Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

СМЗ С-3Д

Не так давно в нашей деревне нам с псами во время прогулки попался на глаза один из раритетов, во времена моего детства шустро стрекотавших по городам и весям СССР, а ныне практически полностью изчезнувший - "инвалидка", или мотоколяска Серпуховского завода, предшественница которого хорошо известна многим по "Операции "Ы".

В отличие от "инвалидки" Бывалого, эта мотоколяска была гораздо более близка к автомобилю, хотя и сохранила мотоциклетный двухтактный двигатель.



Машинка прошла недавно реставрацию, заключавшуюся в перекраске изначально зеленого кузова радикальный синий цвет.
Пара слов о технических параметрах этого пепелаца.

Характеристики:

Длина 2825 мм
Ширина 1380 мм
Высота 1300 мм
Клиренс 170—180 мм
Колёсная база 1700 мм
Колея задняя 1114 мм
Колея передняя 1114 мм
Масса 498 кг
(без нагрузки, в снаряжённом состоянии)


Двигатель:
Иж-Планета-2 (Иж-Планета-3)
Тип двухтактный одноцилиндровый
Объём 346 см3
Максимальная мощность 12 л. с., при 3600 об/мин (14 л. с., при 4000 об/мин для ИП-3)
Максимальный крутящий момент 25 Н·м


Интересно, что именно на "инвалидках" впервые в истории советского автопрома был применен ряд новых технических решений:

Несмотря на неказистый внешний вид и явную непрестижность, мотоколяска имела целый ряд необычных для советского автопрома и передовых по тем временам конструктивных решений: достаточно отметить независимую подвеску всех колёс (задняя — типа «качающаяся свеча», то есть, разновидность схемы «макферсон»), реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, — всё это в те годы ещё не стало общепринятым в практике мирового автостроения, а на «настоящих» советских автомобилях появилось лишь в восьмидесятые годы.

В обслуживании мотоколяски были неприхотливы. Слабым местом в эксплуатации в зимнее время был мембранный бензонасос — в нём на холоде замерзал конденсат, и двигатель останавливался во время движения. Зато двухтактный двигатель воздушного охлаждения легче пускался на морозе и не вызывал таких проблем при эксплуатации зимой, как двигатели с водяным охлаждением (в те годы личные автомобили эксплуатировали преимущественно именно «на воде» из-за дефицита антифриза).


Одна из причин, по которой "инвалидки" в своё время внезапно и практически одномоментно пропали с дорог - то, что выдавались эти недоавтомобильчики органами соцобеспечения, и туда же должны были сдаваться по окончании срока эксплуатации:
Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую.

Последние 300 моделей СЗД покинули СеАЗ осенью 1997 года. СЗД был заменен Окой.

Помимо С-3Д, стояла рядом и, судя по всему, самоделка-багги, собранная, видимо, на базе той же "инвалидки".



Конечно, этот недоавтомобильчик не столь стар, да и не столь редок по сравнению с "Москвичом-400", который также как-то попался нам во время прогулки, но и он - одно из немногих дошедших до нас свидетельств целой эпохи...
Tags: Кинель, забытая история, история, как это было, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…