О том, что люди с глубокой древности не только путешествовали, но и торговали на расстояниях в тысячи и тысячи километров, задумываешься всякий раз, когда при посещении древних памятников, в музее или научной статье натыкаешься на изделия или материалы явно привозного характера.
Еще при чтении описания сокровищ гробницы Тутанхамона, сделанного Говардом Картером, я обратил внимание на вещицы, которые были привезены в Фивы издалека, в том числе из-за пределов Египта.
Не раз попадались мне в описаниях археологических находок Именьковской культуры, часть памятников которой находится в наших краях, упоминания о раковинах каури, никогда не водившихся ни в Волге, ни в её ближайших окрестностях - эти морские ракушки, несмотря на своё широкое распространение, водятся только в тропических водах бассейнов Индийского и Тихого океанов, ближайший к нам ареал распространения каури находится в бассейне Средиземного моря.
Частенько попадаются у нас и Золотоордынские дирхемы.
Всё это однозначно свидетельствует о широком распространении торговли и, стало быть, торговых путей, в древности, и первыми, что приходит на ум при упоминании древних торговых путей - это, конечно же, путь "из варяг в греки" и, разумеется, еще более древний Великий Шелковый Путь.
Северный маршрут караванных троп Великого Шелкового пути проходил по территории бывших южных республик СССР. Например, на территории Семиречья в Казахстане до сих пор об этом помнят, о чём свидетельствует вот это панно станции алматинского метро «Жибек жолы», что в переводе с казахского, к слову, и означает Великий шёлковый путь (каз. Жібек Жолы):
Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.
Оставим мексиканскую пирамиду на совести авторов панно, и поговорим о других объектах, которые соединял Великий Шелковый Путь, возникший в конце II века до н. э. как торговый караванный маршрут из Китая в Европу.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, находящийся в Казахстане, разумеется, не настолько широко известен, как прочие объекты пути - но тут его появление оправдано тем, что этот объект находится на казахской земле, и тем самым символизирует принадлежность Казахстана к Шелковому пути.
О маршрутах Шелкового пути достаточно подробно написано на портале "Великий шелковый путь":
Многочисленные сети дорог служили не только для перемещения товаров и предметов роскоши, но также передаче знаний, идей, культур и верований, которые значительно повлияли на историю и развитие цивилизаций евразийских народов.
Путешественники рисковали, привлеченные не только торговой деятельностью, но и участием в интеллектуальном и культурном обменах в городах, на территории которых проходил Шелковый путь.
Взаимно обогащались культуры народов в области искусства, литературы и науки, а также происходил обмен знаниями о ремеслах и технологиях - все это повлияло на формирование языков и религий.
Эти маршруты существуют с древних времен, но, несмотря на это, название "Шелковый путь" относительно недавнее понятие. Оно было предложено геологом Бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в середине XIX века, который назвал систему связей и торговли Die Seidenstrasse, что означает с немецкого Шелковый путь.
Этот термин употребляется также во множественном числе, что добавляет ему еще большей загадочности.
Перед вами карта одной из современных реконструкций маршрутов Великого Шелкового Пути - как видим, его различные варианты действительно позволяют связать между собой Египет и Рим, Индию и Китай, казахстанское Семиречье и междуречье Волги и Дона:
Более крупно - интересующий нас участок, включающий Волгодонскую переволоку:
И тут как раз, видя, как сухопутный караванный путь пересекает Волгу, или, по старинному - Итиль, невозможно не предположить, что и по этой великой реке должны были существовать водные торговые пути, использующие для перемещения товаров столь замечательный перекресток путей.
И действительно - как тут не вспомнить про путь "из варяг в греки", иначе еще именующийся Волжским торговым путём.
Волга и города, расположенные на ней, стали одним из его «побочных маршрутов» в VIII–X веках, когда для торговли стали использовать не только караванные дороги, но и реки.
Волжский торговый путь соединял Багдад и регионы Северного и Балтийского морей.
Вот одно из старинных изображений Волжского торгового пути на карте Фра Мауро 1459 года - явно видно, что путь от городов Волжской Булгарии до Каспия по Итилю (Edil) был знаком древним картографам, хотя бы даже только понаслышке:
На основе археологических находок дирхемов была составлена вот эта карта древних торговых путей, включающая и Волжский торговый путь (красным):
Как видим - имеется как минимум несколько точек пересечения Волжского торгового пути с Великим Шелковым путём.
На Волге стоял крупнейший город государства [Хазарский каганат] — Итиль [Атиль].
Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел.
О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.
<...>
Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
<...>
Общепринято археологически Итиль пока не идентифицирован. Предполагается, что он оказался смыт из-за повышения уровня Каспийского моря. Возможным кандидатом на его роль выступает Самосдельское городище у села Самосделка 46°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990). Здесь обнаружены слои IX—X веков, юртообразные жилища, огузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели.
Это единственное городище такого рода в регионе.
Таким образом, по крайней мере в определенный исторический период одновременно существовали и караванные пути Великого Шелкового Пути, и водные - Волжского Торгового пути, что не исключает возможности как путешествий из варяг в Китай через Самарскую Луку, так и движения этим же маршрутом товаров из Китая (превед, aliexpress древности! ;))), и обнаружение на Луке и её окрестностях древних артефактов из Китая, возможно, всего лишь вопрос времени ;)
Впрочем, данные о случайных находках китайского происхождения в Николаевском уезде Самарской губернии уже имеются:
За 1899 г. в ИАК отосланы: медный клин, найденный на берегу полувысохшего озера (на глубине 8,5 м) близ с. Сорочинского Бузулукского уезда, 8 медных наконечников стрел, круглое медное зеркало с не поддающейся чтению китайской надписью и обломок другого медного зеркала, украшенный полукругом, найденные в горе «Шишка» около д. Орловки Николаевского уезда [32, с. 55: 33, с. 119-120, 162].
Отдельный интерес представляет не только движение готовых товаров, но и заимствование технологий - например, делаются предположения о заимствование булгарами из городища Болгар китайской технологии изготовления бронзовых зеркал через Среднюю Азию из Китая.