Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Эра воздушных гигантов - дирижабли

Многие слышали об эре воздухоплавания, когда небо бороздили гигантские даже по современным меркам воздушные суда легче воздуха.
Воздухоплавание развивалось во всех крупных промышленных державах - США, Англии, Германии и СССР.

Сегодняшний фоторассказ - о том, как и для чего строились и летали гигантские аппараты легче воздуха, и какие опасности предопределили закат эпохи этих воздушных монстров.

[Эра гигантов]
Эра гигантов
Задумывались ли вы, как огромный (245 метров в длину, с максимальным диаметром 41,2 метра) цеппелин "Гинденбург" был построен в 1930-х годах?

Например, при строительстве американского дирижабля Акрон (USS Akron (ZRS-4)) не обошлось без нескольких действительно высоких лестниц:

Изображение

Изображение

Изображение

На четырех фотографиях - инцидент, в котором три члена наземной команды причаливания были подняты в воздух, когда Акрон случайно поднялся при попытке приземлиться в Kearney, недалеко от Сан-Диего, Калифорния, 11 мая 1932 года.
Эти две фотграфии слева показывают, как матрос Чарльз М. Коварт (Cowart) держится за причальный конец во время того, как экипаж дирижабля медленно поднимает его на борт. Фото справа показывает Коварта на борту "Акрон" после его спасения.
Вторая справа фотография показывает, как матросы Найджел Мертон Henton и Гарольд Edsal пытаются удержаться на причальном конце сразу после подъема Акрона. Оба сорвались и разбились насмерть сразу после момента. когда был сделан снимок.

Изображение

К сожалению, судьба USS Акрон была короткой и трагичной - он потерпел аварию из-за погодных условий у побережья Нью-Джерси ранним утром 4-го апреля 1933 года, 73 из 76 членов экипажа и пассажиров погибли.

Строительство британского R 101 на верфях Royal Airship Works, Cardington (фото - The National Archives, UK):

Изображение

Американские дирижаблестроители использовали более безопасный гелий вместо взрывоопасного водорода - строительство дирижабля "Шенандоа" ("Shenandoah") для ВМС США:

Изображение

www.history.navy.mil писал(а):
USS "Шенандоа", дирижабль объемом 2 115 000 кубических футов, был изготовлен на Военно-морском авиационном заводе в Филадельфии, штат Пенсильвания, и собран в Naval Air Station Lakehurst, Нью-Джерси. Он совершил первый полет в начале сентября 1923 года и сдан в эксплуатацию чуть более месяца спустя.
В последние четыре месяца 1923 года и первые недели 1924 "Шенандоа" сделал несколько рейсов вокруг восточной части Соединенных Штатов. После урагана в середине января 1924 года, он была капитально отремонтирована и повторно сдан в эксплуатацию в мае.
В августе 1924 года дирижабль провел первое из многих причаливаний нк специально переоборудованному судну "Патока".

В октябре 1924 года "Шенандоа" сделал несколько рейсов на Западное побережье США и обратно, слетал в Техас, и короткое время базировался в Сан-Диего, штат Калифорния.
Его вернули в Lakehurst в конце октября, тем самым освобождая дефицитный и дорогой гелий для использования в новом дирижабле "Лос-Анджелес", и не возвращался в строй до июня 1925 года.
В то лето он проводил тактические учения с флотом.


"Shenandoah" во время постройки на авиабазе Lakehurst в 1921 году:

Read more at http://www.darkroastedblend.com/2013/07 ... 6lt31QG.99
Изображение

Изображение

"Шенандоа" в полете над USS Patoka:

Изображение

и у причальной мачты:

Изображение

Что, впрочем, не спасло от катастрофы и этот гигант, потерпевший крушение из-за погодных условий 3 сентября 1925 года на юго-востоке штата Огайо:

Изображение

3 сентября 1925 из-за неблагоприятных погодных условий USS "Шенандоа" распался в полете и был полностью разрушен. Четырнадцать членов экипажа погибли.


У ВМС США было несколько гигантских дирижаблей (помимо небольших) - размеры вы можете сравнить сами на примере USS "Los-Angeles" на фоне своих более мелких собратьев:

Изображение

Эти исполины были настолько крупными, что могли применяться и как носители самолетов.
Крепление самолета наблюдения Vought UO-1 к трапеции дирижабля USS "Лос-Анджелес" (ZR-3) во время экспериментов в ангаре на авиабазы Lakehurst, Нью-Джерси, 15 декабря 1928 года:

Изображение

Однако гигантизм вызывал и довольно неожиданные побочные эффекты. Этот инцидент произошел на авиабазе ВМС США Lakehurst вскоре после 13:30 25 августа 1927 года. В результате внезапного прихода холодного фронта хвост дирижабля резко задрался вверх почти до вертикального положения, прежде чем дирижабль смог повернуться вокруг причальной мачты по ветру.
"Лос-Анджелес" получил лишь незначительные повреждения, но инцидент ясно продемонстрировал риски, связанные с высокими причальными мачтами.

Изображение

Изображение


Не уступал по размерам "Лос-Анджелесу" и немецкий "Граф Цеппелин" - вот парочка этих гигантов в ангаре авиабазы (Naval Air Station) Lakehurst, New Jersey.
Фото датировано 7 августа 1929 - в этот день в ангаре помещались USS "Los Angeles" (ZR-3), который был также построен в Германии на верфях Цеппелина, и ранее носил название Zeppelin LZ-126 (слева), и построенный позже немецкий Graf Zeppelin (LZ-127, справа).

Изображение

Американцы строили и эксплуатировали сразу несколько различных типов аппаратов легче воздуха, что явно видно на фотографии демонстрационных полетов (1930-1931 гг.)
Н а фото - привязной аэростат (верхний аппарат слева), пять свободных шаровидных аэростатов, дирижабль USS "Лос-Анджелес" (ZR-3) на заднем плане, два дирижабля J-класса (среди них J-4) по центру, и дирижабль ZMC-2 справа:

Изображение


Выше уже рассказывалось о попытках прицепить к дирижаблю самолёты - впрочем, более масштабные эксперименты с "приземлением" на дирижабли производились позднее уже во время полета на "Акроне":

Истребитель Curtiss XF9C-1 "Sparrowhawk" подходит к причальной трапеции USS "Akron" при заходе на посадку на дирижабль 3 мая 1932 года. Снято изнутри ангара дирижабля "Акрон". Пилот - лейтенант Говард Л. Янг:

Изображение

Самолет поднимается в ангар USS "Акрон" (ZRS-4), после закрепления на причальной трапеции дирижабля, май 1932 года:

Изображение

Самолет успешно поднят в ангар "Акрона":

Изображение


На следующей фотографии хорошо видна конструкция причальной трапеции дирижабля и крюка захвата на самолёте Curtiss XF9C-1 "Sparrowhawk":
Изображение

Причальная трапеция была модифицирована в середине 1932 года, и отличается от более ранних версий.


Запуск учебно-тренировочного самолета Consolidated N2Y-1 из дирижабля USS "Акрон" в полете:

Изображение

У USS "Akron" имелся и родной брат - дирижабль USS "Macon", на который цеплялись аж по два истребителя:

Изображение

Изображение

Кабина USS "Macon":

Изображение

Изображение

Изображение

www.history.navy.mil писал(а):
USS "Macon", брат объемом 6 500 000 куб. фут дирижабля "Акрон" (ZRS-4) , был построен в Акроне, штат Огайо.
Он совершил первый полет в апреле 1933 года, всего через несколько недель после того, как "Акрон" трагически погиб.

В течение 1933 года "Macon" и его самолеты приступили к обширной программе участия в учениях у берегов Тихого океана, испытывая свои способности для разведки флота и выполнения других миссий.
В апреле 1934 года он вылетела на восток, через Техас, чтобы достигнуть Опа-Лока, штат Флорида. В этом полете из-за плохой погоды дирижабль получил повреждения, и был отремонтирован как раз к началу маневров флота в мае по отработке защиты панамского канала, после чего вернулся в Моффетт.
Macon совершил дальний перелет через Тихий океан в середине июля, чтобы перехватить Крейсер Хьюстон (CA-30), на борту которого находился президент Франклин Д. Рузвельт по пути из Панамы на Гавайи. В ходе этой операции ее самолеты F9C "Sparrowhawk" были модифицированы - удалены их колесных шасси, тем самым окончательно "прописав" эти маленькие боевые самолеты на дирижабле.

Дальнейшие учения проходили в течение оставшихся месяцев 1934 года и первой части 1935 года. Они показали возможности "Macon" и его самолетов вести стратегическую разведку на больших дистанциях, необходимость которой ожидалась в будущей войне на Тихом океане.
Тем не менее, они также показали свою уязвимость, особенно в случае нападения самолетов противника, при использовании для тактической разведки близко к флоту.
Вечером 12 февраля 1935 года при возвращении на Моффетт после операции над океаном, USS "Macon" попал в бурю недалеко от мыса Сур, штат Калифорния.
Сильный порыв ветра сорвал с него верхний стабилизатор, причинив такой ущерб, что скоро дирижабль был вынужден опуститься на море.
Хотя все, кроме двух членов экипажа, были спасены, дирижабль затонул на глубине, тем самым свернув программу базирования авиации на дирижаблях.


USS "MACON" внутри ангара номер 1, Sunnyvale/Mountainview, California, 1933 - The Moffett Field Historical Society,
Read more at http://www.darkroastedblend.com/2013/07/airship-dreams-part-2-even-bigger.html#lHrMLJi5a6lt31QG.99

Изображение


Еще более масштабным было и строительство LZ 129 «Гинденбург», которое было начато в 1931 году и заняло около 5 лет.

Изображение

wiki писал(а):
На момент постройки это было самое большое воздушное судно — 245 метров в длину с максимальным диаметром 41,2 метра; 200 000 кубометров газа в баллонах (объём выполненного; номинальный объём — 190 000 м³. Цеппелин был оснащён четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» LOF-6 эксплуатационной мощностью 800—900 л. с. и максимальной мощностью 1200 л. с. каждый. Для хранения 60 тонн топлива, необходимого для работы двигателей, использовались баки ёмкостью до 2 500 литров (в предыдущих моделях использовались лишь баки ёмкостью около 400 литров). «Гинденбург» был способен поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, 50 пассажиров и развивал скорость до 135 километров в час.


Цветное фото (Фото - Deutsches Bundesarchiv) обеденного зала на борту LZ 129 "Hindenburg":

Изображение

Камбуз для экипажа и пассажиров "Гинденбурга" был электрифицирован и оборудован по последнему слову тогдашней технической мысли:

Изображение

Интерьер гостиной на борту - окна могли открываться в полете:

Изображение

Однако немцы, в отличие от американцев, пошли по другому пути, и отказались от лестниц в пользу лесов и люлек (ряд фото ниже - Deutsches Bundesarchiv):

Изображение

Пропитка оболочки в огромном ангаре в Фридрихсхафен.

Сборка ферменной конструкции будущего "Гинденбурга":
Изображение

Изображение

Изображение

Гондола "Гинденбурга":
Изображение

Первый полёт дирижабля "Гинденбург" состоялся 4 марта 1936 года.

Для таких огромных воздушных судов строились и соответствующие ангары - причем во многих странах.
На фото - "Гинденбург" в ангаре ВМС США в Lakehurst, Нью-Джерси, 9 мая 1936 года:

Изображение

Тот же ангар и тот же "Гинденбург", уже пришвартованный к причальной мачте возле ангара - снимок с самолета береговой охраны США:

Изображение

Наземная команда авиабазы ВВС США Lakehurst, Нью-Джерси - без такого количества наземного персонала "припарковать" дирижабль невозможно (фото - Бостонская публичная библиотека, Лесли Джонс Collection):

Изображение

[Начало конца - катастрофа дирижабля "Гинденбург"]

Начало конца - катастрофа дирижабля "Гинденбург"
Цитата:
В свой последний полёт «Гинденбург» отправился вечером 3 мая 1937 года. На борту было 36 пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась приблизительно четырёмстам долларам. В багажных отделениях было около 900 кг чемоданов, саквояжей и прочей ручной клади. В гондоле управления занимал свое место капитан корабля — Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.

Гинденбург плывет над острове Манхэттен в Нью-Йорке 6 мая 1937 года, всего за несколько часов до катастрофы в соседнем Нью-Джерси

Изображение

Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов, 6 мая 1937 года «Гинденбург» показался над Манхэттеном. Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, где воздушное судно уже поджидали репортеры и зеваки.


Изображение

Изображение

Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку. Однако над полем была сильная гроза, и начальник базы, известный дирижаблист Чарльз Розендаль, не рекомендовал капитану Пруссу выполнять посадку. Цеппелин некоторое время кружил, ожидая разрешения на посадку. Наконец «Гинденбургу» было дано разрешение на посадку.

В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров. С земли репортаж о прибытии дирижабля вёл американский журналист Герберт Моррисон.

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты. В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка. Спустя миг в небо взметнулся ослепительный столб огня. От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью. Огонь быстро распространялся по направлению к носовой части, уничтожая самое красивое воздушное судно в мире и грозя убить команду и пассажиров. Большинство пассажиров сумело спрыгнуть на землю.


Примерно в 7:25 вечера по местному времени "Гинденбург" загорелся:
Изображение

Капитан Прусс в сложившейся обстановке не растерялся и делал всё, чтобы увеличить шансы людей на спасение. «Гинденбург» упал на землю рядом со швартовочной мачтой.

