Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Иргизские монастыри

Об иргизских монастырях я впервые прочел во втором выпуске сборника "Классика самарского краеведения" (Самара, 2006), выпускаемого стараниями самарских историков П.С. Кабытова и Э.Л. Дубмана - в нём описывалась деятельность академика М.Н. Тихомирова по спасению рукописей из библиотек Иргизских монастырей в 1919-23 г.г.

Большая Российская Энциклопедия описывает эти монастыри следующим образом:
ИРГИ́ЗСКИЕ МОНАСТЫРИ́, ста­ро­об­ряд­че­ские мо­на­сты­ри (2-я пол. 18 – 1-я пол. 19 вв.), рас­по­ла­гав­шие­ся на зем­лях Са­ра­тов­ско­го За­вол­жья, по р. Боль­шой Ир­гиз (ны­не Са­ра­тов­ская обл.); в юри­дич. от­но­ше­нии яв­ля­лись об­ще­ст­ва­ми «по­се­лян» двор­цо­во­го, за­тем удель­но­го ве­дом­ст­ва.



Проф. П.А. Преображенский в 1919 году в книге "ОЧЕРК ИСТОРИИ САМАРСКОГО КРАЯ" писал о старообрядческих монастырях Николаевского уезда Самарской губернии:

Старообрядческие поселения, явившиеся здесь в силу указа 1762 г., стали группироваться около основанных по Б. Иргизу мужских и женских монастырей или скитов.

В 70-х годах XVIII в. организатором этих скитов явился даровитый монах Сергий, справедливо называвший себя «строителем иргизским». Мало-помалу Сергий стал одним из вождей беглопоповцев— «перемазанцев», а Иргиз — центром, снабжавшим всех беглопоповцев иереями, которые переходили из православной церкви и на Иргизе получали новое помазание миром («иргизскую исправу»).

К началу XIX века иргизские монастыри достигли значительного благосостояния: имели 12 1/2 тысяч десятин земли, несколько церквей с богатыми вкладами, по 100—200 келей и много построек для ризницы, библиотеки, трапезной и т. д.

Число монашествующих к 1828 г. доходило до 3000 человек. С этого года началось гонение на иргизские монастыри: Саратовский губернатор взял с монахов подписку в том, что они принимают единоверие, и к 1841 г., частию при помощи военной силы, монастыри, сохранившиеся в числе двух мужских и одного женского, обращены были в единоверческие (в 60,8 и 5 верст, от г. Николаевска).

60 человек «упорствовавших» или сданы были в солдаты или сосланы в Сибирь; крестьянам старообрядцам пришлось рассеяться частию по Николаевскому, частию по Самарскому (в южной его части) уездам.

В старообрядческой литературе сохранилось сказание об этих событиях, выдержанное в тоне древних благочестивых повествований. Верующие стали на колени в несколько колец кругом своего храма, сцепились руками и ногами. Пришло никонианское воинство, началась стрельба холостыми зарядами и в то же время из труб начали качать воду на народ, казаки ударили в нагайки, пехота начала действовать прикладами. Гул выстрелов, вопли и стоны избиваемых смешались в одном хаосе...



БРЭ о судьбе монастырей в Гражданскую говорит скупо:
Ниж­не-Вос­кре­сен­ский мон. был за­крыт в 1918, вско­ре древ­няя Вос­кре­сен­ская ц. сго­ре­ла, впо­след­ст­вии ра­зо­бран ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы. Не­мно­го­числ. бра­тия пы­та­лась со­хра­нить оби­тель под ви­дом тру­до­вой ар­те­ли, од­на­ко не­дол­го. В 1918 Ни­коль­ский мон. за­кры­ли, но мо­на­ше­ская жизнь про­дол­жа­лась в нём ещё неск. лет.
Ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во цен­ных ру­ко­пис­ных книг, об­ла­че­ний, пред­ме­тов цер­ков­ной ут­ва­ри бы­ло унич­то­же­но.


Тем не менее, стараниями уже упоминавшегося академика М.Н. Тихомирова часть рукописей была вывезена и сохранена в архивах.
Вот как описывал эти поездки сам академик в своих воспоминаниях:

После отхода войск Колчака весной 1919 года монастыри были закрыты, и возник вопрос. что делать с теми богатствами, которые были накоплены старообрядцами. В Самару приехал член Пугачевского уездного исполкома Сухоносенко и обратился с просьбой прислать знающих дело людей для того, чтобы принять старопечатные книги и рукописи, хранившиеся в монастырях. Губернский отдел народного образования обратился в уездный, где тотчас же назвали меня. В это время я только что вернулся из Красной армии и, конечно, охотно согласился поехать на Иргиз.


Кроме



...В третий раз я был в Иргизских монастырях в последний год моего пребывания в Самаре в 1923 году...





Вот так стараниями академика Тихомирова удалось сохранить часть наследия старообрядческих Иргизских монастырей.


В Пугачеве (бывш. Николаевск) сохранились архивы трех монастырей:

В филиале Государственного архива Саратовской области в г. Пугачеве хранятся уникальные документы трех иргизских единоверческих монастырей: Нижне-Воскресенского (Ф. 20), Спасо-Преображенского (Ф. 21) и Средне-Никольского (Ф. 22). В период с 1829 по 1841 г. они были насильно преобразованы из монастырей старообрядческих, которые в течение почти семидесяти лет, с 1760-х гг., являлись центром российского раскола. Их даже называли «русским Афоном»: настолько огромно было количество паломников, стекавшихся ежегодно «на Иргизы». В 1829 г. здесь существовало пять старообрядческих монастырей: три мужских (выше названные) и два женских (Успенский и Покровский). В эпоху активной борьбы с расколом два последних были ликвидированы, а из трех первых один сделали женским (Средне-Никольский).
<...>
Если по статистической описи раскольничьих монастырей, произведенной в 1827 г. по поручению саратовского губернатора Голицына, монахов и послушников в Нижне-Воскресенском монастыре было более 300, в Средне-Никольском – до 700, в Верхне-Спасо-Преображенском – до 400, монахинь и послушниц в Средне-Успенском – до 600, в Верхне-Покровском – до 700, то единоверческие монастыри стояли почти пустыми.

К концу XIX в. в Нижне-Воскресенском проживало чуть более 20 монахов и послушников, в Верхне-Спасо-Преображенском – до 35, в Средне-Никольском монахинь и послушниц – 30 с небольшим.

И все же свою важную, церковно-государственную, задачу преобразованные обители выполняли. Их настоятели боролись со старообрядчеством и обращали раскольников в единоверие. Единоверие, по словарю Брокгауза и Эфрона, - «вид воссоединения русских раскольников с православной церковью, по которому за старообрядцами сохраняется право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским, книгам и по своим обрядам, под условием подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев».

Другими словами, единоверцы – это те же старообрядцы, только подчинившиеся власти официальной церкви. Тем интереснее монастырские архивы, сохранившиеся в Пугачеве. Среди документов - информация о жизни не только монастырей, но и окружающих их старообрядческих сел.

Каким образом были сформированы эти фонды, до сих пор неясно.
Tags: Российская Империя, забытая история, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments