Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Аэродром Рождествено

Тема нашего сегодняшнего исследования - грунтовый аэродром, долгое время существовавший возле села Рождествено на Самарской Луке.

Этот аэродром отлично читается на американском снимке со спутника-шпиона KeyHole, сделанном в сентябре 1971 года - видны аэродромные постройки, площадки для размещения техники, грунтовые рулёжки и грунтовая же взлётно-посадочная полоса:



Первое упоминание об этом аэродроме встречается в связи с переносом аэродрома Самарского аэроклуба ОСОАВИАХИМ из города в 1957 г.:

Отправной точкой развития авиации в Самаре считается 1934 год, когда постановлением Правительства СССР был создан Самарский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Располагался он, кстати, в районе улицы Аэродромной, что проливает свет на происхождение ее названия. За семь довоенных лет здесь подготовили более двух тысяч летчиков, парашютистов, планеристов. Осоавиахимовцы принимали участие в создании первых советских вертолетов, дирижаблей, стратостатов.
В период Великой Отечественной войны девять пилотов аэроклуба стали героями Советского Союза. Одним из них был легендарный Вадим Фадеев.
В 1957 году базовый аэродром клуба был перенесен за черту города – в Рождествено.


Когда точно этот аэродром появился в Рождествено - данных мне найти не удалось, известно только, что с 1957 года по 1998 год на его базе располагался Куйбышевский учебный авиационный центр ДОСААФ СССР:

В 1957 году базовый аэродром клуба из городской черты (ныне ул. Аэродромная) был перенесен в с. Рождествено.
В 1964 году Постановлением Правительства СССР аэроклуб был переформирован в Куйбышевский учебный центр (УАЦ) ДОСААФ СССР и ему было присвоено имя бывшего воспитанника Героя Советского Союза В.И. Фадеева.
1964-1991 гг. Куйбышевский УАЦ ДОСААФ СССР готовил летчиков (офицеров запаса) для ВВС, парашютистов для службы в ВДВ, при УАЦ работала авиамодельная лаборатория.
В 1997 году Самарский аэроклуб становится штатным подразделением ЦСК ВВС. В этом же году аэроклуб был перебазирован на аэродром «Бобровка» на место расформированного истребительного авиационного полка.
В ходе проведенных в 1998 году организационно-штатных мероприятий аэроклуб ЦСК ВВС расформировывается и только 25 февраля 2000 года по ходатайству Губернатора Самарской области Постановлением ЦС РОСТО вновь формируется Самарский областной аэроклуб РОСТО, впитавший в себя лучшие традиции аэроклубов предшествующих поколений.


Другие источники приводят еще некоторые подробности:
В 1991 году Куйбышевский УАЦ ДОСААФ СССР преобразован в Самарский аэроклуб ДОСААФ.
В 1993 году приказом Командующего войсками Приволжского военного округа, аэродром «Рождествено», техника, учебно-материальная база были переданы в ЦСК ВВС, аэроклуб вошел в состав ЦСК ВВС.


На немецкой карте РСХА 1942 г. никакого аэродрома в окрестностях Рождествено нет, хотя на ней обозначены все четыре аэродрома, располагавшихся тогда в черте Куйбышева и за его ближайшими пределами:



На карте обозначены под номером 11 четыре аэродрома (Flugplatz)

  1. Аэродром Кряж (в нижней части карты)

  2. Аэродром ОСОАВИХИМа, о месторасположении которого я уже писал (Мяги-Аэродромная-Авроры-Мориса Тореза)

  3. Аэродром авиационных заводов № 1 и № 18

  4. Аэродром Смышляевка

Не попал Рождественский аэродром и на немецкую аэрофотосъёмку куйбышевских авиазаводов:



101223 – Flugplatz Kuibyschew II – аэродром Куйбышев-2
104438 – Flugplatz Kuibyschew - Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные (планерные) заводы №1 и №18


Проверка по местам дислокации авиационных полков в окрестностях Куйбышева ни одного упоминания аэродрома Рождествено не дала, хотя остальные аэродромы Куйбышева упоминались (Куйбышев, Кряж, Чапаевск, Бобровка, Кинель-Черкассы).

Таким образом, приходится признать, что достоверных свидетельств о существовании в Рождествено аэродрома до 1957 года найти не удалось - хотя несколько смущают воспоминания одного из ветеранов 851 учебного авиаполка о том, что в 1953 году он учился летать в Рождествено на Як-18:

24 июня 1952 года приказом министра обороны СССР в городе Сызрань нашей области формируется 851-й учебный авиаполк. 15 октября того же года он перебазируется в Безенчук. Ровно через месяц в полк поступают самолеты Як-18.

- В августе 1953-го, - рассказывает со сцены об истории полка Юрий Васильевич Фулей. А я, признаюсь, перенесся мысленно на недалекий аэродром под селом Рождествено за Волгой. Именно здесь в том же 1953-м я учился летать на таком же Як-18.



На космоснимке 1966 года взлётной полосы не видно - но все строения аэродрома видны четко:



Видно и множество припаркованных на краю лётного поля самолётов - судя по всему, Ан-2, Як-18 и даже парочка Л-29:


Как раз в 1966 году на смену Як-18 стали приходить реактивные Л-29 чехословацкого производства:

В 1966 году Л-29 начали заменять Як-18 в авиационных учебных центрах ДОСААФ.
Первым училищем, получившим Л-29, стало Волчанское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ.
В этом же году чехословацкие УТС начали поступать и в учебные центры ДОСААФ

В 1966 — 1992 годах первоначальное обучение на самолетах Л-29 проходили в 21 учебном авиационном центре ДОСААФ:
<...>
Куйбышевский (Самарский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Рождествено)




В 1980-х я еще застал времена, когда рев реактивных Л-29, нарезавших круги или выполнявших фигуры высшего пилотажа в районе Рождествено был обычным делом, никого тогда не удивляли и парашютисты. десантирующиеся с Ан-2 в районе аэродрома.


Аэродром Рождествено всё еще входит в БД российских аэродромов и имеет национальный индекс ЬВВД (по состоянию на 30.01.2020 года):

Хотя сам аэродром, судя по всему, постепенно приходит в упадок - особенно это заметно при сравнении спутниковых снимков, сделанных в 2018 и 2019 годах:



Здание ангара в верхней части снимка, еще целое в июле 2018 года, в июле 2019 года уже лишилось кровли:



 В середине нижней части снимка хорошо заметен еще сохранившийся Л-29 - вот его фотография, сделанная френдом chanych_85 в 2016 году:


(с) Фото -  chanych_85

Tags: Куйбышев, СССР, Самарская Лука, заброшенные объекты, забытая история, изследования, история, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Куйбышев” Tag

  • ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

    Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных…

  • Lockheed U-2 над Куйбышевом

    В этом блоге я неоднократно уже рассказывал о шпионских аэрофотоснимках Куйбышева и его окрестностей, начиная от сделанных пилотами Люфтваффе во…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Библиотека - призрак

    - Живут же люди... Влюбляются... Ходят в театры... В биб-ли-... - Не выражайся, Билли! - ...биб-ли- ... о-теки... (с) Человек с бульвара…

  • Немецкий диверсант из Кинеля

    Более четырех лет назад я рассказывал в блоге, какой интерес немецкая разведка проявляла к тыловому Куйбышеву, показывал, какую развединформацию VI…

  • Бронепоезд «Куйбышевский железнодорожник»

    Куйбышевские железнодорожники в Великую Отечественную войну отдавали стране всё, что могли. Патриотизм работников проявился и в строительстве…

  • Куйбышев в 1956 г.

    Сегодняшний рассказ - о том, каким был город Куйбышев (ныне Самара) 64 года назад, в 1956 году. Схематическая карта г.Куйбышева, опубликованная в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “Куйбышев” Tag

  • ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

    Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных…

  • Lockheed U-2 над Куйбышевом

    В этом блоге я неоднократно уже рассказывал о шпионских аэрофотоснимках Куйбышева и его окрестностей, начиная от сделанных пилотами Люфтваффе во…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Библиотека - призрак

    - Живут же люди... Влюбляются... Ходят в театры... В биб-ли-... - Не выражайся, Билли! - ...биб-ли- ... о-теки... (с) Человек с бульвара…

  • Немецкий диверсант из Кинеля

    Более четырех лет назад я рассказывал в блоге, какой интерес немецкая разведка проявляла к тыловому Куйбышеву, показывал, какую развединформацию VI…

  • Бронепоезд «Куйбышевский железнодорожник»

    Куйбышевские железнодорожники в Великую Отечественную войну отдавали стране всё, что могли. Патриотизм работников проявился и в строительстве…

  • Куйбышев в 1956 г.

    Сегодняшний рассказ - о том, каким был город Куйбышев (ныне Самара) 64 года назад, в 1956 году. Схематическая карта г.Куйбышева, опубликованная в…