В отличие от "инвалидки" Бывалого, эта мотоколяска была гораздо более близка к автомобилю, хотя и сохранила мотоциклетный двухтактный двигатель.
Машинка прошла недавно реставрацию, заключавшуюся в перекраске изначально зеленого кузова радикальный синий цвет.
Пара слов о технических параметрах этого пепелаца.
Характеристики:
Длина 2825 мм
Ширина 1380 мм
Высота 1300 мм
Клиренс 170—180 мм
Колёсная база 1700 мм
Колея задняя 1114 мм
Колея передняя 1114 мм
Масса 498 кг
(без нагрузки, в снаряжённом состоянии)
Двигатель:
Иж-Планета-2 (Иж-Планета-3)
Тип двухтактный одноцилиндровый
Объём 346 см3
Максимальная мощность 12 л. с., при 3600 об/мин (14 л. с., при 4000 об/мин для ИП-3)
Максимальный крутящий момент 25 Н·м
Интересно, что именно на "инвалидках" впервые в истории советского автопрома был применен ряд новых технических решений:
Несмотря на неказистый внешний вид и явную непрестижность, мотоколяска имела целый ряд необычных для советского автопрома и передовых по тем временам конструктивных решений: достаточно отметить независимую подвеску всех колёс (задняя — типа «качающаяся свеча», то есть, разновидность схемы «макферсон»), реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, — всё это в те годы ещё не стало общепринятым в практике мирового автостроения, а на «настоящих» советских автомобилях появилось лишь в восьмидесятые годы.
В обслуживании мотоколяски были неприхотливы. Слабым местом в эксплуатации в зимнее время был мембранный бензонасос — в нём на холоде замерзал конденсат, и двигатель останавливался во время движения. Зато двухтактный двигатель воздушного охлаждения легче пускался на морозе и не вызывал таких проблем при эксплуатации зимой, как двигатели с водяным охлаждением (в те годы личные автомобили эксплуатировали преимущественно именно «на воде» из-за дефицита антифриза).
Одна из причин, по которой "инвалидки" в своё время внезапно и практически одномоментно пропали с дорог - то, что выдавались эти недоавтомобильчики органами соцобеспечения, и туда же должны были сдаваться по окончании срока эксплуатации:
Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую.
Последние 300 моделей СЗД покинули СеАЗ осенью 1997 года. СЗД был заменен Окой.
Помимо С-3Д, стояла рядом и, судя по всему, самоделка-багги, собранная, видимо, на базе той же "инвалидки".
Конечно, этот недоавтомобильчик не столь стар, да и не столь редок по сравнению с "Москвичом-400", который также как-то попался нам во время прогулки, но и он - одно из немногих дошедших до нас свидетельств целой эпохи...