Поскольку Милькин в числе прочего упоминал о вещах, интересующих меня практически с детства - активный образ жизни, физкультура, туризм и история их развития - то я не смог остаться в стороне, и посему на основе мемуаров Иосифа Милькина, касающихся развития этой темы в Самаре начала XX века, решил сделать серию постов о спортивных увлечениях самарцев начала XX века.
Как водится, не обойдётся и без моих личных впечатлений и исследований - как обычно, моё мнение высказывается обычным шрифтом, а цитаты - будут выделены курсивом. ;))
Сегодня мы поговорим об увлечении самарцев начала XX века лыжами.
Фото с сайта Самара и губерния
В Самарском областном архиве социально-политической истории хранятся воспоминания Леонида Иосифовича Сивакса, известного куйбышевского спортивного обозревателя 1960–1970-х годов. Это фактически первые свидетельства о том, каким же был спорт в дореволюционной Самаре:
«...В дореволюционное время спорт в старой Самаре был уделом нескольких десятков людей, в основном зажиточных и мелкослужилой молодёжи. Первый рабочий кружок был создан среди железнодорожников в 1912 году. В основном здесь занимались футболом, а зимой лыжами...»
Важный вклад в развитие лыжного спорта в Самаре внёс самарский яхт-клуб:
Очень популярны были гонки на лыжах. Лыжные бега проводили еженедельно по воскресеньям. В 1911 г. состоялась первая лыжная гонка на первенство города Самары.
Интересен, наверное, не только для любителей парусного спорта,
П Р О Т О К О Л Состязаний в скорости бега на лыжах 10 февраля 1913 года:
1. Забег «старших» лыжебежцев на 10 вёрст по слегка пересечённой местности.
2. Забег «младших» лыжебежцев на 6 вёрст по прямой с поворотом.
3. Забег «новички» на 3 версты с поворотом.
4. Забег «детский» на 2 версты с поворотом.
Победители по возрастным категориям: С.Чернов, Шаврин, Соколов, (Николай Мясников был вторым) и Булюкин в «детском» забеге.
Лыжные гонки начала XX века:
Источник фото
Лыжные гонки яхт-клуб проводил на Коровьем острове и на Рождественской воложке.
Самарский яхт-клуб первым начал организовывать в Самаре лыжные марафоны:
В конце декабря 1913 года яхт-клуб организовал первый в губернии лыжный марафон на дистанции в 30 км между Самарой и посёлком Алексеевка.
Победитель, самарский лыжник Чернов, преодолел этот путь за 2 часа 47 минут.
Лыжные соревнования самарский яхт-клуб проводил до самой революции, выставляя своих самых сильных лыжников и на соревнования за пределами Самары:
В 1916 году Самарские лыжники В.Голубков, А.Шевцов, Н.Мясников в г. Казани выиграли эстафетную лыжную гонку.
1 января 1917г. Н.Мясников выиграл Первенство Поволжья в лыжной гонке на 20 км.
В 1916 году группой учредителей во главе с гласным городской Думы Е.А. Зубчаниновым был представлен на утверждение проект Устава учреждаемой в городе спортивной организации под названием «Самарский кружок любителей спорта».
Цель кружка – распространение и всестороннее развитие всех видов спорта.
В круг деятельности кружка включалось катание на лыжах, коньках, велосипедах, гимнастика и атлетика, а также спортивные игры.
Всё это касалось более или менее организованной части самарских лыжников - теперь посмотрим, как обстояло дело в первые послереволюционные десятилетия с более близким лично мне по духу массовым самодеятельным лыжным спортом.
Слово - Иосифу Милькину:
Фото с сайта Игоря Кондратьева
Напротив Самары, на той стороне Волги, было село Рождествено, куда зимой по субботам сразу же после занятий в школах, на лыжах направлялось большинство самарских школьников - старшеклассников.
Около села были удобные для спуска на лыжах горы, и даже небольшой трамплин.
В Рождествено ночевали, а в воскресенье, к концу дня возвращались в Самару.
Любой из самарцев, кто хотя бы раз отправлялся зимой из Самары в Рождествено по льду пешком, на лыжах или на велосипеде, пожалуй, согласится со мной, что для этого вовсе не требуется оставаться ночевать в селе - расстояние от набережной Волги до села - около 4 км, час неспешного ходу пешком.
