Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Парадокс веры или признак безверия?

Начну с того, что я убежденный атеист.
Как-то так повелось в нашей семье - и папа, и мама мои были некрещеными, в бога не верили и умерли атеистами.
Не были верующими и мои деды с бабками - во всяком случае, я никогда и ни при каких обстоятельствах не видел, что б они крестились, ходили в церковь, отмечали церковные праздники или держали дома иконы.
Не носили и нательных крестов, хотя родом были из деревень и сёл, а в 1930-х, с началом коллективизации, уехали оттуда в поисках лучшей доли.

Однако сейчас почему-то широко распространено мнение, что в СССР "люди ... не были безбожниками. Просто это было как бы нельзя открыто. А когда официально стало можно, люди с радостью в Храм пошли" - именно так буквально мне и написала одна ЖЖистка.



В силу того, что отец мой был кадровым офицером, нашей семье довелось довольно много поколесить по стране - долгое время жили мы в Армении, где я сменил 3 школы.
Так вот - среди примерно 75 человек моих одноклассников был только один верующий - молоканин Ваня.
И верующий он был самый настоящий - носил крестик, читал в уголке молитвы, когда надо, не стал ни октябрёнком, ни затем пионером.
При этом никаким преследованиям Ваня не подвергался, никто его ни в октябрята, ни в пионеры насильно не тянул - ну верит человек и живёт по вере своей - в стране же свобода совести.

Несколько месяцев нам довелось прожить в Эчмиадзине, духовном центре автокефальной армяно-григорианской церкви и резиденции Католикоса всех армян.
Разумеется, были там и действующие армянские церкви, и верующие - но не так что б прям много, не говоря о том, что б поголовно, хотя именно в Армении я видел большое количество именно действующих церквей, неплохо, кстати, сохранившихся, несмотря на землетрясения.

Не было верующих и в среде одноклассников в Куйбышеве, в который мы переехали в 1979 году после демобилизации отца.

После школы я поступил в институт - разумеется, не было верующих и среди студентов.
Разумеется - потому, что в КуАИ, готовивший специалистов для авиационной и космической промышленности, принимали, как говорили, только членов ВЛКСМ - правда это или нет, точно не скажу, поскольку никаких регламентирующих документов на этот счет не видел, но среди студентов не было ни одного некомсомольца, и ходили упорные слухи, что исключение из рядов ВЛКСМ за какую-либо провинность автоматически приводило и к отчислению из ВУЗа.

Вот тут я и подхожу к главному вопросу - с одной стороны, вера и членство в ВЛКСМ или КПСС чисто теоретически антагонистичны по сути, с другой - поскольку членство в партии или комсомоле открывало дорогу к карьерной лестнице, то вполне можно допустить, что могли быть отдельные личности, считавшие возможным совмещать веру в Христа с верой в коммунизм и торжество диктатуры пролетариата.
Однако можно ли считать подобный "консенсус вер" свидетельством искренней веры в Бога?

Разумеется, в обязательную программу обучения любого ВУЗа входила марксистко-ленинская философия и исторический материализм, провозглашавшие первичность материи перед духом и в корне отвергавшие любые проявления философии идеализма и веру как таковую - хоть в Христа-Спасителя, хоть в просветленного Будду, хоть в Аллаха, милостивого и милосердного.

Соответственно, в обычной жизни средней России после такой идеологической обработки встретить проявления религиозности было довольно сложно - чего не скажешь про национальные окраины СССР, особенно республики Средней Азии, но я б списал это на национальный колорит и существенно более низкий уровень общей образованности.

В Куйбышеве в 1970-х - 80-х годов, насколько я в курсе, было 2 действующих православных церкви и одна старообрядческая.
БОльшую часть времени никакого ажиотажа там не наблюдалось - за исключением Пасхи, в канун которой туда валом валил народ - не столько что б помолиться (таковых было относительно немного, в основном старушки), сколь из любопытства - среди студентов и школьников было особым шиком отстоять всенощную, преодолев давку и милицейские кордоны, пытавшиеся этой давки не допустить.

Однако в стране действующие церкви, монастыри, костелы, мечети и синагоги были. Были и священнослужители, были и прихожане.
Те, кто искренне верил. Но таковых было немного - факт.

Про антирелигиозную пропаганду в позднем СССР ничего не скажу - как таковой я ее проявлений не заметил.
Имея интерес к религиозной литературе, при желании достать ее большого труда не составляло, посетить любую действующую церковь, буде в том надобность возникнет - тоже.
В середине 80-х я первый раз прочел Евангелия (в дореволюционном издании), посетил три из пяти Лавр бывшего СССР - Александро-Невскую, Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую. Мне было интересно - и я это сделал, никаких препятствий не встретив. Интересна была церковная архитектура, церковная живопись, иконография, история религии - я ездил по церквам, смотрел, читал, собирал материалы - никому не было дела, за мной не ходили по пятам агенты КГБ.
Более того - никто не оскорблялся в атеистических чувствах, если вдруг я советовал какому-либо комсомольцу посетить Кирилловскую церковь на Подоле в Киеве или мечеть Калян в Бухаре.
Множество церквей, имевших историческую ценность, не отправляли культа, но сохранялись как музеи или исторические памятники.

Тем удивительней судьба множества сельских церквей.
Кстати, во времена Российской империи село отличалось от деревни именно наличием церкви.

В 1980-х-90-х годах я видел и посетил множество заброшенных и полуразрушенных церквей в разных селах Самарской области.
Однако только одна из увиденных особенно мне запомнилась тем, что помимо вездесущих голубей, населявших практически каждую опустевшую церковь, увидел я крупную и мелкую рогатую скотину жителей этого села, скрывавшуюся в храме от летнего зноя.
Было это в селе Курумоч.
Скот, он, конечно, скот и есть - какой с него спрос.

Но куда смотрели жители села, если они были все такие православные и набожные во все времена, как нас теперь пытаются убедить? Как уживались в их сознании вера и личная скотина, пасущаяся в храме?

Неужели так сложно было дверь в церкви поправить или пару досок прибить крест-накрест, что б скотина не шастала? Или коммунисты запрещали? Скорее всего, всем было пофиг всё равно - а раз так, то какая там могла быть вера?

Сейчас стало модно и удобно верить - и все сразу стали православные, раньше было не модно и неудобно - и люди ходили безбожниками и, судя по всему, вовсе не переживали по этому поводу.

Нынешнее увлечение православием - это очередная идеологическая мода или это искренне, от убежденности она или для заполнения идеологического вакуума после отмены коммунистической идеологии?


Непонятно мне стремление на всех господствующих высотах ставить символы господствующей веры - при коммунистах это были серпы с молотами и разные "Славы...", сейчас - кресты, отчего-то именуемые поклонными, хотя гораздо больше они напоминают метки, которыми животные метят свою территорию...


Отчего это - от высокой образованности или невежества - вот что мне интересно, друзья.

Из нынешних "православных" все ли читали Писание и знают ли Символ Веры?
Многие ли соблюдают не только ставший модным пост и купаются в проруби на Крещение, но и регулярно совершают другие, положенные православным верующим, таинства?

Отчего бывшие коммунисты и пионеры стали резко и вдруг православными?

Парадокс ли это веры или признак безверия, или свидетельство веры наносной, чисто поверхностной,  "культа карго"?

У меня нет ответов на эти вопросы, а каково Ваше мнение на этот счет?


P.S. Сразу скажу, что история с закрытием в СССР церквей в 1930-х и деятельность Союза Воинствующих Безбожников мне известна, но речь о "позднем" СССР эпохи Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева.
Tags: как это было, разное, я не понимаю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments