Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сокские карьеры

Эта самарская достопримечательность, возможно, знакома не всем - отчасти потому, что истинный масштаб этих грандиозных творений рук человеческих ни с автомобильной, ни с железной дороги целиком не виден.

Истинную величину этих грандиозных карьеров можно осознать, только лишь вплотную к ним приблизившись, но даже с грунтовок, проходящих вдоль края карьера, всего карьера не увидеть:



Еще более грандиозно выглядит карьер, если смотреть на него с тех редких точек Сокольих гор, с которых панораме не мешает лес:



Но и это - далеко не весь карьер, да к тому же он здесь не один.
Что б увидеть истинный масштаб одного из самых крупных карьеров, нужно подъехать к самому его восточному краю - но и с этой точки карьер настолько огромен, что целиком не помещается даже в поле зрения короткофокусных объективов - обратите внимание на огромный карьерный экскаватор в середине левой части снимка:



Истинное представление о масштабе сооружения может дать только панорама, склеенная из нескольких снимков (кликабельно):



Но и в этом случае надо представлять себе, что это - всего лишь панорама ширины карьера, ведь в длину он раза в три с лишним больше, а за кажущимся его окончанием на самом деле скрывается еще один карьер, правда, немного меньшего размера - разработка этой его части была закончена на несколько десятилетий ранее, и его стали засыпать и рекультивировать.
На снимках выше - правый (восточный) из пары карьеров на космоснимке:



Даже отвал пустой породы, выглядящий как гора с плоской вершиной, расположенный почти посередине большого карьера, в реальности представляет собой здоровенную поросшую лесом гору:

С этой "горы" открывается захватывающая панорама разлившейся реки Сок и накопителей щебня, приготовленного когда-то к отгрузке речными баржами:



С этой точки заметно, что весь ландшафт левого берега Сока в этом месте - продукт деятельности Сокского карьероуправления, разрабатывавшего эти карьеры несколько десятилетий подряд.

Краткая история карьеров с сайта Сокского карьероуправления выглядит так:
с 1795
Началось детальное описание всего Волжского края. На территории Самарской области находится несколько карьеров. Основной их них, где сосредоточены крупнейшие запасы известняка и камня, находится в Сокольих горах.
с 1937
Масштабные изыскательные работы в предвоенный период дали необходимый толчок для развития района Сокольих гор. Так, в местечке Старая Жила ведётся разработка камня подземным способом.
c 1945
Осуществляется добыча химизвестняков подземными штольнями «Сок». На базе этого месторождения работал камнедробильный завод №4, мощностью 240 тыс. куб. метров щебня в год
с 1951
Был построен и запущен в эксплуатацию первый камнедробительный завод, который и стал основой для будущего Сокского карьера...
с 1980
Сокский карьер окончательно сформировался как одно их крупнейших предприятий – производителей строительных материалов. А его территория с небольшими изменениями сохранилась до наших дней. Сегодня основная промышленная площадка располагается на северном склоне Сокольих гор (восточный отрог Жигулевских гор) на левом берегу реки Сок.


Часть разработок велась закрытым способом - и продуктом этой деятельности оказались многокилометровые лабиринты Сокских штолен, но не они тема нашего сегодняшнего поста.
Попробуем немного углубиться в историю Сокских карьеров.

На американском космоснимке 1965 года можно рассмотреть ныне не сохранившиеся здания пос. Горный, расположенного между двух карьеров, оба из которых в то время еще только разрабатывались:



Известно, что на Сокских карьерах после войны работали немецкие военнопленные лагеря № 234.
Самарские историки на основе анализа архивных документов так представляют себе историю лагпункта лагеря № 234, заключенные которого работали на Сокских карьерах:

29 июля 1944 года из НКВД СССР в адрес начальника Управления особого строительства (УОС) Лепилова поступила телеграмма, в которой говорилось: «Для трудового использования вновь поступающих военнопленных приказом НКВД СССР утверждена организация на вашем предприятии лагеря военнопленных на 1500 человек...»
...
Первое лагерное отделение на 450 человек построили на Сухой Самарке. Здесь солдаты вермахта трудились над возведением нефтеперерабатывающего завода и работали на лесопилке.
Второй лагерный пункт на 300 человек был открыт в районе Сокского каменного карьера на Красной Глинке.


В статье А.В. Захарченко “ОСОБЫЙ КОНТИНГЕНТ”: ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЙОТРЯДА КРЫМСКИХ ТАТАР И ЛАГЕРЕЙ ВОЕННОПЛЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД СССР (1944-1946 ГГ.) приводятся следующие данные:

Как и требовал зам наркома, уже 30 июля [1944 г.] из Особстроя телеграфировали в Москву о готовности двух лагерных отделений для приема военнопленных на Сухой Самарке и каменном карьере Сок.


[В сентябре 1944 года] группа в количестве 300 человек была переброшена на каменный карьер Сок на Красную Глинку.
...
В связи с распоряжением В.В. Чернышова в июне 1945 г. военнопленные лагеря №234 должны были освободить жилые помещения, их перемещали на Красную Глинку, где еще с 1940 г. недалеко карьерных разработок располагался лагерный пункт УОС [Управления Особого Строительства НКВД СССР].

Где точно располагался лагпункт - мне доподлинно неизвестно, но у В.Ерофеева есть данные, что работавшие в карьерах военнопленные жили в ОЛП №2 неподалеку от ж/д станции:

ОЛП № 2 — железнодорожная станция Сортировочная у поселка Красная Глинка (погрузо-разгрузочные работы, карьер по добыче камня, швейное производство, численность — 1126 человек, из них 332 мужчины и 804 женщины);
...
ОЛП № 6 — у поселка Красная Глинка (лесозаготовка и лесопилка, численность — 1327 человек);


Железнодорожная станция Сортировочная располагалась примерно здесь - железнодорожная ветка обозначена на американской карте 1950-х, созданной на основе более ранних советских карт и разведданных, в разное время попавших в руки американской разведки:



Сортировочная на космоснимке 1965 года - где-то поблизости и располагался лагпункт:



Фотография середины 1940-х годов показывает нам окрестности ст. Сортировочная в районе современногой территории завода "Электрощит" - видна колючая проволока ограждения и вышки охраны, по-видимому, именно тут и располагался ОЛП №2.
Источник фото — сайт завода "Электрощит".



От ОЛП №2 до наших дней не сохранилось практически ничего, если не считать карьеров и штолен, хотя и они за многие десятилетия разработок стали совершенно иными, и какая их часть разрабатывалась военнопленными - неизвестно...

Tags: Куйбышев, Самара, велосипед, заброшенные объекты, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Революционные движения в Египте за 2000 лет до н.э.

    Думаете, "новая хронология" и альтернативная история - изобретение последних нескольких десятилетий? Как бы не так! Источник - журнал…

  • Взгляд дилетанта из кабины пилота ;)

    В качестве пассажира мне приходилось летать на многих самолётах, начиная от советских Ан-2 и заканчивая импортными Боингами и Эйрбасами, потому я,…

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Ленину - 151!

    Сегодня, в день 151-й годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ульянова, я решил напомнить читателям моего блога о своих старых постах на ленинскую…

  • Мост через Самарку в Домашке

    Два с половиной года назад, описывая когда-либо существовавшие старые мосты через р. Самара, на американской карте 1950-х годов, которую они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments