Газета "Волжская коммуна" за 18 октября 1923 года писала:
Самарское областное общество ОДВФ поставило перед собой задачу — подарить республике в эскадрилью «Ильич» самолет под названием «Самарцы — Ильичу».
Такое решение можно только приветствовать. Притом надо поспешить, так как времени в нашем распоряжении очень немного...
Начало положил приказ РВС СССР:
ПРИКАЗ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК №367
9 марта 1924 г. г. Москва
О присвоении 1 разведывательной авиационной эскадрилье имени Владимира Ильича Ленина
Первой разведывательной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени Владимира Ильича Ленина», почему эту эскадрилью впредь именовать:
«Первой разведывательной авиационной эскадрильей имени Владимира Ильича Ленина».
Заместитель Председателя Революционного Военного Совета
Э. Склянский
Задуманное самарцами удалось реализовать:
1 июня 1924 г. 19 Р-1 из числа машин первой серии, выпущенной ГАЗ №1, торжественно передавались на Центральном аэродроме Москвы «Первой разведывательной эскадрилье имени В.И. Ленина».
Средства на приобретение техники были собраны трудовыми коллективами— тогда это являлось обычной практикой. Руководило сбором денег Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ).
На борту самолетов были нанесены надписи: «Красный Воронеж — Ильичу», «Самарец — Ильичу», «Сибирский рабочий», «Красный сормович», «Донской рабочий», «Продработник», «Московский коммунальник»... В дальнейшем эту эскадрилью, называемую обычно более кратко — «Ленин», перевели на Дальний Восток. Впоследствии ее переформировали в авиационный полк им. В.И. Ленина. Эта часть принимала участие во всех предвоенных конфликтах и в войне с Японией в 1945 г.
1 июня 1924 года на центральном аэродроме имени Л. Д. Троцкого (так тогда назывался аэродром на Ходынском поле в Москве) состоялась торжественная передача новых самолетов Р-1 эскадрилье имени Ленина.
Журнал «Самолет» в № 6 за 1924 год сообщал:
… На необозримом аэродромном поле были выстроены в «пешем строю» в виде гигантской буквы «П» наши боевые самолеты. Слева — вытянулась в нитку молодая эскадрилья в составе: «Самарец – Ильичу» (Самарское ОДВФ), «Красный Воронеж – Ильичу» (Воронежское ОДВФ), «Земляк Ильича» (Ульяновско-Симбирское ОДВФ), «Сибирский Рабочий», «Комсомолец Сибири» и «Красная Сибирячка» (Сибирское ОДВФ), «Нижегородский Рабочий» и «Красный Сормович» (Нижегородское ОДВФ), «Каратегин» и «Кизлы Бухара» (Средне-Азиатское ОДВФ), «Московский Коммунальник», «Продработник» и «Дзержинский 1» (МОДВФ), «Им. тов. Семашко» (Наркомздрав), «Красное Черноморье», «Грозный», «Донской Рабочий» и «Красный Северо-Кавказец» (Юго-Восточное ОДВФ) и «Красный Владимирец» (Владимирское ОДВФ).
Все эти 19 новеньких самолетов выстроены на одном из наших авиазаводов...
В назначенное время пунктуально, как всегда, прибывает на аэродром тов. Троцкий. Еще издали его прибытие возвещают перекаты «ура». Рапорт. Обход организаций и частей.
И всюду, где проходит группа членов Реввоенсовета с тов. Троцким во главе, — могучие вспышки «ура», мелькание над головами рук, головных уборов, платков.
"Самарец - Ильичу" имел заводской серийный номер 2512.
Фотографии самого "Самарца-Ильичу", к сожалению, мне найти не удалось - но зато обнаружилось несколько фото однотипных именных Р-1:
"Красный Воронеж - Ильичу" (с/н 2521):
Самолёт Р-1 эскадрильи "Наш ответ Чемберлену", сформированной в 1927 году:
1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина существовала в 1924 – 1925 годах:
1924 г.
1-я эскадрилья находилась в г. Москве.
...
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Буксировка Р-1 в Гатчине, 1920-е годы:
Вооружение: советские самолёты Р-1.
01.06. девятнадцать самолётов Р-1 торжественно переданы в г. Москве на Центральном аэродроме Первой разведывательной эскадрилье имени В. И. Ленина.
Самолёты Р-1 имели персональные наименования: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный/номер 2521), «Самарец – Ильичу» (с/н 2512), «Сибирский рабочий» (с/н 2527), «Красный сормович» (с/н 2514), «Донской рабочий» (с/н 2538), «Продработник» (с/н 2526), «Московский коммунальник» (с/н 2530), «Кизлы-Бухара» (с/н 2506), «Красное Черноморье» (с/н 2513), «Дзержинский – 1» (с/н 2516), «Земляк Ильича» (с/н 2517), «Красная сибирячка» (с/н 2518), «Имени товарища Семашко» (с/н 2519), «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), «Нижегородский рабочий» (с/н 2522), «Картыген» (с/н 2523), «Красный владимирец» (с/н 2528), «Грозный» (с/н 2529), «Красный северокавказец» (с/н 2531).
Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.).
Запуск двигателя Р-1 - "Контакт! - Есть Контакт! - От винта!"::
Заказ Революционного Военного Совета Республики Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г.
В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293).
В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9. В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых с-ов и 130 учебных Р-2 (Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и с-тами с другими двигателями.
Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1.
Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9.
Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1.
В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6.
С 1928 г. самолеты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки.
До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях.
Р-1 заходит на посадку:
И в заключение - о небольшом курьёзе, связанном с Р-1:
...освоение Р-1 вызвало к жизни несколько довольно экзотических вариантов применения самолета. В частности, скромные успехи в развитии средств авиационной радиосвязи заставляли вспомнить о более древних приемах, например, о голубиной почте. В случае вынужденной посадки или при необходимости доставки разведданных вполне могли пригодиться пернатые почтальоны, летящие со скоростью до 50 км/ч. Донесение писалось на тонкой бумаге и вкладывалось в специальный пенал, прикрепленный к лапке птицы.
В 1924 г. в Академии Воздушного Флота проводили опыты по запуску голубей с летящих на высотах 300-2500 м Р-1. Все голуби после сброса с самолета мгновенно ориентировались, пикировали змейкой или крутой спиралью до высоты не менее 100 м и летели к своей голубятне.
Опыты продолжались и в 1925 г., когда проводились Всесоюзные состязания почтовых голубей. Использовались два маршрута - Москва-Можайск (120 км) и Москва-Бологое (350 км). Успех состязаний оказался впечатляющ, на их основе предполагалось создание секции почтовых голубей "Авиахима" и оборудование военно-голубиных станций.