Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

"Самарец - Ильичу"

Во время поисков информации о самарском аэродроме ОСОАВИАХИМ наткнулся на любопытный факт - в 1924 году на средства, собранные Обществом Друзей Воздушного Флота, был построен самолёт-разведчик Р-1, носивший собственное имя "Самарец-Ильичу".



Газета "Волжская коммуна" за 18 октября 1923 года писала:

Самарское областное общество ОДВФ поставило перед собой задачу — подарить республике в эскадрилью «Ильич» самолет под названием «Самарцы — Ильичу».
Такое решение можно только приветствовать. Притом надо поспешить, так как времени в нашем распоряжении очень немного...


Начало положил приказ РВС СССР:
ПРИКАЗ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК №367

9 марта 1924 г. г. Москва

О присвоении 1 разведывательной авиационной эскадрилье имени Владимира Ильича Ленина

Первой разведывательной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени Владимира Ильича Ленина», почему эту эскадрилью впредь именовать:

«Первой разведывательной авиационной эскадрильей имени Владимира Ильича Ленина».

Заместитель Председателя Революционного Военного Совета
Э. Склянский


Задуманное самарцами удалось реализовать:

1 июня 1924 г. 19 Р-1 из числа машин первой серии, выпущенной ГАЗ №1, торжественно передавались на Центральном аэродроме Москвы «Первой разведывательной эскадрилье имени В.И. Ленина».
Средства на приобретение техники были собраны трудовыми коллективами— тогда это являлось обычной практикой. Руководило сбором денег Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ).
На борту самолетов были нанесены надписи: «Красный Воронеж — Ильичу», «Самарец — Ильичу», «Сибирский рабочий», «Красный сормович», «Донской рабочий», «Продработник», «Московский коммунальник»... В дальнейшем эту эскадрилью, называемую обычно более кратко — «Ленин», перевели на Дальний Восток. Впоследствии ее переформировали в авиационный полк им. В.И. Ленина. Эта часть принимала участие во всех предвоенных конфликтах и в войне с Японией в 1945 г.


1 июня 1924 года на центральном аэродроме имени Л. Д. Троцкого (так тогда назывался аэродром на Ходынском поле в Москве) состоялась торжественная передача новых самолетов Р-1 эскадрилье имени Ленина.



Журнал «Самолет» в № 6 за 1924 год сообщал:

… На необозримом аэродромном поле были выстроены в «пешем строю» в виде гигантской буквы «П» наши боевые самолеты. Слева — вытянулась в нитку молодая эскадрилья в составе: «Самарец – Ильичу» (Самарское ОДВФ), «Красный Воронеж – Ильичу» (Воронежское ОДВФ), «Земляк Ильича» (Ульяновско-Симбирское ОДВФ), «Сибирский Рабочий», «Комсомолец Сибири» и «Красная Сибирячка» (Сибирское ОДВФ), «Нижегородский Рабочий» и «Красный Сормович» (Нижегородское ОДВФ), «Каратегин» и «Кизлы Бухара» (Средне-Азиатское ОДВФ), «Московский Коммунальник», «Продработник» и «Дзержинский 1» (МОДВФ), «Им. тов. Семашко» (Наркомздрав), «Красное Черноморье», «Грозный», «Донской Рабочий» и «Красный Северо-Кавказец» (Юго-Восточное ОДВФ) и «Красный Владимирец» (Владимирское ОДВФ).
Все эти 19 новеньких самолетов выстроены на одном из наших авиазаводов...
В назначенное время пунктуально, как всегда, прибывает на аэродром тов. Троцкий. Еще издали его прибытие возвещают перекаты «ура». Рапорт. Обход организаций и частей.
И всюду, где проходит группа членов Реввоенсовета с тов. Троцким во главе, — могучие вспышки «ура», мелькание над головами рук, головных уборов, платков.


"Самарец - Ильичу" имел заводской серийный номер 2512.

Фотографии самого "Самарца-Ильичу", к сожалению, мне найти не удалось - но зато обнаружилось несколько фото однотипных именных Р-1:

"Красный Воронеж - Ильичу" (с/н 2521):


Самолёт Р-1 эскадрильи "Наш ответ Чемберлену", сформированной в 1927 году:



1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина существовала в 1924 – 1925 годах:
1924 г.
1-я эскадрилья находилась в г. Москве.
...
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)


Буксировка Р-1 в Гатчине, 1920-е годы:


Вооружение: советские самолёты Р-1.
01.06. девятнадцать самолётов Р-1 торжественно переданы в г. Москве на Центральном аэродроме Первой разведывательной эскадрилье имени В. И. Ленина.
Самолёты Р-1 имели персональные наименования: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный/номер 2521), «Самарец – Ильичу» (с/н 2512), «Сибирский рабочий» (с/н 2527), «Красный сормович» (с/н 2514), «Донской рабочий» (с/н 2538), «Продработник» (с/н 2526), «Московский коммунальник» (с/н 2530), «Кизлы-Бухара» (с/н 2506), «Красное Черноморье» (с/н 2513), «Дзержинский – 1» (с/н 2516), «Земляк Ильича» (с/н 2517), «Красная сибирячка» (с/н 2518), «Имени товарища Семашко» (с/н 2519), «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), «Нижегородский рабочий» (с/н 2522), «Картыген» (с/н 2523), «Красный владимирец» (с/н 2528), «Грозный» (с/н 2529), «Красный северокавказец» (с/н 2531).




Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.).

Запуск двигателя Р-1 - "Контакт! - Есть Контакт! - От винта!"::


Заказ Революционного Военного Совета Республики Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г.
В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293).

В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9. В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых с-ов и 130 учебных Р-2 (Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и с-тами с другими двигателями.

Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1.



Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9.

Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1.



В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6.



С 1928 г. самолеты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки.

До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях.


Р-1 заходит на посадку:



И в заключение - о небольшом курьёзе, связанном с Р-1:

...освоение Р-1 вызвало к жизни несколько довольно экзотических вариантов применения самолета. В частности, скромные успехи в развитии средств авиационной радиосвязи заставляли вспомнить о более древних приемах, например, о голубиной почте. В случае вынужденной посадки или при необходимости доставки разведданных вполне могли пригодиться пернатые почтальоны, летящие со скоростью до 50 км/ч. Донесение писалось на тонкой бумаге и вкладывалось в специальный пенал, прикрепленный к лапке птицы.
В 1924 г. в Академии Воздушного Флота проводили опыты по запуску голубей с летящих на высотах 300-2500 м Р-1. Все голуби после сброса с самолета мгновенно ориентировались, пикировали змейкой или крутой спиралью до высоты не менее 100 м и летели к своей голубятне.

Опыты продолжались и в 1925 г., когда проводились Всесоюзные состязания почтовых голубей. Использовались два маршрута - Москва-Можайск (120 км) и Москва-Бологое (350 км). Успех состязаний оказался впечатляющ, на их основе предполагалось создание секции почтовых голубей "Авиахима" и оборудование военно-голубиных станций.

Tags: СССР, забытая история, история, техника
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Пурпур

    Пурпур с глубокой древности считался одним из самых дорогих красителей, пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши и признаком особого…

  • 1300 километров на собаках летом

    Многие давние читатели моего блога в курсе, что меня, как владельца сибирского хаски, давно занимает тема собачьих упряжек и ездового спорта, также…

  • Бахиловский гудронный завод

    На территории Жигулёвского заповедника им. И.И. Спрыгина находится урочище Гудронный, названное так по когда-то находившемся тут посёлке при…

  • Самарская стерлядь для Александра II

    Пять лет назад я писал о посещении Самары Императором Александром II 29 августа 1871 года, сегодня же я хочу познакомить моих читателей с еще одним…

  • Альфред Фон Вакано

    Фон Вакано Альфред Филиппович, (нем. Alfred Josef Maria Ritter von Vacano; 12 мая 1846, Козова, Австрийская империя (ныне Украина) — 24 марта…

  • Лотар фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни третьего сына Альфреда фон Вакано - Лотара Леопольда (Лотара) и о дальнейшей судьбе…

  • Эрих фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни второго сына Альфреда фон Вакано - Эриха-Виктора-Иоганна (Эриха). Эрих фон Вакано -…

  • Владимир фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни старшего сына Альфреда фон Вакано - Вальдемара-Альфреда-Густава (Владимира). Старший…

  • Фон Вакано и сыновья

    У самарского пивного короля Альфреда фон Вакано была немаленькая по нынешним понятиям семья - сыновья Вальдемар-Альфред-Густав (Владимир),…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments