Тогда предлагалось соединить канатной дорогой Самару с Самарской Лукой - по этому проекту канатная дорога должна была протянуться над волжскими водами и соединить областной центр с селом Рождествено.
С тех пор этот полуфантастический проект то пропадал в пыли архивов, то вновь всплывал на поверхность, за 25 лет было предложено несколько различных вариантов трассы канатки.
Источник фото - сайт газеты "Комсомольская правда":
Интересующихся историей этого проекта и различными потугами в его продвижении отсылаю к статье в КП, в которой расписаны детали этой захватывающей истории, я же просто процитирую причины, по которым эта канатка так и не была построена до сих пор:
Генеральный директор ЗАО "Самарские канатные дороги" (СКАДО) Александр Козловский:
- Этот проект совершенно реальный. Идея не новая, подобные дороги давно уже строят во всем мире.
Этот проект не реализован, во-первых, потому что нет бюджетных денег, а во-вторых, нет конкретики по земле.
В том, что сам по себе проект строительства подобной дороги реален, у меня сомнений нет - и свидетельством тому заглавная фотография поста, на которой вы можете видеть канатную дорогу через Южно-Китайское море, соединяющую Нячанг с островом Винпёрл.
Канатная дорога Vinpearl - это гондольный подъемник длиной 3320 метров, который связывает остров Хон Тре с Нячангом.
Он был построен фирмой POMA и использует семь морских опор эйфелевского типа, которые стоят в море.
Самая высокая опора высотой 115 метров, на 40 метров уходящая ниже уровня воды.
Каждая опора опирается на 4 стальные трубы диаметром 2500 мм, заполненные железобетоном.
Длина свай от 74 м до 94 м, пробуренных до коренного пласта.
Глубина моря составляет в среднем 25 м.
Основной кабель из нержавеющей стали диаметром 52 мм.
Структура спроектирована сейсмостойкой и рассчитана на землетрясения с магнитудой до 7 баллов по шкале Рихтера.
...
Весь проект был реализован за 12 месяцев, стоимость - 240 миллиардов донгов.
240 миллиардов донгов, для справки - это около 680 миллионов российских рублей.
Кроме того, канатная дорога по похожему с самарским проекту была построена в Нижнем Новгороде в 2010-2012 годах (той же фирмой POMA, что строила канатку во Вьетнаме):
Пассажирская подвесная канатная дорога гондольного типа между городами Нижний Новгород и Бор через реку Волга была введена в эксплуатацию в феврале 2012 года. Нижегородская канатная дорога стала не только уникальным инженерным сооружением, но и первой в России транспортной канатной дорогой, которая соединила два города, проходя над судоходной рекой, и вошла в топ достопримечательностей Нижнего Новгорода.
Источник фото - сайт Нижегородские канатные дороги:
Технические характеристики нижегородской канатной дороги:
Время движения в одну сторону – 12,5 мин.
Пропускная способность – 500 чел/час.
Количество опор – 10
Длина дороги – 3661 м.
Тип КД – MULTIX Gd8, тип гондол – Diamond C8S190.
Количество кабинок - 28
Перепад высот - 62 м
Максимальная скорость - 5 м/с.
Насколько проект оказался экономически успешным, вы можете прочесть здесь, но среди туристов дорога пользуется популярностью благодаря видам, открывающимся из кабинок.
Перед Новым, 2020 годом, в очередной раз всплыла тема канатки в Самаре - на этот раз это проект, впервые представленный в 2015 году - протянуть канатку не над Волгой, а над Самаркой:
Канатная дорога протянется от железнодорожного вокзала в областной столице до Южного города (Лопатино), пересекая реки Самара и Подстепновка.
К посадочной платформе канатки на самарском вокзале построят открытый надземный переход. Платформа будет с помещением - залом ожидания. В Южном городе планируют оборудовать открытую зону ожидания с кассами для продажи билетов - от дождя и снега пассажиров защитят навесом из легких металлоконструкций.
Канатная дорога будет работать круглый год. Длина по горизонтали - 9,4 тыс. метров. Скорость движения каната - 6 метров в секунду.
Начальная производительность в одном направлении - 1000 человек в час, полная - 2000 человек в час.
Источник фото - сайт samru.ru:
К разработке проекта также привлекли французскую компанию POMA.
С информативной частью мы покончили - теперь попробуем порассуждать о перспективах данного проекта, основываясь на собственном опыте и представлениях об эффективности и необходимости канатных дорог.
Как и многие другие, долгое время я, слыша о канатной дороге, в первую очередь представлял себе горы.
Первый раз прокатиться на канатке мне довелось в 2002 году в Крыму - на ней мы поднялись на гору Ай Петри.
Несмотря на то, что на эту гору можно заехать на автомобиле - туда ведет автодорога - необходимость тут именно канатной дороги была достаточно очевидной - быстрый подъём и захватывающие дух виды привлекают на канатку миллионы туристов.
В 2016 году прокатился я и на нескольких линиях канатных дорог на популярном горнолыжном курорте Роза-Хутор:
Несмотря на то, что Роза Хутор - горнолыжный курорт, а лыжный сезон еще не начался, канатная дорога не простаивала - загрузку ей обеспечивает постоянный поток туристов, желающих насладиться великолепными видами как с окрестных вершин, до которых их доставляет канатка, так и видами из самих кабинок.
Приятной неожиданностью тогда стало и то, что на опорах канатки я увидел знакомые слова:
Самара в расшифровке, разумеется, не нуждается, а что касается аббревиатуры СКАДО, то, поскольку офис этой фирмы находится на одном из путей, которыми я частенько добираюсь на работу и с работы, то и её значение было мне уже давно известно:
Ворота на территорию СКАДО украшает стандартная опора канатной дороги и пара вагончиков - так что и вагончики Розы Хутор оказались мне уже визуально знакомы:
Глядя на окрестности Красной Поляны из вагончика канатной дороги, вопрос о её необходимости тут в принципе не возникает - иного пути быстро и с комфортом добраться на окрестные вершины лично я не представляю (разве что фуникулёром, о котором ниже).
Ну и виды стоят того, что б прокатиться:
Есть канатные дороги и в других городах - в основном, опять-таки так или иначе связанных с горами.
Канатная дорога в Алматы связывает центр города с парком на горе Кок-Тобе и была построена еще при советской власти:
Парк «Кок Тобе» — один из символов города Алматы и всего Казахстана, расположенный на пике горы Кок Тобе на высоте 1 100 метров над уровнем моря, в 5 минутах езды от центра города.
...
Раньше гора носила имя Веригина – богатого купца, жившего у ее подножия. В начале 60-х годов прошлого века удобное расположение и потрясающий вид с вершины на город и окрестности привлекли к горе «высокое» внимание. Говорят, идея строительства здесь парка принадлежит первому секретарю компартии Казахстана Д.А. Кунаеву.
На вершине планировалось построить несколько смотровых площадок и прогулочных аллей, скамейки для отдыха и филиал ресторана «Алма-Ата». Для удобства отдыхающих основным путем сообщения должна была стать первая в Среднеазиатском регионе канатная дорога. Ее сооружение началось в 1965 году с закладки нижней станции рядом с Дворцом Республики. Основные проектные и монтажные работы прошли при участии тбилисских инженеров.
Подняться на гору Кок Тобе самым волнующим и необычным способом — это стать пассажиром уникальной канатной дороги, соединяющий центр города Алматы и Кок Тобе. Отправной точкой служит станция, которая расположена по проспекту Достык.
Протяженность канатной дороги составляет 1 620 метров, время в пути — 6 минут...
Опять-таки - несмотря на то, что в этот парк на вершине горы можно запросто доехать на машине, красота видов из кабинок канатки так и тянет раскошелиться на поездку именно на канатке - к тому же это быстро и не дорого:
Безусловно, канатная дорога просто необходима и будет востребована и на горном курорте в окрестностях Алматы:
Канатная дорога Медео — Чимбулак является одной из наиболее современных канатных дорог в Казахстане, ее возведение было приурочено к Зимним Азиатским играм 2011 года. Местом расположения этой КД стал центр Иле-Алатауского национального парка, который находится рядом с городом Алматы, парк выступает в качестве важного структурного элемента и является частью системы горнолыжного курорта «Чимбулак». Данная канатная дорога, а также четыре другие способны доставить туристов туда, где находится наивысшая точка курорта — Талгарский перевал.
Возводить гондольную дорогу начали летом 2007 года в рамках подготовки к Азиатским играм 2011 года. В проекте КД, строительством которой занялась компания Doppelmayr из Австрии, значилась перехватывающая парковка до стадиона Медео.
По плану строительство должно было быть завершено зимой того же года, однако, еще в 2009 году канатная дорога оставалась недостроенной. На тот момент КД была отстроена чуть более чем наполовину, отсутствовала нижняя станция и опоры, при этом была почти завершена верхняя станция и приобретены снежные пушки. В качестве нового срока окончания работы теперь уже называли осень 2010 года.
В октябре 2010 года новая транспортная система была протестирована на работоспособность, а спустя семь лет, накануне Зимней универсиады 2017 года, гондольную дорогу реконструировали.
До начальной станции канатной дороги ходит городской автобус, полно тут и частников, желающих доставить туристов обратно в город - и опять-таки, канатка не простаивает, хотя день будний и горнолыжный сезон еще не начался:
Причина, по которой на канатку спешат и туристы, и местные пенсионеры - великолепные виды, чистый воздух и возможность насладиться природой в этот солнечный осенний день.
Канатку я видел и в Испании - на ней можно было подняться на гору Монсеррат к живописному одноименному монастырю, причем поток желающих туда попасть настолько велик, что одна канатная дорога бы не справилась - и параллельно ей в то же самое место можно добраться на фуникулёре.
В тот раз мы поехали на фуникулёре - зубчатой железной дороге, пожалуй, единственной реальной альтернативе быстрому и крутому подъёму в гору:
С горными курортами и востребованностью там канатных дорог мы разобрались - теперь перейдём к канатным дорогам равнинным, точнее - к канатным дорогам, перевозящим пассажиров через водные преграды.
Разобраться с востребованностью этого типа канатных дорог нам снова поможет канатная дорога Нячанг - остров Винпёрл, с которой мы начали наш сегодняшний пост.
Технические характеристики и стоимость строительства этого проекта мы уже обсудили выше - теперь пора поговорить о причинах, по которым эта дорога востребована и никогда не пустует.
А причина проста - Нячанг - крупный курорт, все небоскрёбы на горизонте - это отели:
Соответственно, у скучающего туриста всегда найдётся время и деньги, которые он потратит на то, что б прокатиться по канатке над морем:
Но даже и это - не единственная причина. по которой люди стремятся на эту канатную дорогу - на острове находится парк развлечений Винпёрл, который сам по себе способен обеспечить стабильный пассажиропоток, не говоря уже об экзотичности такого вида транспорта, как канатная дорога над морем:
Отличную рекламу канатной дороге делает подсветка парка развлечений - в отличие от казахского Кок-Тобе, тут подсвечивается не только сам парк и огромное колесо обозрения в нём, но и опоры канатной дороги:
Ну а теперь вернемся к нашим баранам Самаре - способен ли туристический поток в Самаре обеспечить постоянную загрузку самарскому проекту канатной дороги?
Если с проектом канатки в Рождествено (и, как следствие, в Самарскую Луку) я еще готов поверить, что практически все гости Самары в любой сезон найдут для себя интересным взглянуть на Волгу и Жигули на горизонте из кабинки канатной дороги - то вот с перспективами прокатиться в жопу мира Южный город для меня всё не так очевидно...
Нет, конечно же, и в видах на самарский вокзал и посёлок Запанской есть определенная прелесть (особенно если наблюдать за ними издалека ;))...
... но всё же туристическая привлекательность в направлении Заволги мне кажется более очевидной, способной обеспечить загрузку канатной дороги, особливо если туда будут пускать с лыжами и велосипедами...
А как вы думаете, окупится проект канатной дороги в Южный город, и способна ли канатка заменить часть общественного транспорта?