Кроме того, хотя село и располагается на некоторой возвышенности от уровня Волги, её высота составляет всего около 15 метров - так что смысла катить за Волгу ради такой горки нет совершенно никакого - ведь спуск по любому из самарских городских склонов, спускающихся к Волге, будет раза в три выше.
Посему полагаю, что самарские старшеклассники вовсе не ограничивались самим селом Рождествено, а отправлялись на лыжах в сторону Жигулей, к оврагу Дальний, устье которого расположено примерно в 7 километрах от берега Волги у Рождествено, зато позволяет получить спуск с горы с перепадом высот около 130 метров и протяженностью свыше 3 километров:
Ради этого стоит пробежаться от Самары около 11-12 километров на лыжах, и именно ради удовольствия прокатиться с такого склона на следующий день остаться ночевать в Рождествено.
Когда-то, лет 10 назад, мы с псом предпринимали подобную вылазку, только управились мы за один короткий световой день - но и спустились с горки только разок:
Зимой, когда видимость ограничена туманной дымкой или снегопадом, Жигули от села Рождествено практически не видны, но и в начале XX века к Жигулям от села наверняка тянулись лыжни и накатанные санные колеи:
Именно по оврагу Дальний до революции шла дорога от Рождествено в сторону Елгушей:

Около 6 километров по практически ровным, как стол, полям - и впереди вырастают седые Жигули:
Вдоль оврага и сейчас идёт практически по его дну пологая дорога, на километры уходящая в глубь Жигулей.
Впрочем, в начале XX века, я практически уверен, она была менее заросшей - ведь жителям Рождествено нужны были дрова.
Как видите, лыжня хоть и идёт в гору - но позволяет относительно легко подниматься классическим ходом.
Эта лыжня носит с 70-х годов XX века название "Лыжни политехников" - но, по всей видимости, пользовалась она популярностью у самарцев еще в начале XX века.
Как я уже говорил - подъём в гору, хоть и достаточно, пологий, требует известных усилий, зато спуск по этому участку лыжни от верха поляны представляет собой ни с чем не сравнимое удовольствие - мне даже приходилось постоянно тормозить, что б не столкнуться с несущимся впереди во весь опор псом ;)
Посёлок лесозаготовителей Сидоровы горы возник несколько позже описываемых Мильковым событий - но поляна и идущая по ней дорога, поднимающаяся до отметки 145м (от уровня моря, от подножия Жигулей - около 100-108м), полагаю, уже существовала:
Впрочем, кататься с горы старшеклассники начала прошлого века могли и по соседнему оврагу, расположенному чуть западней - там перепады высот и вовсе составляют около 180 метров - лети, не хочу!
Именно на таких склонах можно за несколько спусков-подъёмов так укататься, что возникнет естественное желание переночевать в Рождествено, а на следующий день с новыми силами еще разок-другой прокатиться с ветерком.
Но вернёмся к воспоминаниям Милькина:
У жителей села Рождествено был своеобразный промысел – предоставление ночлега лыжникам. Особым комфортом этот ночлег не отличался. На пол в большой горнице укладывалось сено, от которого шёл приятный запах. Поверх сена расстилалась холстина, а подушками нам служили наши шапки с вложенными в них варежками.
Как же крепко спалось нам на душистом сене после лыжного пробега.
Как видите, Милькин упоминает лыжный пробег - как вы понимаете, первая надпойменная терраса, на которой стоит село Рождествено, никакого пробега не требует - зато 6-7 километров до Жигулей и обратно вполне укладывается в смысл этого термина.
Утром хозяева угощали своих гостей пирожками с картошкой и топлёным молоком. Это была такая вкусная еда, что мне даже сейчас кажется, что более вкусных харчей я не ел никогда. Стоило всё это всего двадцать копеек. Для сравнения сообщаю, что обед в ресторане «Гранд-Отель» стоил в те времена (а это были времена НЭПа) сорок одну копейку.
P.S.
Должен сразу предупредить, что всё изложенное мной относительно катания самарских старших школьников со склонов Жигулей в начале XX века - всего лишь моя собственная гипотеза, однако, основанная на анализе реальных воспоминаний реальных людей, моего собственного лыжного опыта и учета особенностей рельефа в окрестностях города Самары и села Рождествено.
Верить моим выводам или нет - дело ваше, аргументы и контраргументы приветствуются, ссылки на иные воспоминания других самарцев о развитии самодеятельного лыжного спорта в Самаре конца XIX-начала XX века будут приняты с благодарностью, вне зависимости от того, подтвердят они или опровергнут мои собственные выводы.