Речь пойдёт о так называемых "днях солидарности", которые в СССР было принято проводить на предприятиях и в учебных заведениях.
Проводились эти дни по линии КПСС или ВЛКСМ, и все деньги, заработанные комсомольцами, коммунистами и беспартийными в этот день, было принято "добровольно" перечислять в фонд помощи тем, с кем объявлялся "день солидарности".
Особенно была развита эта добровольно-принудительная традиция в студенческих стройотрядах (ССО), о которых я как-то уже писал несколько лет назад.
Советскому человеку в целом, а тем паче комсомольцу, а бойцу студенческого строительного отряда в особенности, постоянно нужно было с кем-то солидаризироваться и, соответственно, помогать материально, перечисляя свою дневную зарплату борющимся с империализмом, расизмом или еще каким "измом".
Предметом "дня солидарности" могла быть то чернокожая американка Анджела Дэвис...
... которой непременно надо было не только потребовать свободу:
... но и перечислить дневной заработок в фонд ее освобождения.
Насколько я помню, каждый "трудовой семестр" в нашем стройотряде "Икар" объявлялась пара или даже тройка "дней солидарности" - учитывая неплохой наш тогда дневной заработок и численность отряда в 30 с лишним человек, в различные фонды солидарности перечислялись довольно значительные для СССР 1980-х суммы.
Помнится, в 1984-м в Туве случился у нас день солидарности с чилийскими патриотами - конечно, погибшему при перевороте 1973-го чилийскому президенту Сальвадору Альенде деньги были уже без надобности...
... но ведь оставались десятки, сотни и тысячи (а то и десятки тысч) чилийских патриотов, которым они были потребны на борьбу за свободу и независимость.
Во время тувинского регионального фестиваля студенческих отрядов к нам в Кызыл тогда даже приехали трое настоящих чилийских патриотов.
ССО "Икар" в гостях у ССО "Лада" на тувинском региональном фестивале студенческих отрядов.
Кызыл, Тува, 1984
Помнится, меня поразил цветущий вид этих угнетённых чилийских парней, облаченных в сомбреро и пончо, певших перед нами на испанском под гитару и маракасы чилийские патриотические песни, в основном авторства Виктора Хара - чилийского же поэта, певца и танцора, члена Коммунистической партии Чили, убитого путчистами во время военного переворота 1973 года.
Особенно измождённым пиночетовскими застенками выглядел один из чилийцев - похожий на индейца цветущий мужчина весом килограммов в сто двадцать с круглым лицом.
Впрочем, это никак не помешало нам в знак солидарности с чилийскими патриотами перечислить в какой-то их фонд очередной дневной заработок отряда.
Не скажу, что все бойцы нашего отряда прям не жмотились и искренне желали помочь голодающим и страдающим от гнёта путчистов чилийцам - просто было принято единогласно голосовать за подобные инициативы, спускаемые сверху, а своё личное мнение держать при себе.
Все ж понимали, что раз партия сказала "Надо!", комсомол должен ответить "Есть!", а те, кто не согласен с мнением партии, нарушают принцип демократического централизма, а потому им не место в комсомоле и, как следствие, нашем ВУЗе - ибо вылетевшего из ВЛКСМ ждало отчисление.
Потому мы могли согласиться на солидарность хоть с конголезцем Патрисом Лумумбой...
... даром что его убили еще до моего рождения - но ведь народ Конго, чтя память о своём премьер-министре, тоже хотел бороться, да и ангольские патриоты тоже требовали помощи, ибо отчего-то чтили того же Патриса Лумумбу ;)
Таковы были правила игры, которые тогда было не принято нарушать никому, дабы не прослыть диссидентом...