Этот аэродром отлично читается на американском снимке со спутника-шпиона KeyHole, сделанном в сентябре 1971 года - видны аэродромные постройки, площадки для размещения техники, грунтовые рулёжки и грунтовая же взлётно-посадочная полоса:
Первое упоминание об этом аэродроме встречается в связи с переносом аэродрома Самарского аэроклуба ОСОАВИАХИМ из города в 1957 г.:
Отправной точкой развития авиации в Самаре считается 1934 год, когда постановлением Правительства СССР был создан Самарский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Располагался он, кстати, в районе улицы Аэродромной, что проливает свет на происхождение ее названия. За семь довоенных лет здесь подготовили более двух тысяч летчиков, парашютистов, планеристов. Осоавиахимовцы принимали участие в создании первых советских вертолетов, дирижаблей, стратостатов.
В период Великой Отечественной войны девять пилотов аэроклуба стали героями Советского Союза. Одним из них был легендарный Вадим Фадеев.
В 1957 году базовый аэродром клуба был перенесен за черту города – в Рождествено.
Когда точно этот аэродром появился в Рождествено - данных мне найти не удалось, известно только, что с 1957 года по 1998 год на его базе располагался Куйбышевский учебный авиационный центр ДОСААФ СССР:
В 1957 году базовый аэродром клуба из городской черты (ныне ул. Аэродромная) был перенесен в с. Рождествено.
В 1964 году Постановлением Правительства СССР аэроклуб был переформирован в Куйбышевский учебный центр (УАЦ) ДОСААФ СССР и ему было присвоено имя бывшего воспитанника Героя Советского Союза В.И. Фадеева.
1964-1991 гг. Куйбышевский УАЦ ДОСААФ СССР готовил летчиков (офицеров запаса) для ВВС, парашютистов для службы в ВДВ, при УАЦ работала авиамодельная лаборатория.
В 1997 году Самарский аэроклуб становится штатным подразделением ЦСК ВВС. В этом же году аэроклуб был перебазирован на аэродром «Бобровка» на место расформированного истребительного авиационного полка.
В ходе проведенных в 1998 году организационно-штатных мероприятий аэроклуб ЦСК ВВС расформировывается и только 25 февраля 2000 года по ходатайству Губернатора Самарской области Постановлением ЦС РОСТО вновь формируется Самарский областной аэроклуб РОСТО, впитавший в себя лучшие традиции аэроклубов предшествующих поколений.
Другие источники приводят еще некоторые подробности:
В 1991 году Куйбышевский УАЦ ДОСААФ СССР преобразован в Самарский аэроклуб ДОСААФ.
В 1993 году приказом Командующего войсками Приволжского военного округа, аэродром «Рождествено», техника, учебно-материальная база были переданы в ЦСК ВВС, аэроклуб вошел в состав ЦСК ВВС.
На немецкой карте РСХА 1942 г. никакого аэродрома в окрестностях Рождествено нет, хотя на ней обозначены все четыре аэродрома, располагавшихся тогда в черте Куйбышева и за его ближайшими пределами:
На карте обозначены под номером 11 четыре аэродрома (Flugplatz)
- Аэродром Кряж (в нижней части карты)
- Аэродром ОСОАВИХИМа, о месторасположении которого я уже писал (Мяги-Аэродромная-Авроры-Мориса Тореза)
- Аэродром авиационных заводов № 1 и № 18
- Аэродром Смышляевка
Не попал Рождественский аэродром и на немецкую аэрофотосъёмку куйбышевских авиазаводов:
101223 – Flugplatz Kuibyschew II – аэродром Куйбышев-2
104438 – Flugplatz Kuibyschew - Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные (планерные) заводы №1 и №18
Проверка по местам дислокации авиационных полков в окрестностях Куйбышева ни одного упоминания аэродрома Рождествено не дала, хотя остальные аэродромы Куйбышева упоминались (Куйбышев, Кряж, Чапаевск, Бобровка, Кинель-Черкассы).
Таким образом, приходится признать, что достоверных свидетельств о существовании в Рождествено аэродрома до 1957 года найти не удалось - хотя несколько смущают воспоминания одного из ветеранов 851 учебного авиаполка о том, что в 1953 году он учился летать в Рождествено на Як-18:
24 июня 1952 года приказом министра обороны СССР в городе Сызрань нашей области формируется 851-й учебный авиаполк. 15 октября того же года он перебазируется в Безенчук. Ровно через месяц в полк поступают самолеты Як-18.
- В августе 1953-го, - рассказывает со сцены об истории полка Юрий Васильевич Фулей. А я, признаюсь, перенесся мысленно на недалекий аэродром под селом Рождествено за Волгой. Именно здесь в том же 1953-м я учился летать на таком же Як-18.
На космоснимке 1966 года взлётной полосы не видно - но все строения аэродрома видны четко:
Видно и множество припаркованных на краю лётного поля самолётов - судя по всему, Ан-2, Як-18 и даже парочка Л-29:
Как раз в 1966 году на смену Як-18 стали приходить реактивные Л-29 чехословацкого производства:
В 1966 году Л-29 начали заменять Як-18 в авиационных учебных центрах ДОСААФ.
Первым училищем, получившим Л-29, стало Волчанское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ.
В этом же году чехословацкие УТС начали поступать и в учебные центры ДОСААФ
В 1966 — 1992 годах первоначальное обучение на самолетах Л-29 проходили в 21 учебном авиационном центре ДОСААФ:
<...>
Куйбышевский (Самарский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Рождествено)
В 1980-х я еще застал времена, когда рев реактивных Л-29, нарезавших круги или выполнявших фигуры высшего пилотажа в районе Рождествено был обычным делом, никого тогда не удивляли и парашютисты. десантирующиеся с Ан-2 в районе аэродрома.
Аэродром Рождествено всё еще входит в БД российских аэродромов и имеет национальный индекс ЬВВД (по состоянию на 30.01.2020 года):
Хотя сам аэродром, судя по всему, постепенно приходит в упадок - особенно это заметно при сравнении спутниковых снимков, сделанных в 2018 и 2019 годах:
Здание ангара в верхней части снимка, еще целое в июле 2018 года, в июле 2019 года уже лишилось кровли:
В середине нижней части снимка хорошо заметен еще сохранившийся Л-29 - вот его фотография, сделанная френдом chanych_85 в 2016 году:
(с) Фото - chanych_85