Источник фото - drugoigorod.ru
Данную тему поднял френд artimage_su в комментарии к моему посту о немецком военно-географическом описании Поволжья:
...на мой взгляд, старые и большие строения на территории автопарка к аэродрому отношения не имели, несмотря на отношение каких-то предприятий там к химии и нефтепродуктам.
Все же появились они несколько позже, раз места отмечены лишь как черновские сады. Если допустить, что немецкая карта не особо врала (даже отмечены некие ангары за Авророй/Партизанской), то самый дальний восточный угол аэродрома был в районе чуть южнее бани, что на Волгина, затем граница шла на северо-запад до Гагарина-Революционной.
Некие большие строения (ангары? вокзал?) существовали на месте, где потом существовал пустырь/футбольное поле за задах дома 144а по ул Революционной (сейчас там многоэтажка торчит), а сама взлетка, если была по прямой "север-юг", проходила прямо по улице Революционной от Мориса Тореза за "гамак", туда, южнее.
Дубль мог быть по Дзержинского, ну или одна из полос могла быть расположена косо (северо-восток - юго-запад), то начиналась от задворок кинотеатра "Старт" и шла западнее места будущего памятника Санфировой, туда, дальше на юго-запад до уклона.
Кстати, некий местный в комментариях, в том блоге, поделился воспоминанием, что детьми ходили смотреть на самолеты через дырку в заборе в году 64-м.
То есть их уже заселили в соседних активно застраивающихся микрорайонах, а остатки аэродрома, получается, еще сохранились, а вот где - не особо помнит.
Таки вот! Несмотря на то, что абсолютно всё от аэродрома исчезло с лица Куйбышева, но, оказывается, на самом первом американском спутниковом снимке 1965-го года кусок от коммуникаций аэродрома всё еще виден, и это, видимо, тот самый кусок с заборами в дырках, куда дети ходили смотреть на самолеты.
В 1965-м, видимо, это были остатки ремонтной базы, где были складированы корпуса самолетов. на немецкой карте этот кусок вдаётся западным треугольником в соседние кварталы. а на снимке - он треугольный островок за забором. и самолеты видны!
И уже через год, на снимке 1966-го года - это место стало жилым кварталом Мориса Тореза/Мяги/Дзержинского.
Поскольку вопрос точного местонахождения бывшего аэродрома ОСОАВИАХМ-ДОСААФ всегда интересовал и меня - сегодня мы с вами попробуем разобраться, где же был этот загадочный аэродром.
Его поисками на местности занимался в своё время Игорь Кондратьев (gregorko), но достоверных данных тогда так и не нашел.
По всей видимости, история аэродрома ОСОАВИАХИМ началась еще с Первой мировой войны - известно, что в Самаре в мае 1918 г. была создана «Специальная школа летчиков-истребителей» в Самаре (бывшая Петроградская гидроавиашкола).
В июне 1918 в Самаре на аэродроме чехословацкие легионеры захватили несколько трофейных аэропланов (Первоисточник: Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне".
Об этом я как-то уже писал:
На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных в начале года с русско-германского фронта. Два из них, «Фарман-30» и «Вуазен», они решили забрать себе.
Помимо Петроградской, в Самару была позднее переведена и Нижегородская школа военно-морских летчиков (слившиеся в одно учебное заведение в 1919 г.);
В 30-е же годы (по некоторым данным - в1934 году) на старом месте обосновался аэродром ОСОАВИАХИМ.
Однако мне попался сборник приказов по ОСОАВИАХИМ за 1931-32 год, в котором в Приказе № 2 Авиационного отдела ЦС Союза ОСОАВИАХИМ СССР по лётным школам ОСОАВИАХИМА от 28 августа 1931 года упоминается Самарская летная школа ОСОАВИАХИМ и её Самарский аэродром:
Пролистав кучу довоенных, военных и послевоенных карт и планов Куйбышева, мне удалось обнаружить аэродром обозначенным только на одном из них - карте Куйбышева, подготовленной немецкой внешней разведкой, датированной 30.05.1944:
Территория аэродрома, обозначенная на ней, имеет форму неправильного многоугольника, на карту наложены контуры современных улиц Самары.
Поиски аэродрома на более ранних картах успехов не увенчались - он не обозначен не только на советских довоенных картах (что вполне логично), но отсутствует и на немецкой карте куйбышева. датированной двумя годами ранее - 1942 годом (красным я нанёс контур аэродрома с немецкой карты 1944 года):
Можно предположить, что в 1942 году у немцев данных об аэродроме еще не было, а план они просто срисовали с более ранних советских карт.
Эту гипотезу подтверждают советские довоенные карты:
Анализ этих карт позволяет предположить, что аэродром мог существовать уже в 1934 году, но не обозначен на карте по вполне понятным соображениям секретности.
Интересна карта 1934 года - на месте аэродрома на ней красным карандашом обозначена, по-видимому, планировавшаяся, но так и не осуществленная застройка.
По всей видимости, это проект застройки из Генплана Куйбышева 1940-45 г.г:
Источник - сайт drugoigorod.ru
Рельеф местности позволяет предположить, что ВПП располагалась в направлении север-юг, что согласуется с предположением френда artimage_su.
Схема транспорта 1959 года позволяет сделать вывод о том, что в это время аэродром находился на месте, хотя и не обозначен:
План Куйбышева, датированный 1961 годом, интересен тем, что на нём впервые появляется обозначение одной из частей аэродрома:
Что это за часть, можно предположить, взглянув на американский спутниковый снимок 1965 года:
Этот же фрагмент с максимально доступном разрешении - действительно, на снимке различимы самолёты:
Но уже через год, в 1966-м, на месте забора, нескольких аэродромных построек и самолётов стоит три новых дома:
К 1966-му году вся территория бывшего аэродрома оказывается полностью застроена "хрущевками" первого куйбышевского микрорайона "Массив ДОСААФ":
Координаты места, где в 1965 году еще стояли самолёты.
По итогам совещания в Москве в январе1938г в докладе Председателя ЦС ОСОАВИАХИМА тов. П.С. Горшенина сообщалось:
Интересно было найти еще несколько ссылок на Куйбышевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
«Список аэроклубов Осоавиахима, утверждённых на 1939 год и их краткая характеристика» по состоянию на 22 марта 1939 года
...
- Куйбышевский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 17, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 36;
аэродром 500х600 м, «аэродром закрывается в связи со строительством гидроузла»;
имеет пять ангаров на 20 самолётов и восемь учебных аудиторий;
бензотара – на 50 т;
выполнение плана: за 1936 год – 101 %, за 1937 год – 51 %, за 1938 год – в документе не указано;
Куйбышевский аэроклуб: 12 декабря 1941 года «начальник отдела авиации ст. лейтенант Холопов и председатель Куйбышевского облсовета Осоавиахима Митрозаев, получив извещение из Куйбышевского аэроклуба о том, что в 3-х километрах от основного аэродрома потерпел аварию инструктор-лётчик Устинов М.Ф., решили вылететь для расследования происшествия». Полёт проходил в плохих метеоусловиях и в результате пилот потерял ориентировку, по причине чего самолёт оказался над городом. «Вследствие плохой видимости и малой высоты зацепились за дерево, а потом за высоковольтную линию».
Во время войны. в 1942 году, на базе аэроклуба готовили военных лётчиков:
Куйбышевский и Мелекесский аэроклубы влиты в 1-ю Куйбышевскую школу пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ.
Интересно, что на аэродроме ОСОАВИАХИМа одно время базировалась военная кафедра КуАИ:
Как уже было указано выше, ныне от бывшего аэродрома ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ не осталось ничего, кроме названия улицы.