Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Самарский фотограф А.П. Васильев

Заводы стоят, одни фотографы в стране... (с)
Известный интернет-мем



В наше время фотографами себя полагают если уж не все, то, как минимум, половина населения, хоть раз взявшая в руки цифромыльницу или смартфон - не зря на эту тему довольно зло высказалась интернет-аудитория в известном интернет-меме ;)

Однако чуть более столетия назад фотография являлась не только и даже не столько искусством, сколь занятием, требовавшим, помимо художественного вкуса, еще и немалых практических знаний в области естественных наук.

Но и результаты, скажу я вам, впечатляли, и впечатляют до сих пор - вот, например, бог весть как оказавшаяся в семейном фотоархиве деда моей жены фотография шикарнейшего голубоглазого господина в пенсне - то ли родственника. то ли знакомого:



Кто был сам господин - увы, мне неизвестно, и теперь вряд ли это даже можно установить, но зато мы совершенно точно можем установить личность фотографа, сделавшего этот шикарный кабинетный портрет на толстом картонном паспарту:



На обороте когда-то вклеенной в альбом фотографии читается надпись «Photographie A. Vasileff'a Samara» - «Фотография А. Васильева в Самаре»,  и ниже - Дворянская улица, д. Санина.», «Удостоенный Высочайшего подарка Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича»:




Стало быть, этот фотопортрет был сделан в одном из фотоателье знаменитого в своё время самарского фотографа А. Васильева.

Сайт "Музей Российской Фотографии" пишет о Васильеве следующее:
ВАСИЛЬЕВ Алексей Порфирьевич (Перфильевич; имя и отчество сменил на Александр Петрович). Самара, Дворянская ул., 93 / [Дворянская ул., д. Хреновой в 1900-1905 гг.]. Харьковский мещанин, разрешение на открытие фотозаведения №3462 от 15 июля 1880 г. (28 мая 1894 г. в разрешении №2184 значится “Александр Петрович”).

«Самарская газета» 7 октября 1898 года извещает читателей об использовании в фотографии А. П. Васильева в Самаре «последней новости фотографического искусства – «рельефной фотографии».

«Самарский курьер» в номере №73 от 1 апреля 1903 г. поместил объявление Васильева, открывшего торговлю фотопринадлежностями:
«Магазин фотографических принадл[ежностей]. Получены подарки, большой ВЫБОР
Аппараты от 2 р. 50 к. и дороже, обучение и указания бесплатно»
.

Кроме того, именно Алексей Порфирьевич Васильев - автор фотоальбома «Пребывание императора Николая II в Самаре», выпущенного в июле 1904 г.

88. Дворянская улица в Самаре.

1 июля 1904 г.: Фотограф А.Васильев.
Фотография из альбома "Пребывание императора Николая II в Самаре". 1904 г.
Паспарту 47х60,2; 33,8х49.
РГАКФД. Ал.980, сн.3.


«Самарская газета» в №142 от 2 июля 1904 г. поместила объявление магазина фотопринадлежностей Васильева на Дворянской ул., д. Шумовой:
«… аппараты от 2 р. 50 к. до 300 р., свежие пластинки и плёнки, проявители, бумаги и проч.»

Васильев открыл первую в Самаре цинкографию Т-ва А. П. Васильева и Ко «Фотопресс».

Васильев известен также как издатель фототипических открыток (в фонде ГНИМА – вид Самары, №44, изд. А. П. Васильев; известны открытки с №№9, 10, 37, 38, 41, 42, 43, 44, 56, 59, 79);
После 1904 г. Васильев издал открытки-монтажи с видами Казани.

Объявление, опубликованное в «Вестнике фотографии» за 1908 г.:
«9 ноября 1907 г. выдано охранительное свидетельство №33995 самарскому купцу А. Васильеву на усовершенствованный пресс-печь для практического применения к фотографическим работам».

Многие ли фотографы современности оставили о себе столь весомый след в истории?
Tags: Самара, забытая история, история, культур-мультур
Subscribe

Posts from This Journal “Самара” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments