Сегодня я хочу рассказать вам об одном интереснейшем рукотворном объекте Самарской Луки, к настоящему времени неплохо вписавшемся в ее естественный природный комплекс - о Ширяевских штольнях, расположенных близ села Ширяево, или Ширяев Буерак.
Об истории образования штолен можно подробно прочесть в Блоге Самарских краеведов, поэтому я не буду вас сильно утомлять этой информацией, ограничившись лишь несколькими цитатами оттуда:
Ширяевские штольни – исторически сложившееся название группы подземных горных выработок, расположенных по левому, приустьевому склону Ширяевского оврага у одноименного села, находящегося в северо-восточной части Самарской Луки. Крупнейшей системой из них являются штольни на Поповой горе, или СХТ-6, площадью 17000 м2, расположенные почти на Волжском склоне. Выше по оврагу находятся следующие объекты: СХТ-5 (площадью 600 м2), СХТ-4 (650 м2), СХТ-3 (700 м2), СХТ-2 (550 м2) и вторая по величине выработка СХТ-1 (8000 м2). Каждая система имеет определенное количество входов (от одного до восьми) и представляет собой совокупность взаимопересекающихся галерей средним сечением 5×5 м. Аналогично Ширяевским на Самарской Луке имеется еще ряд объектов – система “Бурлак” – в 2 км выше Ширяево, группа штолен под горой Верблюд, а также группа штолен между оврагом Козьи Рожки и турбазой “Полет”.
Собственно, штольни были построены для добычи природного камня - известняков и доломитов. их которых сложены Жигулевские горы.
Склоны гор в окрестностях Ширяево сложены морскими карбонатными породами касимовского и гжельского яруса верхнего отдела каменноугольной системы возраст которых, приблизительно, 290 млн. лет.
Считается, что в начале 20-го века штолен еще не было - добычу известняка для построенных в Ширяево известковых заводов осуществляли открытым способом, из карьеров.
Точно установить дату начала подземных работ не удалось, но датировать ее можно концом 20 – началом 30 годов 20 века, а основным разработчиком подземелий следует считать Северохимический трест (СХТ). Деятельность этой организации до сих пор покрыта тайной. Скорее всего, это связано с особым контингентом рабочих и служащих. Во всяком случае, подробностей о работе треста не найдено.
Возможно, так оно и есть - на сохранившихся дореволюционных фотографиях Ширяево на уровне современных штолен существующие ныне отвалы отсутсвуют:
Обнажение, правее которого сейчас располагаются входы в штольни, на дореволюционных открытках отсутствует:
В Ширяево объектом их [Северохимического треста, (СХТ), прим. моё] интереса послужил как раз пласт “Химический” (“Верхний аржанец”), где залегали самые лучшие, самые чистые, свободные от примесей фузулиновые известняки, которые перерабатывались в строительную известь для отделочных работ, производства цемента и стекла. Первым, по видимому, отошел в ведомство СХТ бывший карьер Ушкова (“Богоявленская дача”), где велась разработка только одного этого пласта. Вначале карьер эксплуатировали открытым способом, но из-за значительных отвалов пустой породы разработка пласта началась в штольнях. Высота их определилась мощностью продуктивного пласта (5-7 м), а выше лежащие доломиты играли роль устойчивых сводов выработок. Проходка штолен осуществлялась буровзрывным способом, откатка породы – по узкоколейным железным дорогам вначале с гужевой, а в дальнейшем с дизельной тягой. В местах повышенной трещиноватости устанавливались деревянные крепи. Освещение выработок было электрическим.
На фото - один из входов в отдельно отстоящий участок штолен, к которым сейчас возят экскурсантов - тут я был этой осенью:
В 1940-50-е годы подземная добыча известняков расширяется. В это время к существующим прибавляются новые участки в районе оврага “Козьи рожки”, что в 6 км ниже Ширяево, а разведочные работы ведутся уже на всем протяжении берега до Крестовой поляны. Пик разработки, скорее всего, пришелся на время строительства Куйбышевской ГЭС. Ведь именно туда понадобилось большое количество извести и цемента.
Штольни представляют собой сетку параллельных и перпендикулярных галерей. разделенных оставленными нетронутыми участками породы - "целиками", которые и держат свод:
Собственно, сейчас экскурсантов водят в те участки, которые освещаются естественным светом от расположенных недалеко входов - углубиться на этом участке так. что б не видеть выхода, проблематично, хотя чуть подальше в галереях довольно темно:
Точку в разработке Ширяевских объектов поставил новый большой карьер в Яблоневом овраге, а в 1955 году и первая очередь строящегося поблизости Жигулевского комбината строительных материалов (ЖКСМ).
На полу галерей - щебень от обваливающихся постепенно сводов и "целиков":
В общем, тем, кто ни разу не бывал в штольнях - будет интересно, однако я успел посетить и несколько Ширяевских систем, и штольни горы верблюд еще до того, как их начали закрывать от "диких" экскурсантов решетками - в Ширяевских, ныне закрытых для посещения. сохранились галереи с остатками рельсов и крепей.
Кроме того, интересна еще и фауна штолен - в настоящее время они населены:
Но штольни остались. Черными дырами входов они еще долго смотрели на проплывавшие по Волге корабли, пока не затянулись осинником дорожки и отсыпные площадки. За сорок пять лет покоя природа начала залечивать свои раны. Во многих местах подземных галерей произошли обвалы, в лабиринтах установился свой, особенный микроклимат, а вода, просачиваясь через трещины сводов, рождает зимой удивительные формы ледяных натеков. В штольнях образовался и своеобразный биомир – их облюбовали летучие мыши и другие зверьки, способные жить в темноте. Из искусственных выработок подземелья превращаются в природные объекты.
Я вам расскажу о летучих мышах штолен горы Верблюд (или, как она называлась до революции, "Козьи рожки"), которые мы посетили лет десять назад. Эти штольни находятся примерно в 6 километрах ниже по течению Волги от Ширяево - вон за тем поворотом реки вправо:
Входы в штольни
Добрались мы туда зимой 2005 года - вот один из входов в штольни, перед которым - остатки отвалов породы:
Мощных светодиодных фонарей тогда еще не было в природе, и мы решали проблему освещения по-старинке - при помощи факелов, которые изготовили прямо в штольне из палок и привезенной с собой ветоши и керосина:
Высота сводов в этих штольнях больше. чем в Ширяевских - и мощный источник освещения не помешает:
Впрочем, значительна тут и протяженность галерей - и, что бы не заблудиться и остаться навек в потемках, необходимо позаботиться еще и о резервных источниках света - у нас для этого были припасены газовые кемпинговые фонари и только входившие тогда в туристическую моду светодиодные налобники.
Забравшись в штольни настолько далеко, что в те места не проникают лучи света от входов, а температура стабильна чуть не круглый год, мы наталкиваемся на первого из их обитателей:
Фотографируем этого спящего летучего мыша аккуратно, не шумя и стараясь не потревожить.
Впрочем, спят далеко не все мыши - их тут, как пишут, до 12 разновидностей:
Как видим, этот экземпляр уже замужем окольцован учеными
Весьма прикольные при увеличении снимка создания - этот вот, например, с ушами, как у инопланетянина:
Тем, кто не поверил в то, что ни один мышь не пострадал не был нами разбужен, демонстрирую сцену. явно свидетельствующую о том, что эти мыши точно не спят. Вернее, спят, но не в том смысле.

Всё как у людей - кто-то скрипит кроватью и стонет, а кто-то - прислушивается к шумным мешающим спать соседям:
Вот вам еще один не спящий "сосед", судя по ушам - из другого семейства:
Крупным планом - у этого еще и запасные уши, похоже, есть:
Ну и напоследок - подземное мышеселфи - как хорошо, что наши мышки размером не догнали, например, шри-ланкийских летучих лисиц ;):
В следующий раз я покажу вам другую достопримечательность штолен - ледяные сталактиты и сталагмиты.
Не переключайтесь ;))