Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Поволжье - немецкое военно-географическое описание 1941 г.

Года три назад я рассказывал (и показывал) на страницах блога о немецких картах и аэрофотосъёмках Куйбышева, сделанных самолётами 6 Воздушного флота по заказу немецкой внешней разведки - VI отдела РСХА - в 1943-44 годах.

Сегодняшний мой материал основан на более ранних оригинальных немецких документах - книжке "Militärgeographische Angaben über das Europäische Russland. Wolgagebiete" - "Военно-географическое описание Европейской России. Поволжье" , выпущенной для солдат и офицеров Вермахта в 1941 году.

Книга издана Отделом военных карт и межевания (IV военно-географический) Генерального Штаба Сухопутных войск фашисткой Германии и украшена грифом "Nur für den dienstgebrauch!" - "Только для служебного пользования!",

Выпущена она была 10 июля 1941 года:




Книжка в качестве трофея попала в Отдел Войсковой разведки Северного флота, откуда после войны была передана в Исторический отдел ГШ ВМФ СССР, а затем была сдана на хранение в ЦАМО - всё это легко читается на штампах, украшающих сие издание.

Поскольку помимо собственно описания географии Поволжья книга содержит и краткий русско-немецкий и немецко-русский разговорник, надо думать, что предназначалась она для подготовки оккупантов к контактам с местным населением.

Помимо общегеографического описания Поволжья, схем административно-территориальных единиц, входивших в него в то время, книжка содержит и описание основных населенных пунктов, некоторые из них, касающиеся наших окрестностей, я и приведу в переводе (Google нам в помощь).

Собственно, цели данного описания обозначены немцами прямым текстом:

Важные цели наступления - это крупные города на Волге и крупные мосты (последовательно в направлении течения реки):

1. Большой промышленный город Gorkij с мостами через Оку и Волгу;

2. Железнодорожный мост в 40 км на западе от г. Kasan (между железнодорожными станциями Sswijashsk и Selenyj Dol);

3. Kasan как промышленный город и столица татарской республики;

4. Uljanowsk с очень длинным железнодорожным мостом;

5. Kujbyschew с важной промышленностью и расположенной примерно на расстоянии от 40 до 50 км к востоку от него железнодорожной станцией Kinel, где соединяются железнодорожные линии из Сибири и Туркестана;

6. Ssysran (90 км на запад от г. Kujbyschew) с расположенным в немногих км на восток от города при ст. Batraki пересекающим Волгу большим железнодорожным мостом;

7. Ssaratow с военной промышленностью, с 12 км от города при Uwek находящийся железнодорожный мост, соединяющий Ssaratow с расположенным на противоположном берегу городом Энгельс;

8. Stalingrad с крупной промышленностью военного назначения;

9. Astrachan как портовый город.


Далее приводятся описания населенных пунктов - приведу здесь пару, и начну с наиболее мне близкого населенного пункта:

Кинель (BB 110). Куйбышевская область. 6900 жителей (1932).

Рабочий поселок и районный центр в 41 км на восток от Куйбышева, недалеко от впадения р.Кинель в р. Самару.
Пункт железнодорожной ветки Куйбышев-Уфа и Куйбышев-Чкалов [название Оренбурга с 1938 по 1957 год].
Месторождение серы.
Электростанция. (100 500 кВт, источник энергии - нефть), тракторная станция, совхоз. Поблизости второй совхоз.
Зерновые мельницы.
Вагоноремонтные мастерские, добыча гипса, кирпичные заводы.



Alexejewka (BB 110). Куйбышевская область.

Население неизвестно. Рабочий поселок в Кинельском районе, около впадения р. Kinel в р. Ssamara, к северо-востоку от г. Kujbyschew, недалеко от участка железной дороги Куйбышев-Уфа.
Железнодорожная станция Padowka.
Месторождение асфальта, минеральные источники, добыча нерудных материалов, производство стройматериалов.


Далее - аналогичная справка по г. Куйбышеву:

Kujbyschew (ранее Ssamara) (BB 110). Куйбышевская область. 390 300 жителей (в 1939}.

Областная столица на высотах (40-50м от уровня Волги) между реками Волгой и Самарой.
Волга здесь шириной в 2 км с берегами различной крутизны.
Железнодорожный узел.
Значительный торговый пункт с причальной стенкой для волжских кораблей (перевозка древесины, нефти, хлопка).
Асфальтируемые улицы, церкви, соборы, театры, музеи, 21 научный институт, 12 технических школ, библиотеки, Дом Советов, Дом Красной Армии.
Почтамт и телеграф, типография (газета), радиостанция, гостиницы, аптека, санаторий, больница, электростанция (начато строительство большой Гидроэлектростанции на Волге недалеко от города, в 1935: 27 000 кВт).
Аэропорт, военный аэродром, артиллерийский арсенал.
Торговля зерном, салом и скотом.

Военная промышленность: авиационный завод, производство орудий, производство боеприпасов для ручного огнестрельного оружия, производство пороха и взрывчатых веществ, производство боеприпасов, лаборатории по производству боевых отравляющих веществ.

Промышленность: Алебастровые карьеры, локомотиво- и вагоностроение (в 1936: 3000 рабочих), машиностроительная фабрика, ткацкая фабрика (в 1936: 1385 рабочих), производство тракторов, металлообрабатывающее производство, фабрика карбюраторов, кабельное производство, верфь с доком, производство изделий из кожи, производство стройматериалов, поблизости от города - бумажная фабрика, производство кино-фотоаппаратов, белья и одежды, а также следующая текстильная промышленность (хлопок), обувь, кожевенные заводы, нефтеперегонный завод, гипсовая добыча и добыча серы, лесопильные заводы, кирпичные заводы, центр пищевой промышленности на Волге - производство подсолнечного масла, переработка мяса, хлебо-булочных изделий, макаронная фабрика, изготовления спирта и водки.


Книга содержит множество иллюстраций в отдельном разделе (Bildheft), упорядоченных согласно тексту в текстовой части.
Поскольку многие фотографии мне не встречались нигде ранее, некоторые из нихх мне хочется вам показать с оригинальными комментариями.

Это фото подписано как "Höhenzug am rechten Wolgaufer (BB 91 ). Bei Uljanowsk (Ssimbirsk)." - "Горная цепь по правому берегу Волги (BB91). Близ Ульяновска (Симбирска)" , однако лично я узнаю в этой горе Жигули у села Ширяево:



Весьма интересна фотография Жигулей, подписанная как "35. Die Wolga bei Kujbyschew (BB 110). Verwildertes Strombett, weite, wald- und buschbestandene Überschwemmungsgebiete. Im Hintergrund das hohe Bergufer der Wolga." - "Мощный одичавший поток, заливающий поросшие кустами и лесом поймы. На заднем плане высокий горный берег Волги.":



Место с первого взгляда не узнаётся - но, похоже, что это остров Зелёненький, а снимали в районе Здравницы ВЦИК (Санаторий "Красная Глинка")


Следующее заинтересовавшее меня фото озаглавлено как "66. Deutsche Kolonie Streckerau bei Kujbyschew (früher Ssamara) (BB 110)." - "66. Немецкая колония Streckerau при Kujbyschew (ранее Ssamara) (BB 110)."



Поскольку я никогда ранее не слыхал о немецкой колонии с названием Шреккерау близ Самары, то начал поиски - и обнаружилось, что ныне это село Новокаменка в Саратовской области, а немцев ввел в заблуждение тот факт, что Новокаменка (Шреккерау) входила до 1919 года в Бизюкскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.


Зато с фотографией Царёва кургана всё верно атрибутировано:



Последней точно атрибутируемой фотографией наших краёв я посчитал бы фото Александровского моста:




Далее небезынтересными я посчитал фотографии, иллюстрирующие быт жителей Поволжья - не имеющие конкретной географической привязки, но  уж больно живописные, призванные проиллюстрировать дикость и варварство советских жителей Поволжья начала 1940-х ;))

51. Деревянный мост через ручей, вследствие ливней затапливает.
Примитивные мосты такого вида типичны для дорог в Советском Союзе.



Ну что я могу сказать - такие затапливаемые мосты кое-где действуют у нас и до сих пор - я как-то писал о старых мостах через Самарку ;))

Ну и несколько фотографий типичного русского транспорта поволжских крестьян тех времён (по представлениям немцев, во всяком случае ;))

53. Русский крестьянский транспорт - Telega, простая русская крестьянская повозка - это четырехколесный фургон с 2 дышлами, между которыми вставлена лошадь. Изогнутая лесина связывает оба дышла. Оси изготовлены из древесины и смазываются смолой.


52. Санные упряжки.
Слева грузовые сани, применяемые по всей России для транспортировки грузов.
Справа сани для перевозки пассажиров, легкие и со спинкой. Типичное гнутое дерево.




Вам мало экзотики?

Добавим ада!

64. Упряжка. Лошадь и верблюд в одной повозке. Картина, достаточно часто встречающаяся  в этой области Волги.



Но и это еще далеко не всё, чем удивляли военные географы из разведки рядовых и офицеров Вермахта.
Смотрим:

58. Весенний посев из самолета.
На далекой, ровной пашне лежат остатки зимнего снега, которые выглядят почти как слой облаков.
На огромных пашнях в степных областях России производство посевов в колхозах (коллективные хозяйства) и Ssowchosen (совхоз - советская хозяйственная деятельность) с самолетов находит широкое применение.





На сегодня у меня всё.

Источник:


Дело 892. Военно-географический обзор Поволжья. с сайта РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОГО ПРОЕКТА
ПО ОЦИФРОВКЕ ГЕРМАНСКИХ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.
Tags: Кинель, Куйбышев, забытая история, загадки истории, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments