Года три назад я рассказывал (и показывал) на страницах блога о немецких картах и аэрофотосъёмках Куйбышева, сделанных самолётами 6 Воздушного флота по заказу немецкой внешней разведки - VI отдела РСХА - в 1943-44 годах.
Сегодняшний мой материал основан на более ранних оригинальных немецких документах - книжке "Militärgeographische Angaben über das Europäische Russland. Wolgagebiete" - "Военно-географическое описание Европейской России. Поволжье" , выпущенной для солдат и офицеров Вермахта в 1941 году.
Книга издана Отделом военных карт и межевания (IV военно-географический) Генерального Штаба Сухопутных войск фашисткой Германии и украшена грифом "Nur für den dienstgebrauch!" - "Только для служебного пользования!",
Выпущена она была 10 июля 1941 года:
Книжка в качестве трофея попала в Отдел Войсковой разведки Северного флота, откуда после войны была передана в Исторический отдел ГШ ВМФ СССР, а затем была сдана на хранение в ЦАМО - всё это легко читается на штампах, украшающих сие издание.
Поскольку помимо собственно описания географии Поволжья книга содержит и краткий русско-немецкий и немецко-русский разговорник, надо думать, что предназначалась она для подготовки оккупантов к контактам с местным населением.
Помимо общегеографического описания Поволжья, схем административно-территориальных единиц, входивших в него в то время, книжка содержит и описание основных населенных пунктов, некоторые из них, касающиеся наших окрестностей, я и приведу в переводе (Google нам в помощь).
Собственно, цели данного описания обозначены немцами прямым текстом:
Важные цели наступления - это крупные города на Волге и крупные мосты (последовательно в направлении течения реки):
1. Большой промышленный город Gorkij с мостами через Оку и Волгу;
2. Железнодорожный мост в 40 км на западе от г. Kasan (между железнодорожными станциями Sswijashsk и Selenyj Dol);
3. Kasan как промышленный город и столица татарской республики;
4. Uljanowsk с очень длинным железнодорожным мостом;
5. Kujbyschew с важной промышленностью и расположенной примерно на расстоянии от 40 до 50 км к востоку от него железнодорожной станцией Kinel, где соединяются железнодорожные линии из Сибири и Туркестана;
6. Ssysran (90 км на запад от г. Kujbyschew) с расположенным в немногих км на восток от города при ст. Batraki пересекающим Волгу большим железнодорожным мостом;
7. Ssaratow с военной промышленностью, с 12 км от города при Uwek находящийся железнодорожный мост, соединяющий Ssaratow с расположенным на противоположном берегу городом Энгельс;
8. Stalingrad с крупной промышленностью военного назначения;
9. Astrachan как портовый город.
Далее приводятся описания населенных пунктов - приведу здесь пару, и начну с наиболее мне близкого населенного пункта:
Кинель (BB 110). Куйбышевская область. 6900 жителей (1932).
•
Рабочий поселок и районный центр в 41 км на восток от Куйбышева, недалеко от впадения р.Кинель в р. Самару.
Пункт железнодорожной ветки Куйбышев-Уфа и Куйбышев-Чкалов [название Оренбурга с 1938 по 1957 год].
Месторождение серы.
Электростанция. (100 500 кВт, источник энергии - нефть), тракторная станция, совхоз. Поблизости второй совхоз.
Зерновые мельницы.
Вагоноремонтные мастерские, добыча гипса, кирпичные заводы.
Alexejewka (BB 110). Куйбышевская область.
•
Население неизвестно. Рабочий поселок в Кинельском районе, около впадения р. Kinel в р. Ssamara, к северо-востоку от г. Kujbyschew, недалеко от участка железной дороги Куйбышев-Уфа.
Железнодорожная станция Padowka.
Месторождение асфальта, минеральные источники, добыча нерудных материалов, производство стройматериалов.
Далее - аналогичная справка по г. Куйбышеву:
Kujbyschew (ранее Ssamara) (BB 110). Куйбышевская область. 390 300 жителей (в 1939}.
•
Областная столица на высотах (40-50м от уровня Волги) между реками Волгой и Самарой.
Волга здесь шириной в 2 км с берегами различной крутизны.
Железнодорожный узел.
Значительный торговый пункт с причальной стенкой для волжских кораблей (перевозка древесины, нефти, хлопка).
Асфальтируемые улицы, церкви, соборы, театры, музеи, 21 научный институт, 12 технических школ, библиотеки, Дом Советов, Дом Красной Армии.
Почтамт и телеграф, типография (газета), радиостанция, гостиницы, аптека, санаторий, больница, электростанция (начато строительство большой Гидроэлектростанции на Волге недалеко от города, в 1935: 27 000 кВт).
Аэропорт, военный аэродром, артиллерийский арсенал.
Торговля зерном, салом и скотом.
Военная промышленность: авиационный завод, производство орудий, производство боеприпасов для ручного огнестрельного оружия, производство пороха и взрывчатых веществ, производство боеприпасов, лаборатории по производству боевых отравляющих веществ.
Промышленность: Алебастровые карьеры, локомотиво- и вагоностроение (в 1936: 3000 рабочих), машиностроительная фабрика, ткацкая фабрика (в 1936: 1385 рабочих), производство тракторов, металлообрабатывающее производство, фабрика карбюраторов, кабельное производство, верфь с доком, производство изделий из кожи, производство стройматериалов, поблизости от города - бумажная фабрика, производство кино-фотоаппаратов, белья и одежды, а также следующая текстильная промышленность (хлопок), обувь, кожевенные заводы, нефтеперегонный завод, гипсовая добыча и добыча серы, лесопильные заводы, кирпичные заводы, центр пищевой промышленности на Волге - производство подсолнечного масла, переработка мяса, хлебо-булочных изделий, макаронная фабрика, изготовления спирта и водки.
Книга содержит множество иллюстраций в отдельном разделе (Bildheft), упорядоченных согласно тексту в текстовой части.
Поскольку многие фотографии мне не встречались нигде ранее, некоторые из нихх мне хочется вам показать с оригинальными комментариями.
Это фото подписано как "Höhenzug am rechten Wolgaufer (BB 91 ). Bei Uljanowsk (Ssimbirsk)." - "Горная цепь по правому берегу Волги (BB91). Близ Ульяновска (Симбирска)" , однако лично я узнаю в этой горе Жигули у села Ширяево:
Весьма интересна фотография Жигулей, подписанная как "35. Die Wolga bei Kujbyschew (BB 110). Verwildertes Strombett, weite, wald- und buschbestandene Überschwemmungsgebiete. Im Hintergrund das hohe Bergufer der Wolga." - "Мощный одичавший поток, заливающий поросшие кустами и лесом поймы. На заднем плане высокий горный берег Волги.":
Место с первого взгляда не узнаётся - но, похоже, что это остров Зелёненький, а снимали в районе Здравницы ВЦИК (Санаторий "Красная Глинка")
Следующее заинтересовавшее меня фото озаглавлено как "66. Deutsche Kolonie Streckerau bei Kujbyschew (früher Ssamara) (BB 110)." - "66. Немецкая колония Streckerau при Kujbyschew (ранее Ssamara) (BB 110)."
Поскольку я никогда ранее не слыхал о немецкой колонии с названием Шреккерау близ Самары, то начал поиски - и обнаружилось, что ныне это село Новокаменка в Саратовской области, а немцев ввел в заблуждение тот факт, что Новокаменка (Шреккерау) входила до 1919 года в Бизюкскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
Зато с фотографией Царёва кургана всё верно атрибутировано:
Последней точно атрибутируемой фотографией наших краёв я посчитал бы фото Александровского моста:
Далее небезынтересными я посчитал фотографии, иллюстрирующие быт жителей Поволжья - не имеющие конкретной географической привязки, но уж больно живописные, призванные проиллюстрировать дикость и варварство советских жителей Поволжья начала 1940-х ;))
51. Деревянный мост через ручей, вследствие ливней затапливает.
Примитивные мосты такого вида типичны для дорог в Советском Союзе.
Ну что я могу сказать - такие затапливаемые мосты кое-где действуют у нас и до сих пор - я как-то писал о старых мостах через Самарку ;))
Ну и несколько фотографий типичного русского транспорта поволжских крестьян тех времён (по представлениям немцев, во всяком случае ;))
53. Русский крестьянский транспорт - Telega, простая русская крестьянская повозка - это четырехколесный фургон с 2 дышлами, между которыми вставлена лошадь. Изогнутая лесина связывает оба дышла. Оси изготовлены из древесины и смазываются смолой.
52. Санные упряжки.
Слева грузовые сани, применяемые по всей России для транспортировки грузов.
Справа сани для перевозки пассажиров, легкие и со спинкой. Типичное гнутое дерево.
Вам мало экзотики?
Добавим ада!
64. Упряжка. Лошадь и верблюд в одной повозке. Картина, достаточно часто встречающаяся в этой области Волги.
Но и это еще далеко не всё, чем удивляли военные географы из разведки рядовых и офицеров Вермахта.
Смотрим:
58. Весенний посев из самолета.
На далекой, ровной пашне лежат остатки зимнего снега, которые выглядят почти как слой облаков.
На огромных пашнях в степных областях России производство посевов в колхозах (коллективные хозяйства) и Ssowchosen (совхоз - советская хозяйственная деятельность) с самолетов находит широкое применение.
На сегодня у меня всё.
Источник:
Дело 892. Военно-географический обзор Поволжья. с сайта РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОГО ПРОЕКТА
ПО ОЦИФРОВКЕ ГЕРМАНСКИХ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.