Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Аэродром ОСОАВИАХИМ в Куйбышеве

Есть в Cамаре улица с говорящим названием Аэродромная - но вот где именно находился аэродром ОСОАВИАХИМ, давший ей название, мало кто из самарцев помнит.


Источник фото - drugoigorod.ru

Данную тему поднял френд artimage_su в комментарии к моему посту о немецком военно-географическом описании Поволжья:

...на мой взгляд, старые и большие строения на территории автопарка к аэродрому отношения не имели, несмотря на отношение каких-то предприятий там к химии и нефтепродуктам.
Все же появились они несколько позже, раз места отмечены лишь как черновские сады. Если допустить, что немецкая карта не особо врала (даже отмечены некие ангары за Авророй/Партизанской), то самый дальний восточный угол аэродрома был в районе чуть южнее бани, что на Волгина, затем граница шла на северо-запад до Гагарина-Революционной.
Некие большие строения (ангары? вокзал?) существовали на месте, где потом существовал пустырь/футбольное поле за задах дома 144а по ул Революционной (сейчас там многоэтажка торчит), а сама взлетка, если была по прямой "север-юг", проходила прямо по улице Революционной от Мориса Тореза за "гамак", туда, южнее.
Дубль мог быть по Дзержинского, ну или одна из полос могла быть расположена косо (северо-восток - юго-запад), то начиналась от задворок кинотеатра "Старт" и шла западнее места будущего памятника Санфировой, туда, дальше на юго-запад до уклона.

Кстати, некий местный в комментариях, в том блоге, поделился воспоминанием, что детьми ходили смотреть на самолеты через дырку в заборе в году 64-м.
То есть их уже заселили в соседних активно застраивающихся микрорайонах, а остатки аэродрома, получается, еще сохранились, а вот где - не особо помнит.

Таки вот! Несмотря на то, что абсолютно всё от аэродрома исчезло с лица Куйбышева, но, оказывается, на самом первом американском спутниковом снимке 1965-го года кусок от коммуникаций аэродрома всё еще виден, и это, видимо, тот самый кусок с заборами в дырках, куда дети ходили смотреть на самолеты.
В 1965-м, видимо, это были остатки ремонтной базы, где были складированы корпуса самолетов. на немецкой карте этот кусок вдаётся западным треугольником в соседние кварталы. а на снимке - он треугольный островок за забором. и самолеты видны!

И уже через год, на снимке 1966-го года - это место стало жилым кварталом Мориса Тореза/Мяги/Дзержинского.


Поскольку вопрос точного местонахождения бывшего аэродрома ОСОАВИАХМ-ДОСААФ всегда интересовал и меня - сегодня мы с вами попробуем разобраться, где же был этот загадочный аэродром.

Его поисками на местности занимался в своё время Игорь Кондратьев (gregorko), но достоверных данных тогда так и не нашел.



По всей видимости, история аэродрома ОСОАВИАХИМ началась еще с Первой мировой войны - известно, что в Самаре в мае 1918 г. была создана «Специальная школа летчиков-истребителей» в Самаре (бывшая Петроградская гидроавиашкола).

В июне 1918 в Самаре на аэродроме чехословацкие легионеры захватили несколько трофейных аэропланов (Первоисточник: Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне".
Об этом я как-то уже писал:
На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных в начале года с русско-германского фронта. Два из них, «Фарман-30» и «Вуазен», они решили забрать себе.

Помимо Петроградской, в Самару была позднее переведена и Нижегородская школа военно-морских летчиков (слившиеся в одно учебное заведение в 1919 г.);

В 30-е же годы (по некоторым данным - в1934 году) на старом месте обосновался аэродром ОСОАВИАХИМ.

Однако мне попался сборник приказов по ОСОАВИАХИМ за 1931-32 год, в котором в Приказе № 2 Авиационного отдела ЦС Союза ОСОАВИАХИМ СССР по лётным школам ОСОАВИАХИМА от 28 авгута 1931 года упоминается Самарская летная школа ОСОАВИАХИМ и её Самарский аэродром:

Пролистав кучу довоенных, военных и послевоенных карт и планов Куйбышева, мне удалось обнаружить аэродром обозначенным только на одном из них - карте Куйбышева, подготовленной немецкой внешней разведкой, датированной 30.05.1944:




Территория аэродрома, обозначенная на ней, имеет форму неправильного многоугольника, на карту наложены контуры современных улиц Самары.

Поиски аэродрома на более ранних картах успехов не увенчались - он не обозначен не только на советских довоенных картах (что вполне логично), но отсутствует и на немецкой карте куйбышева. датированной двумя годами ранее - 1942 годом (красным я нанёс контур аэродрома с немецкой карты 1944 года):



Можно предположить, что в 1942 году у немцев данных об аэродроме еще не было, а план они просто срисовали с более ранних советских карт.

Эту гипотезу подтверждают советские довоенные карты:






Анализ этих карт позволяет предположить, что аэродром мог существовать уже в 1934 году, но не обозначен на карте по вполне понятным соображениям секретности.
Интересна карта 1934 года - на месте аэродрома на ней красным карандашом обозначена, по-видимому, планировавшаяся, но так и не осуществленная застройка.

По всей видимости, это проект застройки из Генплана Куйбышева 1940-45 г.г:


Источник - сайт drugoigorod.ru

Рельеф местности позволяет предположить, что ВПП располагалась в направлении север-юг, что согласуется с предположением френда artimage_su.

Схема транспорта 1959 года позволяет сделать вывод о том, что в это время аэродром находился на месте, хотя и не обозначен:



План Куйбышева, датированный 1961 годом, интересен тем, что на нём впервые появляется обозначение одной из частей аэродрома:



Что это за часть, можно предположить, взглянув на американский спутниковый снимок 1965 года:



Этот же фрагмент с максимально доступном разрешении - действительно, на снимке различимы самолёты:



Но уже через год, в 1966-м, на месте забора, нескольких аэродромных построек и самолётов стоит три новых дома:



К 1966-му году вся территория бывшего аэродрома оказывается полностью застроена "хрущевками" первого куйбышевского микрорайона "Масив ДОСААФ":



Координаты места, где в 1965 году еще стояли самолёты.

По итогам совещания в Москве в январе1938г в докладе Председателя ЦС ОСОАВИАХИМА тов. П.С. Горшенина сообщалось:

Интересно было найти еще несколько ссылок на Куйбышевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.

«Список аэроклубов Осоавиахима, утверждённых на 1939 год и их краткая характеристика» по состоянию на 22 марта 1939 года
...
- Куйбышевский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 17, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 36;
аэродром 500х600 м, «аэродром закрывается в связи со строительством гидроузла»;
имеет пять ангаров на 20 самолётов и восемь учебных аудиторий;
бензотара – на 50 т;
выполнение плана: за 1936 год – 101 %, за 1937 год – 51 %, за 1938 год – в документе не указано;


Куйбышевский аэроклуб: 12 декабря 1941 года «начальник отдела авиации ст. лейтенант Холопов и председатель Куйбышевского облсовета Осоавиахима Митрозаев, получив извещение из Куйбышевского аэроклуба о том, что в 3-х километрах от основного аэродрома потерпел аварию инструктор-лётчик Устинов М.Ф., решили вылететь для расследования происшествия». Полёт проходил в плохих метеоусловиях и в результате пилот потерял ориентировку, по причине чего самолёт оказался над городом. «Вследствие плохой видимости и малой высоты зацепились за дерево, а потом за высоковольтную линию».

Во время войны. в 1942 году, на базе аэроклуба готовили военных лётчиков:
Куйбышевский и Мелекесский аэроклубы влиты в 1-ю Куйбышевскую школу пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ.

Интересно, что на аэродроме ОСОАВИАХИМа одно время базировалась военная кафедра КуАИ:




Как уже было указано выше, ныне от бывшего аэродрома ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ не осталось ничего, кроме названия улицы.

Tags: Куйбышев, СССР, забытая история, загадки истории, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments