационный могильник, которые относятся к особой культурно-хронологической группе, не связанной с предшествующим именьковским населением.
Доказательства продолжения существования именьковских памятников после середины VII в. в настоящее время отсутствуют.


Напрашивается вывод о том, что с конца III века н.э. и до середины VII в. на Самарской Луке и части территорий современной Самары проживали неизвестные племена (или полиэтническая смесь племён с общей культурой), исповедывавшие язычество и поклонявшиеся языческим божествам плодородия (а как еще иначе трактовать амулеты с гипертрофированно увеличенными первичными половыми признаками?) и солярным символам (достаточно часто встречающиеся кольцевые амулеты с утолщениями).
Об этом же говорят и погребения именьковской культуры - грунтовые безурновые трупосожжения.

Интересен вопрос о происхождении племен именьковской культуры - современные научные воззрения на данный вопрос сводятся к следующему:

Изучение всего комплекса материальной культуры именьковских племен позволило исследователям сделать ряд интересных выводов.

Главный из них сводился к тому, что уровень хозяйственно-экономической жизни (наличие высокоразвитой черной и цветной металлургии, знание пашенного земледелия), специфика материальной культуры (особая керамика и украшения, традиции домостроительства) и погребальная обрядность (безурновые трупосожжения) именьковской культуры таковы, что ее носители не имеют местных корней, что это население в районах Волго-Камья является пришлым.


Ряд исследователей пришли к выводу, что именьковские племена появились в результате миграции с Днепра и Поднепровья на Волгу...

...в рамках уже закрепившейся в науке концепции Г.И. Матвеевой о западных корнях именьковской культуры.

Однако вопрос об этносе носителей этой культуры еще остается открытым.

Г.И. Матвеева [Матвеева Г.И., 2000, с. 123] и В.В. Седов [Седов В.В., 1996, с. 315] считают ее славянской, А.Х. Халиков - балтской [Халиков А.Х., 1988, с. 119-126].
М.Б. Щукин категорически против отождествления именьковской культуры со славянами, поскольку, как он предполагает, их предки - племена зарубинецкой культуры - были этническими бастарнами...

<...>

Не менее спорной является проблема дальнейших судеб племен именьковской культуры.

В.В. Седов полагает, что славяне-именьковцы покинули Волго-Камье и переселились в левобережные районы Поднеп-ровья, где оставили памятники волынцевской культуры [Седов В.В., 1996, с. 315].

Г.И. Матвеева соглашается с В.В. Седовым лишь частично. По ее мнению, лишь часть именьковцев ушла на запад, а другая - осталась в Поволжье и смешалась с пришельцами-болгарами [Матвеева Г.И., 2000, с. 124], приняв участие в этногенезе волжских болгар [Матвеева Г.И., 2003,с. 78].



Источники:

"Памятники именьковской культуры на Самарской Луке." Г.И. Матвеева
ОБ АБСОЛЮТНОЙ ДАТЕ ПАМЯТНИКОВ ИМЕНЬКОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ, Сташенков Дмитрий Алексеевич, 2016

Сташенков Д. А. "НАСЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ЛЕСОСТЕПНОГО ПОВОЛЖЬЯ I­V вв. н.э."

"Металлические антропоморфные амулеты раннесредневекового времени в Среднем Поволжье" Сташенков Д. А. 2004, Вопросы археологии Урала и Поволжья. Выпуск 2. Самара

О магических и культовых предметах именьковской культуры: к вопросу о мировоззрении населения Казанского Поволжья в эпоху великого переселения народов
Tags: Самарская Лука, бронзовый век, железный век, забытая история, загадки истории, история, металлургия
Subscribe

  • ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

    Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных…

  • Lockheed U-2 и НЛО

    Рассекреченная книга американских авторов Грегори В. Педлоу и Дональда Э. Велценбаха "Центральное разведывательное управление и воздушная…

  • Лунный ровер LRV и его следы

    Сторонники теории "лунного заговора" любят демонстрировать фото лунного ровера (Lunar Roving Vehicle, LRV), вокруг которого не видно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments