Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Молокане

Мой сегодняшний пост посвящен довольно редко освещаемой сегодня теме.

По современным представлениям, Молока́не — это последователи одной из разновидностей религиозного течения, называемого "духовным христианством".

В силу достаточной древности происхождения и специфики молоканских верований, подразумевающих изолированность и обособленность молокан от других этнических и религиозных групп, этнографы склонны выделять молокан также в особую этнографическую группу русских.

С молоканами как этнографической группой я столкнулся еще в детстве - в Армении (и в Закавказье в целом) проживало множество молокан, жили они общинами, включавшими целые деревни, и от любых других жителей Закавказья сильно отличались внешностью, словно некая машина времени забросила их из XIX века во вторую половину века XX - молоканские мужчины обыкновенно были бородаты и носили прическу с пробором.
Особенно отличались молоканские женщины - широколицые, румяные - кровь с молоком, в платках и традиционных ситцевых юбках и блузах - примерно как на этой фотографии начала XX века:



Типично русская, словно сошедшая с картинки из дореволюционной книжки, внешность, являлась визитной карточкой молокан, которые в те времена торговали на колхозных рынках продукцией с собственных подворий - в Закавказье пользовались уверенным спросом типично молоканские продукты, такие как молоканский творог, молоканская сметана, молоканская лапша или даже квашеная капуста «по-молокански».



В 1975-м мы переехали в Ереван, и здесь мне довелось познакомиться с молоканами вплотную - в нашем классе учился молоканин Ваня - вы, думается, без труда узнаете его среди моих одноклассников по типичной внешности, отсутствию комсомольского значка на груди (впрочем, как молоканин Ваня не носил и креста) и большим, по-крестьянски натруженным рукам:



Отличительной особенностью Вани была скромность, незаметность и равнодушие к детским забавам и шалостям - в нем чувствовался какой-то внутренний стержень и совершенно взрослое отношение к жизни.

Происхождение названия "молокане" спорно - есть мнение, что так стали называть молокан за приверженность к молочной пище невзирая на посты, сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: ":как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет.2.2).

Особенностью молокан как религиозного течения является его неоднородность - среди молокан не существует единого религиозного учения, и разные их группы и направления имеют при некоторой общности и определенные различия, поют разные песни, справляют разные праздники и т.п.

Последователи этого учения, считавшегося в Российской Империи сектой, появились, видимо, еще в XVII веке - точная история молоканства как религиозного течения неизвестна, тем более что православная церковь долгое время была склонна считать всех сторонников "духовного христианства" одной сектой, а изолированность и обособленность молокан, долгое время жестоко преследуемых церковью и государством, затрудняла в том числе и их самоидентификацию.

В разные периоды российской  истории молокан преследовали - то жестоко, а то и с некоторыми послаблениями.

Вот, например, некоторые выдержки из Полного собрания законов Российской империи за 1842 год, квалифицирующие вредность молоканства в сравнении с другими сектами ("Собрание постановлений по части раскола". СПб.: Тип. МВД, 1875 г.):




Помимо орфографии (Малаканы), сей документ интересен еще и тем, что описывает причины, по которым молокане считаются Святейшим Синодом одной из вреднейших сект - не признают никаких таинств, никакой иерархии, не принимают присяги, не уважают верности [государству, разумеется], никакой власти не признают, повинуются поколику нельзя противиться.

Разумеется, такие подданные Империи были не нужны - а потому молокан ссылали по окраинам Империи, в частности - в Закавказье.

Так молокане попали в Самарскую губернию, в XVIII веке бывшую окраиной Империи, но и там им не было покоя.

В 1850-1851 годах в Закавказье по императорскому указу переселили молокан Самарской губернии:





Самарские молокане оставили о себе заметный след в самарской топонимике - более ста пятидесяти лет самарцам были хорошо известны так называемые Молоканские сады - фруктовые сады, посаженные в конце 20-х годов XIX века купцом Акинфием Прохоровичем Грачевым, молоканом по вероисповеданию:



Впрочем, история возникновения и исчезновения Молоканских садов требует отдельного рассмотрения - и о них мы поговорим в одном из следующих постов.

Как я уже говорил, отношение государства к молоканам с течением времени менялось - к началу 1870-х годов наступило очередное "потепление", молоканам разрешили вместо рекрутов только из своей среды даже нанимать на службу за себя православных - но, тем не менее, всё было не так уж и радужно.

Например, самарскому механику-самоучке, молоканину Василию Михеевичу Фролову, для поездки в Москву на Политехническую выставку даже пришлось испрашивать Высочайшего дозволения у самого Императорского Величества Александа II:




Думаю, теперь самое время рассказать, в чем же конкретно расходились религиозные воззрения молокан с мировоззрением Русской Православной Церкви.

Основы вероучения молокан вкратце могут быть описаны следующими тезисами:

  • признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),

  • не признавая видимых икон,

  • не признают святых,

  • не имеют церковной иерархии, клира,

  • не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.

  • не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.

Поскольку молокане не поклоняются кресту, то отличительной особенностью молоканских кладбищ является отсутствие на могилах крестов.

Молокане, «каждый поступок которых определяется Библией», часто прибегают к иносказательному толкованию для понимания священных текстов.
Математик и философ XX в. В. В. Налимов писал: «Я разговаривал с Василием Тикуновым, молоканином из Цахкадзора: он знал Библию вдоль и поперёк, она для него пронизана тысячами связующих нитей, взаимопроникающих смыслов, звучит для него, как симфония. К каждому слову, к каждому человеческому поступку он готов подобрать целый свод библейских толкований: они для него закон, правда, истина и жизнь. В семантическом поле Библии этот человек, плотник, чувствовал себя, как дома»

Молокане никогда не принадлежали к многочисленным сектам:
Так на 1 января 1912 года, по сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, составляло 399.565 человек.

В настоящее время распределение молокан по странам и их численность следующая:
США — 10 000;
Мексика — 2 000;
Россия — 50 000 – 100 000;
Украина — 10 000 – 20 000;
Грузия — 5 000 – 15 000.


Сохранились немногочисленные молоканские общины и в Самарской области, наиболее крупное молоканское село в наши дни - Богдановка, хотя в начале XX века Самара была одним из крупнейших центров молоканства, не зря в Самаре в 1924 году проходил Всесоюзный съезд молокан:




Конечно, молокане и их потомки сегодня по большей части представляют собой более этническую группу, чем религиозную секту, а уж хорошо это или плохо - не мне судить ;).

Источник фотографий - сайт Молокане
Tags: Самара, давайте разберемся, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “забытая история” Tag