Изображение

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось почти две трети — 62 человека. Через мгновения часть команды во главе с капитаном воздушного судна Максом Пруссом были прижаты к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожженным, им все же удалось выбраться из-под обломков. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании «Цеппелин», выпустившей дирижабль «Гинденбург». Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости.


Как только водород в задней части "Гинденбурга" выгорел, хвост опустился, и пламя стало пробиваться через нос дирижабля:

Изображение

Стартовая команда бросилась бежать.

Изображение

Изображение

Обломки "Гинденбурга", авиабаза Lakehurst, Нью-Джерси, 7 мая 1937 года:

Изображение
[Дирижабли в СССР]

Дирижабли в СССР
В принципе, дирижаблестроение в СССР прошло те же стадии - от восторгов и головокружения от успехов до череды катастроф и закрытии проекта дирижаблестроения.

В 1932 году в СССР был приглашен известный воздухоплаватель и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле. Напомним, что в 1928 году Нобиле постигла крупная неудача, его аппарат "Italy" потерпел крушение.

Для итальянца наступили нелегкие времена. В 1932 году Нобиле принял приглашение большевистского правительства приехать в СССР.

Изображение

Знаменитый итальянец проработал в Советском Союзе четыре года и, благодаря его усилиям, отечественное дирижаблестроение вышло на качественно новый уровень. В апреле 1933 года поднялся в небо первый советский полужесткий дирижабль "СССР-В5", построенный по проекту и под руководством Нобиле.

Изображение

Первый "блин" оказался "комом". Обнаружился серьезный изъян: оболочка была плохого качества, и при полете терялось много водорода.
Было решено сделать новую оболочку. А пока, аппарат разобрали и положили на хранение в эллинг. "В-5" больше не суждено было увидеть свет. Деревянный эллинг сгорел со всем содержимым. По одной версии, пожар случился из-за нарушения техники безопасности, по другой, из-за удара молнии.

Через год был построен полужесткий "СССР-В6. Осоавиахим" - совместное детище Нобиле и советских дирижаблестроителей.

Изображение

Аппарат получил свое название в честь всесоюзной организации "Общество Содействия Авиационной и Химической промышленности", в числе задач которой была популяризация воздухоплавания. Это был большой настоящий успех. По многим показателям "В-6" был сравним с аналогичными летательными аппаратами западного производства: объем 18500 куб. м, длина 105 м, грузоподъемность 8500 кг, скорость до 115 км/ч.

Достижения советского воздухоплавания "В-6" продемонстрировал всему миру, установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелета по замкнутому кругу. Дирижабль стартовал 29 сентября 1937 года из Долгопрудного и приземлился там же через 130 час.27 мин.

"В-6" много и разнообразно использовался в хозяйственных, учебных и агитационных целях. У правительства в отношении его имелись большие планы: аэростат должен был обслуживать первую советскую дирижабельную линию Москва - Свердловск, его предполагалось направить в Гренландское море для снятия со льдины экспедиции И.Папанина.

После успеха "В-6" отечественное воздухоплавание было на подъеме. Появились "В-7" (1934г.),

Изображение

"В-7бис. Челюскинец" (1935г.), "В-8" (1936г.), "В-10" (1937г.).


И вдруг, руководство страны приняло решение о консервации дирижаблестроения и ликвидации сформированной из дирижаблей эскадры. Развитие советского дирижаблестроения прекратилось. На это кардинальное решение власти подтолкнул целый ряд обстоятельств, в том числе, большая аварийность этого вида летательных аппаратов.


5 февраля 1938 года дирижабль «СССР В-6» врезался в гору недалеко от города Кандалакша. Погибли 13 человек.
...
Как отмечали позже эксперты, в течение всего полета материальная часть дирижабля работала безотказно. Причины катастрофы заключались в отсутствии на борту надежных средств навигации и несовершенстве системы управления. На карте, которой пользовались аэронавты, вместо злополучной горы было обозначено болото.
[Потомки, пережившие гигантов]

Потомки, пережившие гигантов
Практически все государства, так рьяно взявшиеся за развитие воздухоплавания, также быстро к нему и охладели после череды катастроф этих воздушных левиафанов.
Особенно способствовала такому ходу событий катастрофа "Гинденбурга", по стечению обстоятельств тщательно задокументированная случившимися там фото- и кинооператорами.

Однако привязные аэростаты воздушного заграждения с успехом использовались в Великой войне:

В России:

Изображение

Изображение

В Великобритании:

Изображение

... и у её союзников - Нормандия, день "Д" (6 июня 1944 года):

Изображение
Tags: воздухоплавание, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments