По современным представлениям, Молока́не — это последователи одной из разновидностей религиозного течения, называемого "духовным христианством".
В силу достаточной древности происхождения и специфики молоканских верований, подразумевающих изолированность и обособленность молокан от других этнических и религиозных групп, этнографы склонны выделять молокан также в особую этнографическую группу русских.
С молоканами как этнографической группой я столкнулся еще в детстве - в Армении (и в Закавказье в целом) проживало множество молокан, жили они общинами, включавшими целые деревни, и от любых других жителей Закавказья сильно отличались внешностью, словно некая машина времени забросила их из XIX века во вторую половину века XX - молоканские мужчины обыкновенно были бородаты и носили прическу с пробором.
Особенно отличались молоканские женщины - широколицые, румяные - кровь с молоком, в платках и традиционных ситцевых юбках и блузах - примерно как на этой фотографии начала XX века:
Типично русская, словно сошедшая с картинки из дореволюционной книжки, внешность, являлась визитной карточкой молокан, которые в те времена торговали на колхозных рынках продукцией с собственных подворий - в Закавказье пользовались уверенным спросом типично молоканские продукты, такие как молоканский творог, молоканская сметана, молоканская лапша или даже квашеная капуста «по-молокански».
В 1975-м мы переехали в Ереван, и здесь мне довелось познакомиться с молоканами вплотную - в нашем классе учился молоканин Ваня - вы, думается, без труда узнаете его среди моих одноклассников по типичной внешности, отсутствию комсомольского значка на груди (впрочем, как молоканин Ваня не носил и креста) и большим, по-крестьянски натруженным рукам:
Отличительной особенностью Вани была скромность, незаметность и равнодушие к детским забавам и шалостям - в нем чувствовался какой-то внутренний стержень и совершенно взрослое отношение к жизни.
Происхождение названия "молокане" спорно - есть мнение, что так стали называть молокан за приверженность к молочной пище невзирая на посты, сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: ":как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет.2.2).
Особенностью молокан как религиозного течения является его неоднородность - среди молокан не существует единого религиозного учения, и разные их группы и направления имеют при некоторой общности и определенные различия, поют разные песни, справляют разные праздники и т.п.
Последователи этого учения, считавшегося в Российской Империи сектой, появились, видимо, еще в XVII веке - точная история молоканства как религиозного течения неизвестна, тем более что православная церковь долгое время была склонна считать всех сторонников "духовного христианства" одной сектой, а изолированность и обособленность молокан, долгое время жестоко преследуемых церковью и государством, затрудняла в том числе и их самоидентификацию.
В разные периоды российской истории молокан преследовали - то жестоко, а то и с некоторыми послаблениями.
Вот, например, некоторые выдержки из Полного собрания законов Российской империи за 1842 год, квалифицирующие вредность молоканства в сравнении с другими сектами ("Собрание постановлений по части раскола". СПб.: Тип. МВД, 1875 г.):
Помимо орфографии (Малаканы), сей документ интересен еще и тем, что описывает причины, по которым молокане считаются Святейшим Синодом одной из вреднейших сект - не признают никаких таинств, никакой иерархии, не принимают присяги, не уважают верности [государству, разумеется], никакой власти не признают, повинуются поколику нельзя противиться.
Разумеется, такие подданные Империи были не нужны - а потому молокан ссылали по окраинам Империи, в частности - в Закавказье.
Так молокане попали в Самарскую губернию, в XVIII веке бывшую окраиной Империи, но и там им не было покоя.
В 1850-1851 годах в Закавказье по императорскому указу переселили молокан Самарской губернии:
Самарские молокане оставили о себе заметный след в самарской топонимике - более ста пятидесяти лет самарцам были хорошо известны так называемые Молоканские сады - фруктовые сады, посаженные в конце 20-х годов XIX века купцом Акинфием Прохоровичем Грачевым, молоканом по вероисповеданию:
Впрочем, история возникновения и исчезновения Молоканских садов требует отдельного рассмотрения - и о них мы поговорим в одном из следующих постов.
Как я уже говорил, отношение государства к молоканам с течением времени менялось - к началу 1870-х годов наступило очередное "потепление", молоканам разрешили вместо рекрутов только из своей среды даже нанимать на службу за себя православных - но, тем не менее, всё было не так уж и радужно.
Например, самарскому механику-самоучке, молоканину Василию Михеевичу Фролову, для поездки в Москву на Политехническую выставку даже пришлось испрашивать Высочайшего дозволения у самого Императорского Величества Александа II:
Думаю, теперь самое время рассказать, в чем же конкретно расходились религиозные воззрения молокан с мировоззрением Русской Православной Церкви.
Основы вероучения молокан вкратце могут быть описаны следующими тезисами:
- признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
- не признавая видимых икон,
- не признают святых,
- не имеют церковной иерархии, клира,
- не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
- не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.
Молокане, «каждый поступок которых определяется Библией», часто прибегают к иносказательному толкованию для понимания священных текстов.
Математик и философ XX в. В. В. Налимов писал: «Я разговаривал с Василием Тикуновым, молоканином из Цахкадзора: он знал Библию вдоль и поперёк, она для него пронизана тысячами связующих нитей, взаимопроникающих смыслов, звучит для него, как симфония. К каждому слову, к каждому человеческому поступку он готов подобрать целый свод библейских толкований: они для него закон, правда, истина и жизнь. В семантическом поле Библии этот человек, плотник, чувствовал себя, как дома»
Молокане никогда не принадлежали к многочисленным сектам:
Так на 1 января 1912 года, по сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, составляло 399.565 человек.
В настоящее время распределение молокан по странам и их численность следующая:
США — 10 000;
Мексика — 2 000;
Россия — 50 000 – 100 000;
Украина — 10 000 – 20 000;
Грузия — 5 000 – 15 000.
Сохранились немногочисленные молоканские общины и в Самарской области, наиболее крупное молоканское село в наши дни - Богдановка, хотя в начале XX века Самара была одним из крупнейших центров молоканства, не зря в Самаре в 1924 году проходил Всесоюзный съезд молокан:
Конечно, молокане и их потомки сегодня по большей части представляют собой более этническую группу, чем религиозную секту, а уж хорошо это или плохо - не мне судить ;).
Источник фотографий - сайт Молокане